- Сравните вупражнении 37 слова в парах: мел - мель, пыл - пыль. Что означает слово «пыл»? Проверьте себя по толковому словарю. Какого рода первое слово в каждой паре? (Мужского рода.) Докажите, что у этих слов нулевое окончание.
- Какого рода второе слово в каждой паре? (Женского рода.) Докажите, что у этих слов нулевое окончание.
ме[л] □ мел[а] мел[у] мел|ом| |
ме[л'] □ мелГй! мел 0 мель[ю1 |
Есть нет дам любуюсь |
- Почему последние буквы в словах «мел» и «мель» записаны звуками?
- Какое «открытие» мы сделали, работая над упражнением? (У слов женского рода могут быть нулевые окончания.)
- Запишите первые 8 слов с основой на -ль в 2 столбика по родам. Что получилось? (Одинаковое количество слов - по 4.)
- Докажите, что у двух слов разного рода нулевые окончания. Например: дета[л'], февра[л'];
детал/и, феврал/я; детал/и, феврал/ю; деталь/ю, феврал/ем.
Логика рассуждения такова: поскольку в других формах у слов деталь и февраль окончания появляются, значит, в самой первой форме у этих слов окончания есть - нулевые окончания, что можно показать дважды, как об этом просит учебник: дета[л'11 I, фев- ра[л'0; деталь| I, февраль|~].
- Поработайте в упражнение 39 еще со словами мужского и женского рода, имеющими мягкую основу. Распределите первые 10 слов с основой на -нь в 2 столбика по родам. (Получили одинаковое количество слов - по 5 слов. Все эти слова - с нулевыми окончаниями, и возле каждого выписанного слова поставили пустые квадратики нулевых окончаний.)
Слова тюлень и сирень должны записать так: тюле[н'], си- ре[н'], а затем письменно доказать, что у этих слов - нулевые окончания: тюле[н'], сире[н'];
тюлен/я, сирен/и; тюлен/ю, сирен/и; тюлен/ем, сирень/ю.
Поскольку в других формах у слов тюлень и сирень окончания появляются, значит, в самой первой форме у этих слов окончания есть - нулевые окончания, что можно показать так: тюле[н'll I, си- ре[н'0; или так: тюлень| |, сирень| |.
- Возвращаемся к плакату Летучей Мыши на с. 59, перечитайте пункт 2. Чем пополнили только что полученные знания? (У слов
женского рода могут быть не только окончания -а, -я, но и нулевые окончания.)
- Запишите по три разных примера на данное утверждение.
-а Красавиц [а], сказкЦ], радуг[а]. |
-я Тет{я], фантази[я], яблон[я]. |
|
IV. Итог.
- Отгадайте загадки. Определите род слов-отгадок.
Черный жилет, красный берет.
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел - м. р.)
Посреди поля лежит зеркало,
Стекло голубое, рама зеленая. (Озеро - ср. р.)
Скачет зверушка, не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку и комар, и мушка. (Лягушка - ж. р.)
Мордочка усатая, шубка полосатая,
Часто умывается, а с водой не знается. (Кошка - ж. р.)
Гребешок аленький, кафтанчик рябенький,
Двойная бородка, важная походка.
Раньше всех встает, голосисто поет. (Петух - м. р.)
Я молча смотрю на всех и смотрят все на меня. Веселые видят смех, с печальными плачу я. Глубокое, как река, я дома на вашей стене. Увидит старик - старика, ребенок - ребенка во мне.
(Зеркало - ср. р.)
Урок 27
Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОГО РОДА
Цели деятельности учителя: учить определять род слов- названий предметов типа «хор» и «хорь»; формировать умение выделять окончания слов с ь на конце.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно выделять окончания слов-названий предметов с ъ на конце.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб
ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения, принимать позицию партнера (оппонента); личностные осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 711.