Цели деятельности учителя: показать, что смысл слова заключается в основе слова; учить выписывать из обратного словаря
в) Таракан, барабан, караван, каравай, сарафан.
слова-названия предметов женского, мужского и среднего рода; формировать умение выделять окончания слов-названий предметов разного рода.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно выделять окончания слов-названий предметов разного рода; находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Сравните словосочетания. Чем похожи? Чем различаются?
- Какого рода слово «плакса» в каждом случае?
II. Актуализация опорных знаний.
- Рассмотрите слова мужского, женского и среднего рода в таблице на с. 54. С помощью каких слов можно убедиться, что слова- названия предметов в таблице мужского, среднего и женского рода? (Он, она, оно.)
- Ответьте на блок вопросов, который расположен между двумя подсказками Летучей Мыши. Какой усвоенный материал мы повторили? (Именно у слов мужского рода нулевое окончание. Окончания показывают, что слова правильно объединены в группы; окончание - изменяемая часть слова. Смысл слова позволяет понять его основа, эта часть слова не изменяется.)
III. Изучение нового материала. (.Познавательные: осознанно строят речевое высказывание в устной форме о взаимосвязи
окончания слова с его родом; регулятивные: применяют освоенные способы действия; осмысливают текстовой материал, выделяют предмет речи и его свойства.)
- Обратимся вновь к таблице на с. 54. Зачитайте в третьей колонке слова женского рода. Что обнаружили? (На конце всех этих слов буквы -а и -я.)
- На какие буквы нужно открыть обратный словарь, чтобы обнаружить слова женского рода? (На буквы -а и -я.)
- Откройте обратный словарь на букву а. Прочитайте первые 10 слов-названий предметов (упражнение 31).
- Проверьте: все эти слова - женского рода?
- Выпишите любые пять слов. Выделите окончания. (Моя баб[а], моя резьб\а\, моя <)уг[а], моя ро$а], моя гроз\а\.)
- Откройте обратный словарь на букву я, прочитайте первые 10 слов-названий предметов.
- Все эти слова действительно женского рода?
- Выпишите любые пять слов. Выделите окончания. (Моя зме\я[ моя сабл\я\, моя цапл[я\, моя песн\я\, моя зар\я\.)
- Вернитесь еще раз к таблице. В каком столбике слова среднего рода?
- Внимательно рассмотрите их окончания.
- На какие буквы будете искать в обратном словаре слова среднего рода? (На буквы -о и -е.)
- Откройте обратный словарь на букву е. Выпишите первые семь слов (упражнение 32). Все ли эти слова среднего рода? Анишит Йокоповна уверяет, что одно из этих слов - мужского рода. О каком слове идет речь? (Слово «кофе».)
- Выделите у слов, которые вы написали, окончания (там, где это возможно). Используйте слова «дам» (кому? чему?) и «любуюсь» (кем? чем?).
Есть (кто? что?) |Пол,[ёТ,
12Е0.
а0
Дам (кому? чему?) . гор. [jg , .мор.[»3» |
Кафе,
.сердцЩ.
блюдц[у|, кофе.
Любуюсь (кем? чем?) .пол] ем] , |
S 2 L |
ем |
мор [ём], кафе, I_ :_ | ,сердц,[ём], блюдц[[ё\Г кофе. |
кафе, 1сердц[ё], ,блюдц|ёТ, ,кофе, (м. р.).
- У каких слов нет окончаний? (Кафе, кофе.)
- Откройте обратный словарь на букву о.
- Выпишите первые четыре слова (упражнение 33).
- Устно измените форму каждого из них с помощью слов «дам» и «любуюсь».
- У какого слова нет окончания? (Какао.)
- Почему вы так думаете? (Слово «какао» не изменяется.) Выделите основы слов и их окончания (там, где они есть).
Дакао,, дерев[о],
| кружев[о~|, слов [о].
- Прочитайте все слова на букву о, кроме слов с голубой меткой и слов со звездочкой.
- Какого рода все прочитанные вами слова? (Все слова среднего рода.)
- Найдите среди них и выпишите еще два слова, у которых нет окончаний, потому что они - неизменяемые. (Эскимо, кино.)
