Тема: ГЛАВНЫЕ И НЕГЛАВНЫЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ

Цели деятельности учителя: уточнить понятие «формы сло­ва»; учить сравнивать формы слова; формировать умение опреде­лять, какую работу выполняют в предложении разные формы одного и того же слова; закреплять умение составлять схемы предложений.

Планируемые результаты (предметные): научатся сравни­вать различные формы одного и того же слова, анализировать смысл предложения и составлять его схему.

Критерии сформированностн (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - осуществляют пошаговый кон­троль действий; познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникатив­ные - адекватно используют средства общения для решения комму­никативных задач; личностные - принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.


 

- Какие слова вы прочитали? (Подлежащее, сказуемое.)

- Как в предложении выделить основу предложения?

II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: вы­страивают осознанное речевое высказывание о различных формах слова, осуществляют поиск необходимой информации.)

- Прочитайте правило Летучей Мыши. Что называют формами слова? (Изменения слова по числу и по вопросам.)

- Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: осущест­вляют поиск необходимой информации; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)

- Прочитайте в упражнении 6 два предложения:

1) Шалопаи били стекла.                 2) Шалопаев били стекла.

- Вы понимаете, кто кого бил в первом предложении? А во вто­ром? Определите главное слово в каждом предложении. К каждому предложению начертите схему.

вен' 2^вев-

- Сравните свою работу с Машиной.

- Сравните формы слова, которое в предложениях стоит пер­вым. (Шалопаи - шалопаев.) Чем они отличаются? (Окончанием.) Это видимые формы слова? Сравните формы слова, стоящего в предложениях последним. (Стекла - стекла.)

- Разные ли они? (Одинаковые.) Только разный смысл предло­жений, отраженный в различных схемах, способен прояснить си­туацию и обнаружить эту разницу форм.

Вывод: форма слова окончательно проясняется только в сло­восочетании или в предложении.

- Если две формы слова выглядят одинаково, но выполняют разную работу - это две разные формы слова.

- Запишите предложения (упражнение 7).

1) Тень отбрасывала шест.              2) Шест отбрасывал тень.

- Разные ли формы слова «тень» использованы в первом и во втором предложении? Выполните схемы к предложениям.

- К каждому слову задайте вопросы.

- Найдите на своих схемах слово «тень» и закрасьте красным карандашом. Судя по схемам, это разные формы? (Да.)

- Найдите на схемах слово «шест». Закрасьте его зеленым цве­том. Теперь вы видите, что это разные формы?

Вывод: чтобы узнать форму слова, надо посмотреть на его работу в предложении.


IV. Рефлексия.

Работа в печатной тетради: задание 11.

Три котенка - белый, серый, черный - увидели мышь и побе­жали за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята - за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котенка. (В. Сутеев.)

В первом предложении «мышь» является дополнением, а во втором - главным словом предложения, из чего можно сделать вывод, что в этих предложениях формы слова «мышь» - разные.

- Назовите предложения, в которых слово «мышь» использует­ся в одной и той же форме. (Во втором и в четвертом предложе­ниях.)

Урок 11

Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.

ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ

Цели деятельности учителя: ввести понятие «текст»; пока­зать, что предложения в тексте на одну тему связаны между собой
по смыслу; учить находить группу предложений, которые являются текстом; формировать умение подбирать название к тексту.

Планируемые результаты (предметные): научатся различать текст и предложение, составлять текст из предложений на одну те­му, подбирать заголовок к тексту.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - осуществляют пошаговый кон­троль действий; познавательные - находят нужную для решения по­знавательной задачи информацию в учебнике и учебных пособиях; коммуникативные - учатся соблюдать простейшие нормы речевого этикета; личностные - понимают важность изучения родного языка.




Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 


 


- Какое слово «спряталось»? (Название.) У чего может быть на­звание?

И. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучеб­ные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по теме, формулируют выводы; коммуникативные: комментируют ответы учащихся; задают уточняющие вопросы.)

Упражнение 3. Ученики выясняют, что каждое предложе­ние первой записи рассказывает о чем-то своем, а все предложе­ния второй записи связаны между собой по смыслу, имеют общую тему, к ним проще подобрать название.

- Прочитайте плакат, который держит Асырк. Что такое текст? (Текст - это запись, в которой предложения связаны по смыслу. Все предложения в тексте объединяет общая тема.)

- Какую запись можно назвать текстом? (Вторую.)

- Можно ливупражнении 4 по названию рассказа опреде­лить, о чем этот текст? Угадать его тему?

-В упражнении 5 прочитайте и решите, текст ли это. (За­пись не является текстом, потому что каждое предложение не связано по смыслу с предыдущим.)

III. Итог. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)


- Картинки, как и предложения, не складываются в единый рассказ. Как должны быть связаны все предложения между собой, если речь идет о тексте?

Урок 12






Дата: 2019-02-19, просмотров: 40.