Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ. ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ

Цели деятельности учителя: учить подбирать названия к тек­стам на одну или разные темы, составлять подходящие по смыслу начало и завершение текстов; формировать умение подбирать окончание к данному тексту.

Планируемые результаты (предметные): научатся самостоя­тельно подбирать названия к текстам на определенную тему; фор­мировать структуру текста.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны аде­кватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

- Смысл этого упражнения - в подборе названия к двум тек­стам на одну тему. В упражнении приводятся только начальные фрагменты этих текстов. Сравните их. О каком природном явлении рассказывают тексты? (О снеге с разных точек зрения.) Аргумен­тируйте выбор названия к текстам. (Первый текст рассказывает о красоте снежинок, а второй - о том, как снег возникает.)

Аналогичное задание 77 дети выполняют самостоятельно.


III. Работа со структурой текста.

-Вупражнении 12изадании 78 подберите подходящие по смыслу окончания данных текстов. (К тексту из задания 78 лучше подходит окончание «Много интересного в лесу!».)

- В задании 79 вам предстоит работа с деформированным тек­стом: определите, каким предложением лучше начать текст, а каким - завершить его, чтобы передать развитие мысли. (Начало текста: «Слава с мамой переехали в один из новых районов города», заверше­ние - «В этот лес Слава ходил кататься на лыжах».)

IV. Итог.

- Когда называем предложения текстом? Чем они объединены? Чем нужно руководствоваться, подбирая название к тексту?

Урок 22

Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ, У КОТОРЫХ НЕТ ОКОНЧАНИЙ

Цели деятельности учителя: учить сравнивать формы изме­няемых и неизменяемых слов-названий предметов; формировать умение противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; упражнять в распознавании рода имен существитель­ных и написании окончаний.

Планируемые результаты (предметные): научатся диффе­ренцировать изменяемые и неизменяемые слова-названия предме­тов и самостоятельно сравнивать их формы.

Критерии сформированностн (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные — принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;

личностные - осознают свои возможности в учении, способны аде­кватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.

пЛиьь


 

/

- Какие слова здесь «спрятались»? (Пальто, пальма.)

- Сравните грамматические признаки этих слов.

II. Актуализация опорных знаний. (Личностные: стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований; коммуника­тивные: участвуют в учебном диалоге, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и выводы.)

- Что такое окончание? Какие слова не имеют окончаний?

- Как определить род слов-названий предметов?

- Прочитайте слова вупражнении 21. Найдите лишнее сло­во в каждой строчке. (Кино, пальто, село, метро; кафе, эскимо, какао, море.)

- Что объединяет оставшиеся слова? (Эти слова не имеют окончаний.) Какого они рода? (Среднего рода.)

- Запишите эти слова и выделите у них основы. СКино, .кафе, пальто, метро, эскимо, какао.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: выстраива­ют осознанное речевое высказывание в устной форме о связи слов в предложении, осуществляют поиск необходимой информации; ре­гулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки и вносить необхо­димые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.)

- Запишите предложения из упражнения 22. Подчеркните их основу. Стрелочкой покажите словосочетания.

на что?                                           что?

Какаду сел на стол. Мальчик любит кино.

- Докажите, что у одного из слов в каждом предложении нет окончания, а у другого - нулевое окончание.

(Учащиеся устанавливают, что слова «стол» и «мальчик» - из­меняемые, а слова «какаду» и «кино» - неизменяемые.)

- Воспользуйтесь помощью слов «нет», «дам», «любуюсь» и за­пишите формы изменяемых слов в один столбик, а формы неизме­няемых слов - в другой. Выделите основы.

Есть                |МальчиК|П,|С10Л)Г~К     .какаду,, ,кино,;

нет                   | мал ьчик.Га], .стод[а~1,   ,какаду,, .кино,;

дам                  | мальчик,[у], ,стод[у1,       ,какаду ,,кино,;

любуюсь        .мальчик, |ом|, |СтоЛ||ом|.какаду,, .кино,.

- Запишите два предложения из упражнения 23.

Кенгуру смотрел в окно. Кенгуру надел пальто.

- Докажите, что одно из выделенных слов не.изменяется, а у дру­гого есть окончание. Для этого поставьте каждое выделенное слово во множественное число и запишите его в скобках. Выделите окон­чания у изменяемого слова. (,Окн\о \ -,окнЦа\, пальто, - пальто.)

- А теперь докажите то же самое по-другому. Воспользуйтесь помощью слова «нет». (У кенгуру нет,окн[а\ и пальто..)

- Спишите предложение вупражнении 24.

- Измените у выделенных слов единственное число на множе­ственное и запишите еще одно предложение. (Мальчик съел яблок\о\ и эскимо. Мальчик съел яблок[г7| и эскимо.)

- У какого из выделенных слов нет окончания? (Эскимо.) А у ка­кого оно есть? (Яблоко.) Отметьте основы и окончания у выделен­ных слов в обоих предложениях.

- Посмотрите в упражнении 25, как Миша записал стихотворение Олега Григорьева. В каком предложении Миша сделал ошибку? (В последнем предложении. Слово «пальто» не изменяется.)

- Запишите это предложение правильно.

Решил .пальто, я наказать И без пальто пошел гулять.

Работа в печатной тетради: задание 20.

- Давайте рассмотрим возможное количество форм у слова-наз­вания предмета и варианты окончаний.


Дата: 2019-02-19, просмотров: 13.