Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ РАЗНОГО РОДА

Цели деятельности учителя: показать, что смысл слова за­ключается в основе слова; учить выписывать из обратного словаря

в) Таракан, барабан, караван, каравай, сарафан.

слова-названия предметов женского, мужского и среднего рода; формировать умение выделять окончания слов-названий предметов разного рода.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно выделять окончания слов-названий предметов разного рода; находить информацию (текстовую, графическую, изобразитель­ную) в словаре, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны аде­кватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.


Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Сравните словосочетания. Чем похожи? Чем различаются?

- Какого рода слово «плакса» в каждом случае?


II. Актуализация опорных знаний.

- Рассмотрите слова мужского, женского и среднего рода в таб­лице на с. 54. С помощью каких слов можно убедиться, что слова- названия предметов в таблице мужского, среднего и женского ро­да? (Он, она, оно.)

- Ответьте на блок вопросов, который расположен между дву­мя подсказками Летучей Мыши. Какой усвоенный материал мы повторили? (Именно у слов мужского рода нулевое окончание. Окончания показывают, что слова правильно объединены в группы; окончание - изменяемая часть слова. Смысл слова позво­ляет понять его основа, эта часть слова не изменяется.)

III. Изучение нового материала. (.Познавательные: осознан­но строят речевое высказывание в устной форме о взаимосвязи
окончания слова с его родом; регулятивные: применяют освоен­ные способы действия; осмысливают текстовой материал, выделя­ют предмет речи и его свойства.)

- Обратимся вновь к таблице на с. 54. Зачитайте в третьей ко­лонке слова женского рода. Что обнаружили? (На конце всех этих слов буквы -а и -я.)

- На какие буквы нужно открыть обратный словарь, чтобы об­наружить слова женского рода? (На буквы -а и -я.)

- Откройте обратный словарь на букву а. Прочитайте первые 10 слов-названий предметов (упражнение 31).

- Проверьте: все эти слова - женского рода?

- Выпишите любые пять слов. Выделите окончания. (Моя баб[а], моя резьб\а\, моя <)уг[а], моя ро$а], моя гроз\а\.)

- Откройте обратный словарь на букву я, прочитайте первые 10 слов-названий предметов.

- Все эти слова действительно женского рода?

- Выпишите любые пять слов. Выделите окончания. (Моя зме\я[ моя сабл\я\, моя цапл[я\, моя песн\я\, моя зар\я\.)

- Вернитесь еще раз к таблице. В каком столбике слова средне­го рода?

- Внимательно рассмотрите их окончания.

- На какие буквы будете искать в обратном словаре слова сред­него рода? (На буквы -о и -е.)

- Откройте обратный словарь на букву е. Выпишите первые семь слов (упражнение 32). Все ли эти слова среднего рода? Анишит Йокоповна уверяет, что одно из этих слов - мужского ро­да. О каком слове идет речь? (Слово «кофе».)

- Выделите у слов, которые вы написали, окончания (там, где это возможно). Используйте слова «дам» (кому? чему?) и «любу­юсь» (кем? чем?).

Есть (кто? что?) |Пол,[ёТ,

12Е0.

а0

Дам (кому? чему?) . гор. [jg ,

.мор.[»3»


Кафе,

.сердцЩ.

блюдц[у|, кофе.

Любуюсь (кем? чем?) .пол] ем] ,

S 2 L

ем

мор [ём], кафе,

I_ :_ |

,сердц,[ём], блюдц[[ё\Г кофе.

кафе, 1сердц[ё], ,блюдц|ёТ, ,кофе, (м. р.).


- У каких слов нет окончаний? (Кафе, кофе.)

- Откройте обратный словарь на букву о.

- Выпишите первые четыре слова (упражнение 33).

- Устно измените форму каждого из них с помощью слов «дам» и «любуюсь».

- У какого слова нет окончания? (Какао.)

- Почему вы так думаете? (Слово «какао» не изменяется.) Вы­делите основы слов и их окончания (там, где они есть).

Дакао,,                    дерев[о],

| кружев[о~|,            слов [о].

- Прочитайте все слова на букву о, кроме слов с голубой мет­кой и слов со звездочкой.

- Какого рода все прочитанные вами слова? (Все слова среднего рода.)

- Найдите среди них и выпишите еще два слова, у которых нет окончаний, потому что они - неизменяемые. (Эскимо, кино.)

