Цели деятельности учителя: уточнить понятие «формы слова»; учить сравнивать формы слова; формировать умение определять, какую работу выполняют в предложении разные формы одного и того же слова; закреплять умение составлять схемы предложений.
Планируемые результаты (предметные): научатся сравнивать различные формы одного и того же слова, анализировать смысл предложения и составлять его схему.
Критерии сформированностн (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - осуществляют пошаговый контроль действий; познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные - адекватно используют средства общения для решения коммуникативных задач; личностные - принимают внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.
Сценарий урока I. Работа над каллиграфией.
- Какие слова вы прочитали? (Подлежащее, сказуемое.)
- Как в предложении выделить основу предложения?
II. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: выстраивают осознанное речевое высказывание о различных формах слова, осуществляют поиск необходимой информации.)
- Прочитайте правило Летучей Мыши. Что называют формами слова? (Изменения слова по числу и по вопросам.)
- Какая часть слова при этом изменяется? (Окончание.)
III. Изучение нового материала. (Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
- Прочитайте в упражнении 6 два предложения:
1) Шалопаи били стекла. 2) Шалопаев били стекла.
- Вы понимаете, кто кого бил в первом предложении? А во втором? Определите главное слово в каждом предложении. К каждому предложению начертите схему.
вен' 2^вев-
- Сравните свою работу с Машиной.
- Сравните формы слова, которое в предложениях стоит первым. (Шалопаи - шалопаев.) Чем они отличаются? (Окончанием.) Это видимые формы слова? Сравните формы слова, стоящего в предложениях последним. (Стекла - стекла.)
- Разные ли они? (Одинаковые.) Только разный смысл предложений, отраженный в различных схемах, способен прояснить ситуацию и обнаружить эту разницу форм.
Вывод: форма слова окончательно проясняется только в словосочетании или в предложении.
- Если две формы слова выглядят одинаково, но выполняют разную работу - это две разные формы слова.
- Запишите предложения (упражнение 7).
1) Тень отбрасывала шест. 2) Шест отбрасывал тень.
- Разные ли формы слова «тень» использованы в первом и во втором предложении? Выполните схемы к предложениям.
- К каждому слову задайте вопросы.
- Найдите на своих схемах слово «тень» и закрасьте красным карандашом. Судя по схемам, это разные формы? (Да.)
- Найдите на схемах слово «шест». Закрасьте его зеленым цветом. Теперь вы видите, что это разные формы?
Вывод: чтобы узнать форму слова, надо посмотреть на его работу в предложении.
IV. Рефлексия.
Работа в печатной тетради: задание 11.
Три котенка - белый, серый, черный - увидели мышь и побежали за ней. Мышь прыгнула в банку с мукой. Котята - за ней! Мышь убежала. А из банки вылезли три белых котенка. (В. Сутеев.)
В первом предложении «мышь» является дополнением, а во втором - главным словом предложения, из чего можно сделать вывод, что в этих предложениях формы слова «мышь» - разные.
- Назовите предложения, в которых слово «мышь» используется в одной и той же форме. (Во втором и в четвертом предложениях.)
Урок 11
Тема: РАЗВИТИЕ РЕЧИ С ЭЛЕМЕНТАМИ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ.
ЧТО ТАКОЕ ТЕКСТ
Цели деятельности учителя: ввести понятие «текст»; показать, что предложения в тексте на одну тему связаны между собой
по смыслу; учить находить группу предложений, которые являются текстом; формировать умение подбирать название к тексту.
Планируемые результаты (предметные): научатся различать текст и предложение, составлять текст из предложений на одну тему, подбирать заголовок к тексту.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - осуществляют пошаговый контроль действий; познавательные - находят нужную для решения познавательной задачи информацию в учебнике и учебных пособиях; коммуникативные - учатся соблюдать простейшие нормы речевого этикета; личностные - понимают важность изучения родного языка.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией. |
|
- Какое слово «спряталось»? (Название.) У чего может быть название?
И. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учителя; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания по теме, формулируют выводы; коммуникативные: комментируют ответы учащихся; задают уточняющие вопросы.)
Упражнение 3. Ученики выясняют, что каждое предложение первой записи рассказывает о чем-то своем, а все предложения второй записи связаны между собой по смыслу, имеют общую тему, к ним проще подобрать название.
- Прочитайте плакат, который держит Асырк. Что такое текст? (Текст - это запись, в которой предложения связаны по смыслу. Все предложения в тексте объединяет общая тема.)
- Какую запись можно назвать текстом? (Вторую.)
- Можно ливупражнении 4 по названию рассказа определить, о чем этот текст? Угадать его тему?
-В упражнении 5 прочитайте и решите, текст ли это. (Запись не является текстом, потому что каждое предложение не связано по смыслу с предыдущим.)
III. Итог. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Картинки, как и предложения, не складываются в единый рассказ. Как должны быть связаны все предложения между собой, если речь идет о тексте?
Урок 12
Дата: 2019-02-19, просмотров: 401.