Вывод: пара главных слов, составляющих основу предложения, - это не словосочетание!
IV. Повторение и обобщение знаний. (Регулятивные: умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера ошибок.)
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте двустишие М. Дружининой. Какое слово должно быть вместо выделенного? (Салат.) Произнесите оба слова. (Салют - салат.) Какими звуками они различаются?
- Замена буквы обозначает изменение сразу двух звуков: са [л'у] т - са [ла] т.
Смена одной буквы может обозначать, что в слове изменились сразу два звука. Это возможно потому, что буква гласного обозначает не только гласный звук, но и указывает на характер согласного звука перед ней.
- Запишите двустишие с нужным словом. Перед словами с подчеркнутыми буквами запишите проверочные слова.
Хоть (Андрюшенька) Андрюшка очень мал,
Сам (салаты) салат он поливал.
- Прочитайте второе двустишие М. Дружининой. Произнесите вместо слова «плющ» другое слово. (Плющ - плащ.) Изменился один звук или два? (Два звука: [пл 'ущ'] - [плащ'].)
Работа в печатной тетради: задания 16, 17.
На солнце темный лес зардел, В долине пар белеет тонкий, И песню раннюю запел В лазури жаворонок звонкий.
В. Жуковский
- Какие нашли словосочетания?
Лес (какой?) темный. Жаворонок (какой?) звонкий.
Зардел (где?) на солнце. Песню (какую?) раннюю.
Пар (какой?) тонкий. Запел (где?) в лазури.
Белеет (где?) в долине.
Тир - мир. Лень - лань. Палка - галка, балка.
Коза - коса. Река - рука.
Муравьед - ест муравьев. Землеройка - роет землю.
Короед - ест кору. Гремучая змея - гремит.
Яйцеед - ест яйца. Вертишейка - вертит шейкой.
Урок 15
Тема: ОСНОВА СЛОВА И ЕГО ОКОНЧАНИЕ
Цели деятельности учителя: учить выделять окончания в словах-предметах мужского, женского и среднего рода; формировать умение указывать основу слова.
Планируемые результаты (предметные): научатся определять основу слова, выделять окончание в словах-предметах разного рода.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного
предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, допускать существование различных точек зрения; личностные - способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.
- Что прочитали? (Основа слова.) Как выделить основу слова?
II. Постановка и формулирование учебной задачи. (Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание о форме слова, осуществляют поиск необходимой информации.)
- Что называют формой слова? Как изменяются слова? (По числам и по командам-вопросам.)
- Сегодня будем наблюдать над изменением слов.
III. Изучение нового материала.
- Прочитайте слова вупражнении 15. Почему слова объединены именно в такие группы? Какой группой слов руководит слово «он»? (Дедушка, юноша, стол.) Какой группой слов руководит слово «оно»? (Облако, поле, окно.) Какой группой слов руководит слово «она»? (Девочка, река, земля.) Подберите к каждому слову пару по образцу.
Оно
поле поля окно окна
Он юноша юноши стол_ стола |
Она река реки земля земли |
Есть нет есть нет |
|
- Чем различаются слова в каждой паре? Подчеркните частички-окончания слов, которыми они различаются. Часть слова, которая изменяется, называется его окончанием. Окончания выделяются знаком [3 Часть слова без окончания называется его основой.
Основа слова выделяется знаком i------------- 1.
, дедушк,[а], |девочк][а], ,облак,[сГ|.
- Что вы заметили у слова «стол»? Окончание появляется, когда словом «стол» командует слово «нет».
- Прочитайте. Это текст? Отредактируйте его.
На з..му ежи устраивают под к..рнями д..рев..ев маленькие удобные берлоги. На св..их острых к..люч..ах ежи т..скают в берлоги мя..кий мох и сухие лист..я. На зиму ежи засыпают. Их маленькие берлоги скрыты глубоко под снегом, и ежи спокойно спят всю зиму. Просыпаются ежи ранней в..сной и, когда в л..су сходит сне.., выходят на охоту.
Ежи очень смирные и кроткие звери. Ежи никому не причиняют вр..да, никого не б..ятся, скор., привыкают к людям и делаются руч..ными.
Ежи уничтожают вредных насекомых, в..юют с крысами и мышами, загрызают ..довитых змей. (По И. Соколову-Микитову.)
IV. Итог.
- Подчеркните, что вам пришлось редактировать: порядок предложений, повторы слов, порядок слов, порядок частей текста.
Урок 16
Дата: 2019-02-19, просмотров: 332.