Цели деятельности учителя: учить подбирать названия к текстам на одну или разные темы, составлять подходящие по смыслу начало и завершение текстов; формировать умение подбирать окончание к данному тексту.
Планируемые результаты (предметные): научатся самостоятельно подбирать названия к текстам на определенную тему; формировать структуру текста.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
- Смысл этого упражнения - в подборе названия к двум текстам на одну тему. В упражнении приводятся только начальные фрагменты этих текстов. Сравните их. О каком природном явлении рассказывают тексты? (О снеге с разных точек зрения.) Аргументируйте выбор названия к текстам. (Первый текст рассказывает о красоте снежинок, а второй - о том, как снег возникает.)
Аналогичное задание 77 дети выполняют самостоятельно.
III. Работа со структурой текста.
-Вупражнении 12изадании 78 подберите подходящие по смыслу окончания данных текстов. (К тексту из задания 78 лучше подходит окончание «Много интересного в лесу!».)
- В задании 79 вам предстоит работа с деформированным текстом: определите, каким предложением лучше начать текст, а каким - завершить его, чтобы передать развитие мысли. (Начало текста: «Слава с мамой переехали в один из новых районов города», завершение - «В этот лес Слава ходил кататься на лыжах».)
IV. Итог.
- Когда называем предложения текстом? Чем они объединены? Чем нужно руководствоваться, подбирая название к тексту?
Урок 22
Тема: СЛОВА-НАЗВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ, У КОТОРЫХ НЕТ ОКОНЧАНИЙ
Цели деятельности учителя: учить сравнивать формы изменяемых и неизменяемых слов-названий предметов; формировать умение противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний; упражнять в распознавании рода имен существительных и написании окончаний.
Планируемые результаты (предметные): научатся дифференцировать изменяемые и неизменяемые слова-названия предметов и самостоятельно сравнивать их формы.
Критерии сформированностн (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные — принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
личностные - осознают свои возможности в учении, способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
пЛиьь
/
- Какие слова здесь «спрятались»? (Пальто, пальма.)
- Сравните грамматические признаки этих слов.
II. Актуализация опорных знаний. (Личностные: стремятся к улучшению результатов учебных действий; понимают и осознают необходимость выполнения школьных требований; коммуникативные: участвуют в учебном диалоге, строят понятные речевые высказывания, формулируют ответы и выводы.)
- Что такое окончание? Какие слова не имеют окончаний?
- Как определить род слов-названий предметов?
- Прочитайте слова вупражнении 21. Найдите лишнее слово в каждой строчке. (Кино, пальто, село, метро; кафе, эскимо, какао, море.)
- Что объединяет оставшиеся слова? (Эти слова не имеют окончаний.) Какого они рода? (Среднего рода.)
- Запишите эти слова и выделите у них основы. СКино, .кафе, пальто, метро, эскимо, какао.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о связи слов в предложении, осуществляют поиск необходимой информации; регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки и вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.)
- Запишите предложения из упражнения 22. Подчеркните их основу. Стрелочкой покажите словосочетания.
на что? что?
Какаду сел на стол. Мальчик любит кино.
- Докажите, что у одного из слов в каждом предложении нет окончания, а у другого - нулевое окончание.
(Учащиеся устанавливают, что слова «стол» и «мальчик» - изменяемые, а слова «какаду» и «кино» - неизменяемые.)
- Воспользуйтесь помощью слов «нет», «дам», «любуюсь» и запишите формы изменяемых слов в один столбик, а формы неизменяемых слов - в другой. Выделите основы.
Есть |МальчиК|П,|С10Л)Г~К .какаду,, ,кино,;
нет | мал ьчик.Га], .стод[а~1, ,какаду,, .кино,;
дам | мальчик,[у], ,стод[у1, ,какаду ,,кино,;
любуюсь .мальчик, |ом|, |СтоЛ||ом|, .какаду,, .кино,.
- Запишите два предложения из упражнения 23.
Кенгуру смотрел в окно. Кенгуру надел пальто.
- Докажите, что одно из выделенных слов не.изменяется, а у другого есть окончание. Для этого поставьте каждое выделенное слово во множественное число и запишите его в скобках. Выделите окончания у изменяемого слова. (,Окн\о \ -,окнЦа\, пальто, - пальто.)
- А теперь докажите то же самое по-другому. Воспользуйтесь помощью слова «нет». (У кенгуру нет,окн[а\ и пальто..)
- Спишите предложение вупражнении 24.
- Измените у выделенных слов единственное число на множественное и запишите еще одно предложение. (Мальчик съел яблок\о\ и эскимо. Мальчик съел яблок[г7| и эскимо.)
- У какого из выделенных слов нет окончания? (Эскимо.) А у какого оно есть? (Яблоко.) Отметьте основы и окончания у выделенных слов в обоих предложениях.
- Посмотрите в упражнении 25, как Миша записал стихотворение Олега Григорьева. В каком предложении Миша сделал ошибку? (В последнем предложении. Слово «пальто» не изменяется.)
- Запишите это предложение правильно.
Решил .пальто, я наказать И без пальто пошел гулять.
Работа в печатной тетради: задание 20.
- Давайте рассмотрим возможное количество форм у слова-названия предмета и варианты окончаний.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 392.