- Что же такое нулевое окончание? На какую букву в обратном словаре искать слова-названия предметов мужского рода? Ведь у них нулевые окончания?

- Посмотрите обратный словарь на буквы б. в, г. Как выстрое­ны здесь слова? (Слова в Обратном словаре выстроены по концу слова, то есть завершает такое слово последняя буква основы: крабП, yOae ^ J , флаг[ ^ J , кладП и т. д.)

- Есть ли среди слов-названий предметов слова мужского ро­да? Они все - с нулевым окончанием? Как вы это докажете? (У лю­бого из этих слов есть нулевое окончание, это можно доказать, если изменить слово: краб - краба; удав - удава, флаг - флага, клад - клада.)

- Мы читаем список слов, основа которых оканчивается на бу­квы б, в, г. Какого рода эти слова? (Мужского рода.)

- Как вы думаете, а на буквы д. ж, з в обратном словаре можно будет найти слова мужского рода?

- Что вы можете сказать об основах этих слов и об их оконча­нии? (Мы убедились в том, что все эти слова в обратном словаре мужского рода. Таким образом, сет слово муж/кого рода шкан- чивается на согласный, то у него нулевое окончание. Есть звук и обратный ход: если слово в обратном словаре заканчивается на согласный зв\'к (д. ж j и т. д.) оно мужского рода )

- Очень важно, чтобы вы правильно формулировали объясне­ние. Например: «Основа слов клад, лимонад, запад оканчивается на букву д. Докажем, что у них - нулевые окончания: клад - клада, лимонад - лимонада. Окончания у этих слов появляются, когда мы начинаем их изменять. Значит, у слов клад, лимонад, запад - нуле­вые окончания».

IV. Повтор и систематизация знаний. (Познавательные: ис­пользуют схемы и таблицы для решения учебной задачи, дополня­ют и расширяют имеющиеся знания об изучаемом предмете; ком­муникативные: участвуют в учебном диалоге, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и выводы.)

•Опрос по цепочке.

- Кто сейчас нам скажет о словах, которые мы нашли в обрат­ном словаре на букву ж? Что ты можешь сказать об основах этих слов? На какую букву они заканчиваются? А об окончаниях этих слов? Как ты нам докажешь, что у этих слов - нулевые окончания?

- Вернитесь к таблице на с. 56 и расскажите, какие там оконча­ния у слов-названий предметов разного рода.



М. р.                                 ср. р.                                 ж. р.

- П                                    -о, -е                                 -а, -я

- Посмотрите на плакат Летучей Мыши на с. 59. Какие бывают окончания у слов-названий предметов в словарях? Что вам кажется необычным? (У слов мужского рода могут быть окончания -а, -я. У слов женского рода — нулевое окончание.)

- Приведите примеры слов среднего рода, у которых есть окон­чания, и слов, у которых нет окончаний (то есть неизменяемых слов). Выполняют запись в тетради:

-о                                       -е                                  I _____ I

Окн[о],                          Мор[ё],                                 Кафе,

зеркал[о],                        пол[ё],                               .эскимо,

лиц[о],                          гор[ё],                                    кино;,

сел [о].                          сердц[ё].                              метро.

Упражнение 34.

- Откройте обратный словарь на букву а. Отыщите группу слов на -шка. Среди этих слов найдите слова мужского рода. Миша и Маша нашли девять таких слов.

- Выпишите их, выделив окончания. (Мишк\а\, парнишк\а\, сы- нишк\а], зайчишк[а\, братишнЩ, соловушк\а\ дедуш/{а\, скворушк\а\ дядюшк^а].)

- Откройте обратный словарь на букву я.

- Есть ли в списке слов упражнения 35 слова мужского рода? (Есть.) А слова, которые могут быть и мужского, и женского рода? (Есть.)

- Выпишите их, выделив окончания.

м. р.                                       м. р. и ж. р.

ДядЫ,                                      Грязнул[я],

судь[я].                                       ТИХОН0.

V. Итог. (Регулятивные: принимают инструкцию педагога и чет­ко следуют ей.)

- Вернитесь к плакату Летучей Мыши. Прочитайте пункт 1. Теперь вы согласны с ним? Запишите его в тетрадь. Подтвердите своими примерами.

-а                                              -я                                 □

Пап[а],                               Дяд[я],                       МальчикЦ],

дедушк[а],                            Кол[я],                           братЩ,

Миш[а}                               Тол[я].                            столП.

Урок 26

Дата: 2019-02-19, просмотров: 71.