Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ. РАБОТА С КАРТИНОЙ Т. МАВРИНОЙ «ВАСИЛЬКИ НА ОКНЕ»

Цели деятельности учителя: учить работать с репродукцией; формировать умение вглядываться в детали живописной картины и понимать ее смысл; показать, как прием сравнения может быть использован в живописном произведении.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно использовать прием сравнения при составлении описатель­ного рассказа.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - уме­ют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать по­зицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возмож­ности в учении, способны адекватно судить о причинах своего ус­пеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудо­любием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какое слово «спряталось»? (Музей.) Что такое музей? Что хранится в музее?

II. Актуализация опорных знаний. (Коммуникативные: стро­ят понятные речевые высказывания; формулируют ответы на во­просы; регулятивные: осмысливают текстовый материал, приме­няют освоенные способы действия.)

- Прочитайте текст в упражнении 13. Обратите внимание на название текста. Какое окончание подходит к этому тексту по смыслу? (Третий вариант.) С чем автор сравнивает цветок го­рицвета? (Цветок горицвета сравнивается в тексте с золотым огоньком.)

III. Лексическая работа. (Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме об использовании приема сравнения в произведениях живописи, осуществляют поиск необ­ходимой информации.)

- Не только поэты и писатели, но и художники тоже пользуют­ся приемом сравнения.

- Найдите в «Музейном Доме» картину Татьяны Мавриной «Ва­сильки на окне». Рассмотрите эту репродукцию вупражнении 14.

Окно на картине Т. Мавриной находится на верхнем этаже или на нижнем? (Из окна видны только облака на небе и кусочек крыши соседнего дома. Значит, окно находится дачеко от земли, на верх­нем этаже.)

- Почему облака на небе не белые, а золотистые? - спросил Миша. Объясните Мише, откуда этот золотистый свет? (Облака освещаются солнышком. День за окном ясный, небо голубое.)

- Почему рядом с банкой лежат именно желтенькие цветы оду­ванчиков? На что они похожи и своим цветом, и своей формой с лепестками-лучиками? (Цветы одуванчиков можно сравнить с солнышком.) В картине все предметы неподвижны или заметно какое-то движение? Что кажется подвижным: воздух, васильки, облака, дом за окном? (Облака движутся. Как интересно наблю­дать за плывущими по небу облаками. Возникает ощущение легко­го, свежего ветерка - движения воздуха. Стебельки васильков изги­баются, как будто купаются в воздушном пространстве. Кусочек дома, изображенный несколько под наклоном, как с высоты птичьего полета.)

- За окном воздух жаркий и душный или теплый и свежий? (Скорее всего, свежий и теплый, поскольку светит солнышко, но на небе есть облака, и само небо насыщенного голубого цвета, а не бледное, как в жару.)

- Какой цвет в картине создает ощущение большого простран­ства, наполненного свежим воздухом? (Насыщенный голубой цвет.) А еще какой? (Белое пространство вокруг одуванчиков, сле­ва на подоконнике, внутри баночки, в которой стоят васильки. Оно создает ощущение легкости, воздушности.)

- Почему художница захотела написать букетик васильков, ко­торые стоят именно на окне, а не в комнате на столе? Каким своим переживанием она захотела с нами поделиться? (Одуванчики ху­дожница сравнивает с солнышком.) А с чем Татьяна Маврина сравнивает васильки? (Васильки по цвету напоминают синеву неба. Художница хотела показать, что все в природе перекликается друг с другом. Васильки, стоящие на окне на фоне неба, как будто снова стоят в поле, откуда их принесли.)

IV. Итог. (Коммуникативные: строят понятные речевые вы­сказывания, формулируют ответы и аргументируют свое мнение.)

- Что значит «видеть» детали картины, понимать ее смысл?


У р о к 29

Дата: 2019-02-19, просмотров: 49.