Скворцы кормят своих птенцов

Вывод: пара главных слов, составляющих основу предложе­ния, - это не словосочетание!

IV. Повторение и обобщение знаний. (Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекват­ной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета ха­рактера ошибок.)

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Какое слово должно быть вместо выделенного? (Салат.) Произнесите оба слова. (Са­лют - салат.) Какими звуками они различаются?

- Замена буквы обозначает изменение сразу двух звуков: са [л'у] т - са [ла] т.

Смена одной буквы может обозначать, что в слове изменились сразу два звука. Это возможно потому, что буква гласного обозна­чает не только гласный звук, но и указывает на характер соглас­ного звука перед ней.

- Запишите двустишие с нужным словом. Перед словами с под­черкнутыми буквами запишите проверочные слова.

Хоть (Андрюшенька) Андрюшка очень мал,

Сам (салаты) салат он поливал.

- Прочитайте второе двустишие М. Дружининой. Произнесите вместо слова «плющ» другое слово. (Плющ - плащ.) Изменился один звук или два? (Два звука: [пл 'ущ'] - [плащ'].)

Работа в печатной тетради: задания 16, 17.

На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.

В. Жуковский

- Какие нашли словосочетания?

Лес (какой?) темный.                       Жаворонок (какой?) звонкий.

Зардел (где?) на солнце.                    Песню (какую?) раннюю.

Пар (какой?) тонкий.                       Запел (где?) в лазури.

Белеет (где?) в долине.

Тир - мир. Лень - лань. Палка - галка, балка.

Коза - коса. Река - рука.

Муравьед - ест муравьев. Землеройка - роет землю.

Короед - ест кору. Гремучая змея - гремит.

Яйцеед - ест яйца. Вертишейка - вертит шейкой.

Урок 15

Тема: ОСНОВА СЛОВА И ЕГО ОКОНЧАНИЕ

Цели деятельности учителя: учить выделять окончания в сло­вах-предметах мужского, женского и среднего рода; формировать умение указывать основу слова.

Планируемые результаты (предметные): научатся определять основу слова, выделять окончание в словах-предметах разного рода.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуни­кативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргу­ментировать свою точку зрения, допускать существование различ­ных точек зрения; личностные - способны адекватно судить о при­чинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием.


Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.


 

- Что прочитали? (Основа слова.) Как выделить основу слова?

II. Постановка и формулирование учебной задачи. (Позна­вательные: выстраивают осознанное речевое высказывание о форме слова, осуществляют поиск необходимой информации.)

- Что называют формой слова? Как изменяются слова? (По чис­лам и по командам-вопросам.)

- Сегодня будем наблюдать над изменением слов.


III. Изучение нового материала.

- Прочитайте слова вупражнении 15. Почему слова объе­динены именно в такие группы? Какой группой слов руководит слово «он»? (Дедушка, юноша, стол.) Какой группой слов руково­дит слово «оно»? (Облако, поле, окно.) Какой группой слов руково­дит слово «она»? (Девочка, река, земля.) Подберите к каждому сло­ву пару по образцу.



Оно

поле поля окно окна

Он

юноша юноши стол_ стола

Она

река реки земля земли

Есть нет есть нет


 


 


- Чем различаются слова в каждой паре? Подчеркните частич­ки-окончания слов, которыми они различаются. Часть слова, кото­рая изменяется, называется его окончанием. Окончания выделяют­ся знаком [3 Часть слова без окончания называется его основой.

Основа слова выделяется знаком i------------- 1.

, дедушк,[а], |девочк][а], ,облак,[сГ|.

- Что вы заметили у слова «стол»? Окончание появляется, ко­гда словом «стол» командует слово «нет».

- Прочитайте. Это текст? Отредактируйте его.

На з..му ежи устраивают под к..рнями д..рев..ев маленькие удобные берлоги. На св..их острых к..люч..ах ежи т..скают в берлоги мя..кий мох и сухие лист..я. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги скрыты глубоко под снегом, и ежи спокойно спят всю зиму. Просыпаются ежи ранней в..сной и, когда в л..су сходит сне.., выходят на охоту.

Ежи очень смирные и кроткие звери. Ежи никому не причиня­ют вр..да, никого не б..ятся, скор., привыкают к людям и делаются руч..ными.

Ежи уничтожают вредных насекомых, в..юют с крысами и мы­шами, загрызают ..довитых змей. (По И. Соколову-Микитову.)





IV. Итог.

- Подчеркните, что вам пришлось редактировать: порядок пред­ложений, повторы слов, порядок слов, порядок частей текста.

Урок 16

Дата: 2019-02-19, просмотров: 26.