Сценарий урока I. Работа над каллиграфией


 

- Какое слово «спряталось»? (Окончание.) Как вы понимаете значение этого слова?

II. Актуализация опорных знаний. (Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.)

- Какие слова называют главными в предложении? Какие слова называют неглавными? Рассмотрите рисунок на с. 21. Чем отлича­ются изображения? (Героев картинки поменяли местами.)

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме о значении порядка слов в предложении; логические - осуществляют анализ ситуаций, представленных в рисунке и тек­сте; регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; планируют свою деятельность: стараются удерживать внимание при решении учебной задачи; коммуникативные: зада­ют уточняющие вопросы; формулируют выводы.)

- Если переставить местами животных (норку и рыбку), то со­вершенно меняется содержание картинок. Нам важно понять, что из­менится, если менять местами слова в предложении. Изменится ли смысл? Достаточно ли просто менять местами слова или нужно менять и их формы, чтобы изменился смысл?

В упражнении 3 учитель организует наблюдение за двумя короткими предложениями, которые обладают одинаковым соста­вом слов, одинаковым порядком слов, но отличаются смыслом, поскольку слова стоят в разной форме.

• Формулирование вывода, в первой паре предложений (Кошка ела колбасу. Ела кошка колбасу.) сравниваются два пред­ложения с одинаковым составом слов, одинаковой формой слов, но с разным порядком слов. Значит, смысл у них - одинаковый. (Члены предложений подчеркнуты.)

-Определите, какая схема к какому предложению относится.

- Прочитайте небылицу в упражнении 4. Небылица кажет­ся вам смешной? Почему вам смешно? Можно сказать, что главные и неглавные слова кое-где поменялись местами?

- Как же из главного слова получилось неглавное? Покажите это на примере выделенных предложений. (Предложение «Ела кошку колбаса» получилось из предложения «Кошка ела колбасу» или «Ела кошка колбасу». Предложение «Шалопаев били стекла» получилось из предложения «Шалопаи били стекла», предложение «Тень отбрасывала шест» - из предложения «Шест отбрасывал тень».)

- Сравните два предложения вупражнении 5.

1) Ела кошка колбасу.                       2) Ела кошку колбаса.

- В них разный смысл? (Да.) Чем они отличаются? (Главными словами.) В них разный порядок слов? (Одинаковый.)

- Почему же в предложениях разный смысл? Чем различаются слова в предложениях? (Разные формы слов.)

- Рассмотрите схемы предложений. Какая схема к какому предложению относится?

- В предложении разные главные слова.

Сравните пары слов: кошка - кошку; колбаса - колбасу. (Это формы одного слова, они отличаются окончанием.)

- Какое слово из двух в предложениях является главным - пер­вое или второе? (Первое.)

- Запишите обе пары слов. Подчеркните ту часть слов, которой различаются слова в парах. Как называется эта часть слова? (Изме­няемая часть слова называется окончанием.)

- Рассмотрите рисунок в учебнике. Найдите на картинке фор­мочки с песком. Во всех - один и тот же речной песок, но в раз­ной посуде он принимает разную форму.

У слов тоже бывают разные формы. Одно и то же слово может меняться по числам и по команде вопросов:

колбаса - колбасы;

колбаса - нет колбасы, ем колбасу.

Это будут разные формы одного и того же слова - «колбаса».

IV. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уров­ня усвоения изучаемого материала.)

- Прочитайте. Зачеркните слова, не подходящие по смыслу.

Маленький Саша весело заплакал.

Ребята пили чай с удовольствием и с бубликами.

По дороге полз колючий гладенький ежик.

Шел снег и две девочки.

- Подчеркните основу предложения: Зайчик перепрыгивал че­рез пеньки, куст черники, сосны.

- Запишите предложение по правилам письменной речи: Бу­рундук слож[ы]л лапки на ж[ы]воте и шелуш[ы]т ш[ы]шку.


Урок 10

Дата: 2019-02-19, просмотров: 12.