IV. Итог. Рефлексия. (Регулятивные: ориентируются в рабочей тетради; сопоставляют выплненную работу с образцом; прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 70.
Вывод: если предложения одинаковы по написанию и отличаются только знаками на конце, то это разные предложения по интонации и (или) по цели высказывания.
Урок 7
Тема: ГЛАВНЫЕ И НЕГЛАВНЫЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Цели деятельности учителя: ввести понятие «основа предложения»; учить выделять основу предложения, ставить вопрос от главного слова к зависимому, дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «когда?», «где?».
Планируемые результаты (предметные): научатся находить и выделять основу предложения, определять главное слово и правильно формулировать вопрос от главного слова к зависимому.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учебную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - анализируют изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков; коммуникативные - адекватно используют средства устного общения для решения коммуникативных задач; личностные - понимают важность изучения родного языка; проявляют интерес к новому учебному материалу.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией. Актуализация опорных знаний. (Коммуникативные: обосновывают высказанное суждение, обмениваются мнениями, слушают друг друга, сравнивают разные точки зрения; считаются с мнением другого человека, строят понятные речевые высказывания.)
- Какое слово сложили? (Основа.) Что значит «основа предложения»?
- Рассмотрите оба рисунка в учебнике. По какому рисунку трудно составить рассказ? (По нижнему рисунку, так как нет никаких подробностей. Об одной птице можно сказать, что она летит.) На верхней картинке птички составляют часть пейзажного целого, поэтому можно составить рассказ о каждой птице в отдельности и обо всех вместе.
- Какое время года изображает художник? Как узнали? Рады ли птички приходу весны? Почему так думаете? Кто, кроме птичек, обрадовался приходу весны? (Белочка.) Как вы догадались?
Учащиеся составляют рассказ: «Наступила весна. Пригрело солнышко. Небо стало голубым. Вода в реке чуть-чуть потеплела. Приходу весны обрадовались птицы. Большая птица сидит на дереве. Маленькие птички весело щебечут».
III. Изучение нового материала. (Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника и информации учителя; регулятивные: оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения с учетом характера сделанных ошибок.)
- Прочитайте и сравните два текста в упражнении 1. Чем второй текст отличается от первого? Из чего состоит каждое предложение во втором тексте? Как называется пара главных слов в предложении? (Это главные слова.)
Учащиеся читают правило Летучей Мыши: Главные слова в предложении - это его основа.
- Какие предложения во втором тексте кажутся вам смешными или непонятными? (Звезды распухнут. Осины выбросили.)
- Почему? (Нет уточнений в этих предложениях.) Зачем же предложению, кроме главных слов, нужны и другие слова? (Эти слова поясняют, уточняют то, о чем говорят главные слова.)
- Вернитесь ко второму тексту. Докажите, что в каждом предложении оба слова - главные, оба командуют друг другом.
кто? что?
Бормочет тетерев. Белеют березки.
что делает? что делают?
Тетерев бормочет. Березки белеют.
- Спишите из первого текста первые два предложения. Перед словами с подчеркнутыми буквами пишите проверочные слова. (Лес-леса; тетерев - memepega.)
- Выпишите из второго текста два предложения, которые могут состоять только из основы.
(Пришла весна . Бормочет тетерев. Растут сморчки. Белеют
- Рассмотрите картинки в учебнике и сравните предложения. Они одинаковые? (Одинаковые.) Они состоят из одной основы? Прочитайте два других предложения. Это одинаковые предложения или разные? (Разные предложения.) Можно ли сказать, что они состоят только из основы? (Нельзя.) Какие слова сделали их разными? (Маленькая - большая, рыжая - черная.)
- Зачем в предложении нужны неглавные слова? (Они помогают уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова. Указывают на то, как происходит действие, когда оно происходит, указывают признаки всех действующих лиц.) Можно с помощью неглавных слов указать, где происходит действие?
Где лают собаки? где?------
I у
Маленькая рыжая собака лает во дворе.
- Можно ли с помощью неглавных слов указать, когда именно происходит действие? Когда лают собаки?
когда?
Вечером маленькая рыжая собака лает во дворе.
Работа в печатной тетради: задание 10.
- Прочитайте отрывок из стихотворения Дж. Родари. Вставьте в последнее предложение форму слова «завод». (Завода.) Выделите основу 2-го предложения. (Сверкает маляр.)
III. Игра «Читай и ошибки исправляй». (Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.)
Но одним Цыпленкин Вася отличился, говорят: Почему-то пишет Вася вместе все слова подряд. Вместе «поляполетполе», вместе с «любитлюбаград», Вместе «папарад».
И сразу волнение в классе: как же помочь Васе?
Л. Барбас
Урок 8
Дата: 2019-02-19, просмотров: 382.