- Что же такое нулевое окончание? На какую букву в обратном словаре искать слова-названия предметов мужского рода? Ведь у них нулевые окончания?
- Посмотрите обратный словарь на буквы б. в, г. Как выстроены здесь слова? (Слова в Обратном словаре выстроены по концу слова, то есть завершает такое слово последняя буква основы: крабП, yOae ^ J , флаг[ ^ J , кладП и т. д.)
- Есть ли среди слов-названий предметов слова мужского рода? Они все - с нулевым окончанием? Как вы это докажете? (У любого из этих слов есть нулевое окончание, это можно доказать, если изменить слово: краб - краба; удав - удава, флаг - флага, клад - клада.)
- Мы читаем список слов, основа которых оканчивается на буквы б, в, г. Какого рода эти слова? (Мужского рода.)
- Как вы думаете, а на буквы д. ж, з в обратном словаре можно будет найти слова мужского рода?
- Что вы можете сказать об основах этих слов и об их окончании? (Мы убедились в том, что все эти слова в обратном словаре мужского рода. Таким образом, сет слово муж/кого рода шкан- чивается на согласный, то у него нулевое окончание. Есть звук и обратный ход: если слово в обратном словаре заканчивается на согласный зв\'к (д. ж j и т. д.) оно мужского рода )
- Очень важно, чтобы вы правильно формулировали объяснение. Например: «Основа слов клад, лимонад, запад оканчивается на букву д. Докажем, что у них - нулевые окончания: клад - клада, лимонад - лимонада. Окончания у этих слов появляются, когда мы начинаем их изменять. Значит, у слов клад, лимонад, запад - нулевые окончания».
IV. Повтор и систематизация знаний. (Познавательные: используют схемы и таблицы для решения учебной задачи, дополняют и расширяют имеющиеся знания об изучаемом предмете; коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и выводы.)
•Опрос по цепочке.
- Кто сейчас нам скажет о словах, которые мы нашли в обратном словаре на букву ж? Что ты можешь сказать об основах этих слов? На какую букву они заканчиваются? А об окончаниях этих слов? Как ты нам докажешь, что у этих слов - нулевые окончания?
- Вернитесь к таблице на с. 56 и расскажите, какие там окончания у слов-названий предметов разного рода.
М. р. ср. р. ж. р.
- П -о, -е -а, -я
- Посмотрите на плакат Летучей Мыши на с. 59. Какие бывают окончания у слов-названий предметов в словарях? Что вам кажется необычным? (У слов мужского рода могут быть окончания -а, -я. У слов женского рода — нулевое окончание.)
- Приведите примеры слов среднего рода, у которых есть окончания, и слов, у которых нет окончаний (то есть неизменяемых слов). Выполняют запись в тетради:
-о -е I _____ I
Окн[о], Мор[ё], Кафе,
зеркал[о], пол[ё], .эскимо,
лиц[о], гор[ё], кино;,
сел [о]. сердц[ё]. метро.
Упражнение 34.
- Откройте обратный словарь на букву а. Отыщите группу слов на -шка. Среди этих слов найдите слова мужского рода. Миша и Маша нашли девять таких слов.
- Выпишите их, выделив окончания. (Мишк\а\, парнишк\а\, сы- нишк\а], зайчишк[а\, братишнЩ, соловушк\а\ дедуш/{а\, скворушк\а\ дядюшк^а].)
- Откройте обратный словарь на букву я.
- Есть ли в списке слов упражнения 35 слова мужского рода? (Есть.) А слова, которые могут быть и мужского, и женского рода? (Есть.)
- Выпишите их, выделив окончания.
м. р. м. р. и ж. р.
ДядЫ, Грязнул[я],
судь[я]. ТИХОН0.
V. Итог. (Регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей.)
- Вернитесь к плакату Летучей Мыши. Прочитайте пункт 1. Теперь вы согласны с ним? Запишите его в тетрадь. Подтвердите своими примерами.
-а -я □
Пап[а], Дяд[я], МальчикЦ],
дедушк[а], Кол[я], братЩ,
Миш[а} Тол[я]. столП.
Урок 26
Дата: 2019-02-19, просмотров: 551.