Цели деятельности учителя: учить определять род слов- названий предметов; формировать умение выписывать из обратного словаря слова-названия предметов разного рода.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно определять род слов-названий предметов, находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.
- Сравните оба слова.
- На какие вопросы они отвечают?
II. Актуализация опорных знаний.
- На какие вопросы отвечают слова-названия предметов? Какого рода могут быть эти слова? Как определить женский род, мужской род, средний род?
- Прочитайте в упражнении 28 стихотворение М. Грозов- ского «Снегирь». Выпишите слова-названия предметов, выделенные жирным шрифтом, столбиком. Укажите, какого они рода. (Пустырь-м. р., снегирь-м. р., гость —м. р., гроздь - ж. р.)
- Как слова на цветном фоне помогают подтвердить, что вы правильно указали род слов-названий предметов? (С помощью окончаний: заснеженн\ый\пустырь, сел[} снегирь, важн \ыи\гость, рябинов\ая\гроздь.)
- Докажите письменно, что каждое выписанное слово может изменяться по числам. (Пустырь^- пустырей], снегирь Q - снегир\й\, гостъ\Ц\ - гост\й\, гроздь Q - грозд\й\.)
- Найдите слово «снегирь» в словаре происхождения слов. Какое слово дало ему жизнь? (Снег.)
- Как оно помогает проверить и запомнить написание слова «снегирь»?
Снегирь - снег.
- Спишите предложения вупражнении 29, выбрав нужные окончания слов-названий действий.
- В скобках укажите род слов-названий предметов.
1) Дедушка (м. р.) читал [Ц(м. р.).
2) Мышь (ж. р.) побежал[а] (ж. р.).
3) Чучело (ср. р.) стоял[о] (ср. р.) на огороде.
4) Стекло (ср. р.) блестел[о] (ср. р.) на солнце.
5) Скворушка (м. р.) пелЦ (м. р.) песню.
6) Это был(а](ж. р.) шинель (ж. р.) отца.
III. Изучение нового материала. (Познавательные: используют и схемы, и таблицы для решения учебной задачи, дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления по теме.)
- Рассмотрите схемы на доске:
D ВВШЕЕВ- 2 > ЕЗЕЗ-
- Какая схема соответствует первому предложению? Какая схема соответствует четвертому предложению? Сравните окончания слов-названий предметов и окончания слов-названий действий, которые обозначают прошедшее время. Какой вывод можно сделать? (Окончания у слов-названий действий прошедшего времени становится таким же, как и у слов-названий предметов.)
Мам(а] - пел[а] ж. р.
лет[о1 - пелГо] ср. р.
мальчикЦ- пелЦ м. р.
- Замените слова-названия действий прошедшего времени на слова-названия действий настоящего времени. Сравните окончания этих слов.
Мама - по | ет | ж. р. |
лето - по ет | ср. р. | |
мальчик - | по|ет| | м. р. |
57 |
- Какой вывод можно сделать? (По окончанию слов-названий действий настоящего времени нельзя определить род, так как все окончания одинаковые.)
- Выполните упражнение 30, работая в парах.
- Откройте обратный словарь на -ь. Найдите слова с основой на -ль. Устно по цепочке определите род каждого из этих слов.
М. р.
Лежал[а] деталь, был[а] сталь, был[а] печаль, лежал[а] шаль, стоял[а] ель. |
- Запишите пять слов-названий предметов мужского рода вместе с любым из предлагаемых слов-названий действий: был (1 L -а, -о), лежал (1 L -а, -о), стоял (1 |, -а, -о). А сосед выполнит это же задание, но только со словами-названиями предметов женского рода.
Ж. р.
Был □февраль, стоял О корабль, лежал □ рубль, стоял О журавль, лежал Q щавель.
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Какие звуки поменялись со сменой буквы? Четко произнесите их. (Булки - белки, Гбулк 'и] - [б'элк 'и].)
- Изменился не только гласный звук (был звук [у], стал звук [э]). Изменился и согласный звук (был твердый звук [б], стал мягкий звук [б']).
- Спишите предложение с нужным словом. Подчеркните все трудные написания.
Посмотрите, тут и там белки скачут по ветвям!
Задание «Произноси правильно».
- Прочитайте стихотворение М. Высотской. Проверьте по словарю «Произноси правильно» произношение выделенного слова. (Скворечник - скворе[ш]ник.)
- Произнесите это слово несколько раз.
IV. Решение кроссворда.
По горизонтали:
2. Эти люди любят труд. Их крестьянами зовут. Назовите-ка скорее место, где они живут!
3. Это слово очень скромно, а значение огромно: предприятие большое и станки промышленные.
По вертикали:
1. Зверь огромный, косолапый, он сосет в берлоге лапу.
Ответы: 2. Деревня. 3. Завод. 1. Медведь.
- Прочитайте выразительно стихотворение М. Мревлишвили «Март».
Март хотя и плакса, Глаз один в слезинках,
Но хитрец большой: А в лучах другой.
- Расскажите все о слове «плакса». Какую особенность заметили? Какие еще знаете имена существительные, которые могут быть отнесены к мужскому роду? (Он соня - она соня, он растеря - она растеря, он невежа - она невежа.)
V. Итог. (Коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы на вопросы; регулятивные: принимают инструкцию педагога и четко следуют ей, адекватно воспринимают оценку учителя.)
- В пустые клетки впишите буквы. Что вы скажете о получившихся словах?
Отгадки:
а) Барабан, сарафан, караван, банан, сазан.
б) Кролик, коржик, коврик, козлик, ключик.
а | а | а | ||||
а | а | а | ||||
а | а | а | ||||
а | а | а | ||||
а | а | а |
в) |
а | а | а | н | б) | к | и | к | ||||||
а | а | а | н | к | и | к | |||||||
а | а | а | н | к | и | к | |||||||
| а | а | н | к | и | к | |||||||
а | а | н | к | и | к |
а) |
Урок 25 |
Дата: 2019-02-19, просмотров: 805.