Цели деятельности учителя: учить выделять основу предложения; закреплять умение находить главное слово и зависимое; формировать умение дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «как?», «на кого?», «когда?».
Планируемые результаты (предметные): научатся находить и выделять основу предложения, определять главное слово и зависимое, дополнять предложение второстепенными членами.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - осуществляют пошаговый контроль действий, овладевают способностью понимать учебную задачу и находить пути ее выполнения; познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные - владеют навыком слушать собеседника и вести диалог; личностные - осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией.
- Какое слово «спряталось»? Какие вопросы можно задать от главных слов в предложении к неглавным словам?
II. Актуализация опорных знаний. (Личностные: ориентируются на понимание причин успеха в учебе; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных результатов труда; коммуникативные: обосновывают высказанное мнение, обмениваются мнениями, слушают друг друга.)
- Что называют основой предложения? Зачем в предложении нужны главные слова, неглавные слова? (Неглавные слова помогают уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова, указывают на то, как происходит действие, когда оно происходит, указывают признаки всех действующих лиц.) Можно с помощью неглавных слов указать, где происходит действие? Прочитайте предложения на с. 18. Как лает рыжая собака? (Весело и звонко.) Как лает черная собака? (Громко и хрипло.)
- Рассмотрите рисунок в учебнике. На кого лает рыжая собака? (На кошек.) На кого лает черная собака? (На ворону.)
- А когда лает каждая собака?
- В двух последних предложениях найдите слова-названия признаков. К каким словам-названиям предметов они относятся? (Собака.) На какие вопросы отвечают? (Какая?) Зачем они нужны в предложении? (Уточняют главный предмет, его признак.)
какая? |
Маленькая |эыжая^ собака по утрам громко и звонко лает на кошек.
какая? |
Большая^ чернаясобака сейчас громко и хрипло лает на ворону.
- Найдите в этих предложениях слова, которые отвечают на вопрос как? (Громко и звонко; громко и хрипло.) Для чего они нужны в предложении? (Уточняют признак действия.) Зачем нужны слова, отвечающие на вопрос когда?! (Уточняют время действия.) Найдите и прочитайте эти слова. (По утрам; сейчас.)
- О каких еще неглавных словах я не спросила? (На кошек, на ворону.) На какой вопрос они отвечают? (На кого?) Зачем же в предложении нужны неглавные слова?
III. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические - осуществляют поиск необходимой информации; регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради; сопоставляют выполненную работу с образцом.)
- В упражнении 2 дополните первые два предложения неглавными словами, третьим подтвердите то, о чем говорит второе.
1) Подул сильный (северный, западный, порывистый) ветер.
2) Алые, золотые (красные, желтые, кленовые) листья слетали с деревьев и падали на землю (под ноги, на дорожку, на тропинку).
- Правда ли, что во втором предложении есть два слова-названия действий? Запишите предложение, подчеркните основу.
Кленовые листья слетали с деревьев и падали под ноги.
• Задание «Если буква заблудилась».
- Прочитайте стихотворение М. Яснова. Произнесите вместо слова «туша» другое слово. (Туша - туча.) Какой звук поменялся на другой? (Был твердый звук [ш], стал мягкий звук [ч'].) Напишите новое слово с другой буквой, а рядом - звук, который она обозначает. (Туча - [ч'].)
- Запишите двустишие. Подчеркните слова, которые подчиняются правилу: жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а.
Вдруг наступила тишина и мгла: На землю туча черная легла.
- Прочитайте стихотворение Н. Френкеля. Следите за правильным произношением слова «свёкла».
Работа в печатной тетради: задание 12.
- Акцентирую ваше внимание на том, что только парные звон- кие-глухие согласные на конце слова требуют проверки.
Слова, которые должны вписать ученики: круг, город, мост, серп, глаз, шарф, шалаш, краб, утюг, сад.
- Расшифруйте пиктограмму. Запишите предложение.
IV. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
- Прочитайте стихотворение. Что изменилось при замене букв? Назовите буквы мягких согласных звуков.
На букву А напал недуг,
И встало У взамен подружки, Прошу я лак - дают мне л..к, И чашки хрюкают, как ч..шки
Я. Козловский
Урок 9
Дата: 2019-02-19, просмотров: 588.