Цели деятельности учителя: учить работать с репродукцией; формировать умение вглядываться в детали живописной картины и понимать ее смысл; показать, как прием сравнения может быть использован в живописном произведении.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно использовать прием сравнения при составлении описательного рассказа.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какое слово «спряталось»? (Музей.) Что такое музей? Что хранится в музее?
II. Актуализация опорных знаний. (Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания; формулируют ответы на вопросы; регулятивные: осмысливают текстовый материал, применяют освоенные способы действия.)
- Прочитайте текст в упражнении 13. Обратите внимание на название текста. Какое окончание подходит к этому тексту по смыслу? (Третий вариант.) С чем автор сравнивает цветок горицвета? (Цветок горицвета сравнивается в тексте с золотым огоньком.)
III. Лексическая работа. (Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме об использовании приема сравнения в произведениях живописи, осуществляют поиск необходимой информации.)
- Не только поэты и писатели, но и художники тоже пользуются приемом сравнения.
- Найдите в «Музейном Доме» картину Татьяны Мавриной «Васильки на окне». Рассмотрите эту репродукцию вупражнении 14.
Окно на картине Т. Мавриной находится на верхнем этаже или на нижнем? (Из окна видны только облака на небе и кусочек крыши соседнего дома. Значит, окно находится дачеко от земли, на верхнем этаже.)
- Почему облака на небе не белые, а золотистые? - спросил Миша. Объясните Мише, откуда этот золотистый свет? (Облака освещаются солнышком. День за окном ясный, небо голубое.)
- Почему рядом с банкой лежат именно желтенькие цветы одуванчиков? На что они похожи и своим цветом, и своей формой с лепестками-лучиками? (Цветы одуванчиков можно сравнить с солнышком.) В картине все предметы неподвижны или заметно какое-то движение? Что кажется подвижным: воздух, васильки, облака, дом за окном? (Облака движутся. Как интересно наблюдать за плывущими по небу облаками. Возникает ощущение легкого, свежего ветерка - движения воздуха. Стебельки васильков изгибаются, как будто купаются в воздушном пространстве. Кусочек дома, изображенный несколько под наклоном, как с высоты птичьего полета.)
- За окном воздух жаркий и душный или теплый и свежий? (Скорее всего, свежий и теплый, поскольку светит солнышко, но на небе есть облака, и само небо насыщенного голубого цвета, а не бледное, как в жару.)
- Какой цвет в картине создает ощущение большого пространства, наполненного свежим воздухом? (Насыщенный голубой цвет.) А еще какой? (Белое пространство вокруг одуванчиков, слева на подоконнике, внутри баночки, в которой стоят васильки. Оно создает ощущение легкости, воздушности.)
- Почему художница захотела написать букетик васильков, которые стоят именно на окне, а не в комнате на столе? Каким своим переживанием она захотела с нами поделиться? (Одуванчики художница сравнивает с солнышком.) А с чем Татьяна Маврина сравнивает васильки? (Васильки по цвету напоминают синеву неба. Художница хотела показать, что все в природе перекликается друг с другом. Васильки, стоящие на окне на фоне неба, как будто снова стоят в поле, откуда их принесли.)
IV. Итог. (Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и аргументируют свое мнение.)
- Что значит «видеть» детали картины, понимать ее смысл?
У р о к 29
Дата: 2019-02-19, просмотров: 876.