Тема: ОКОНЧАНИЯ СЛОВ-НАЗВАНИЙ ПРЕДМЕТОВ

Цели деятельности учителя: рассмотреть роль окончаний слов в русском языке; учить изменять форму слова; формировать умение выделять в слове окончания.

Планируемые результаты (предметные): научатся выделять в слове окончание; изменять форму слова.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют за­дачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - исполь­зуют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, передачи и интерпретации информации в соответствии с познавательными задачами и технологиями учебного предмета; коммуникативные - адекватно используют средства общения для решения коммуника­тивных задач; личностные - понимают значение знаний для чело­века и принимают его, имеют желание учиться.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какое слово вы прочитали? (Предметы.) На какие вопросы отвечают слова-названия предметов?

II. Постановка и формулирование учебной задачи. {Лично­стные: расширяют познавательные интересы, учебные мотивы, проявляют прилежание в учебе; регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров.)

- Рассмотрите шуточную картинку в учебнике. Кто здесь изо­бражен? Измерьте длину картинки по линейке. (14 см.)

- Разделите картинку пополам. Что осталось на картинке спра­ва? (Одни хвосты.) Прочитайте тему урока. (Окончания слов-наз­ваний предметов.) Как часть картинки с хвостами связана с назва­нием главы? (Окончание - «хвост» слова.)


III. Изучение нового материала. (Познавательные: извлека­ют необходимую информацию из рассказа учителя, материалов учебника, собственного опыта, дополняют и расширяют имеющие­ся знания о роли окончаний в русском языке; коммуникативные: строят понятные речевые высказывания, формулируют простые выводы, выбирают правильную интонацию речи в общении.)

- Прочитайте упражнение 8, поставив слова в скобках в нуж­ную форму по смыслу.

Лопух - под лопухом, волнушка - из волнушки, роса - росу.

- Помогла ли вам рифма? Запишите второе предложение, ис­пользуя подходящую форму слов.

- Сравните слова в скобках с теми словами, что вы записали.

- Выпишите их парами. Чем они отличаются? (Окончанием слов.) Подчеркните ту часть, которой отличаются эти слова.

- Для чего словам изменяться? (Для связи слов в предложе­нии.) Почему нельзя было оставить слова без изменений?

- Для чего же служат эти маленькие частички слов? (Для связи слов в предложении.) Сравните еще раз слова в каждой паре. Это разные слова или разные формы одного и того же слова? (Это раз­ные формы одного и того же слова.)

- Прочитайте правило Летучей Мыши. Чем различаются раз­ные формы одного и того же слова? (Окончанием.) Всегда ли раз­ные формы одного слова различаются окончанием? (Не всегда.) Проанализируйте предложения.

1. Пенал упал.                      2. Я вижу пенал.

- Задайте вопросы к слову «пенал» в каждом предложении, до­кажите, что это слово стоит в разных формах.

- Прочитайте задание вупражнении 9. Будьте внимательны при выборе формы слова. Если в первой строчке стиха говорится «побежали две...», то, конечно же, «собаки», а требование рифмы, в свою очередь, диктует форму слова, завершающего вторую строчку: «посмотреть на поле маки». То же самое с третьей и чет­вертой строчками.

- Прочитайте правило Летучей Мыши. Когда можно выяснить форму слова? (В сочетании слов, в предложении.)

- Подтвердите слова Летучей Мыши примерами из последнего стихотворения.

- Запишите 1-е предложение, поставив слова в скобках в нужную форму. Подчеркните окончания у этих слов.

Но увидели подружки лишь на ножке погремушки.

- Прочитайте стихотворение-загадку. Произнесите выделенные слова правильно. (В стихотворении-шутке А. Екимцева две труд­ности произношения: в слове что первый звук [ш], а не [ч'], в слове километр ударение подсказывает рифма.)

IV. Работа в печатной тетради: задание 13. (Регулятив­ные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; про­гнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)

Все слова даны в форме единственного числа, кроме слова «камни», так как в стихотворении данное слово стоит в форме множественного числа родительного падежа.

- Найдите слова в форме единственного числа. Слова надо вставлять в том порядке, как они написаны перед стихотворением, только изменяя форму слова.

Берегите (что?) Землю. Берегите (кого?) Жаворонка в голубом зените, (кого?) Бабочку на листьях повилики, (на чем?) На тропинке солнечные блики, (на чем?) На камнях играющего (кого?) краба, Над пустыней тень (от чего?) от баобаба, (кого?) Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, (кого?) Ласточку, мелькающую в жите. Берегите (что?) Землю! Берегите!



М. Дудин

Урок 13

Дата: 2019-02-19, просмотров: 27.