- Какой словарь помогает узнать значение слов? (Толковый.) Чему учит обратный словарь, зачем нужен этот словарь?
II. Изучение нового материала. (Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют учебную задачу, вывод; логические - осуществляют поиск необходимой информации из материалов учебника: коммуникативные: обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания.)
- Откройте обратный словарь на букву з. найдите слово «арбуз». На какую букву надо искать слова «сад» и «обед»? (На букву д.) Найдите эти слова. На какую букву надо искать слово «дерево»? (На букву о.) Определите, рифмуются ли слова в обратном словаре. Откройте обратный словарь на букву к и прочитайте список из первых 10 слов. (Все эти слова рифмуются.) Посмотрите слова на букву л. Что заметили? (Три первых слова - «бокал», «канал», «пенал»- рифмуются, четвертое - «мел» - с ними не рифмуется. Следующие - «орел», «осел» - опять рифмуются.)
Формулирование вывода: в чем же дело? (Ученики замечают, что один и тот же звук должен быть под ударением, чтобы слова рифмовались: в первых трех словах звук [а]. В четвертом слове звук [э] ни с чем не рифмуется, и в последних словах один и тот же звук [о]: о[р 'ол] о[с ол]. Возвращаемся к словам на букву к, делаем вывод: почему же они все рифмуются? Какой звук в них стоит под ударением?)
- Каким значком обозначается обратный словарь? Отличайте его от значка словаря «Пиши правильно!». (Словарь «Пиши правильно!» обозначается А/Я, а обратный словарь - Я/А.)
Кресс-кросс (фронтальная работа).
- Найдите и аккуратно зачеркните слова: помидор, морковь, огурец, мальчик, огород, ребята, класс, девочка, овощ, фамилия.
1 | 1 | О | м | и | Д | О | о | р | о |
( | ) | М | о | р | к | О | в | ь | г |
1 | < | а | г | О | Р | О | о | д | У |
1 | 1 | л | О | О | в | а | Щ | и | P |
1 | 1 | ь | р | е | 6 | я | т | а | е |
< | ) | ч | о | к | л | а | с | с | ц |
1 | > | и | д | е | в | о | ч | к | а |
8 | к | ф | а | м | и | л | и | я |
III . Итог. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала.)
Работа в печатной тетради: задание 5. Запись слов по принципу Обратного словаря; проверка слов с парными звонкими-глухими согласными на конце слова: канава, круг, кино, клоп, камыш.
Урок 3
Тема: ГЛАВНОЕ СОКРОВИЩЕ БИБЛИОТЕКИ АНИШИТ ЙОКОПОВНЫ. СЛОВАРИ «ПИШИ ПРАВИЛЬНО!»
И «ПРОИЗНОСИ ПРАВИЛЬНО»
Цель деятельности учителя: формировать умения выполнять практическую работу со словарями.
Планируемые результаты (предметные): научатся находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.
Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - последовательно выполняют действия, составляющие основу осваиваемой деятельности; познавательные - понимают знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике; коммуникативные - строят понятные для партнера высказывания, формулируют вопросы с целью уточнения информации; личностные - проявляют положительное отношение к школе, знают основные моральные нормы поведения; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Сценарий урока
I. Работа над каллиграфией. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: общеучебные - используют знаково-сим-
волические средства для решения учебной задачи; логические - осуществляют поиск необходимой информации.)
- Какие слова здесь «спрятаны»? (Словари, книга.) Что обозначают эти слова? Зачем нужны словари?
- Что обозначают эти знаки в нашем учебнике?
|
- Толковый словарь.
- Словарь «Пиши правильно!».
- Обратный словарь.
А /Я Я/А а |
- Словарь «Произноси правильно».
|
II. Постановка и формулирование учебной задачи. (Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий; ориентируются в учебнике и словаре.)
- Сегодня научимся работать с орфографическим словарем, который называется в нашем учебнике «Пиши правильно!» и «Произноси правильно». Откройте словарь «Пиши правильно!».
- В каком порядке расположены в нем слова? (В алфавитном.)
- Этот словарь поможет узнать написание слов с непроверяемыми орфограммами, словарных слов. Найдите словарные слова, которые мы учили в 1 классе. Запишите их в тетрадь.
(Арбуз, мороз, карман, картина, заяц, лимон, класс.)
III. Открытие нового знания. (Познавательные: общеучебные - самостоятельно выделяют и формулируют учебную задачу; логические - осуществляют поиск необходимой информации из учебника; коммуникативные: формулируют ответы на поставленные вопросы, аргументируют собственное мнение.)
- Какую помощь нам окажет словарь «Произноси правильно»? (Словарь «Произноси правильно» знакомит с тем, что правильное произношение - это не только верно поставленное ударение, но и правильное произнесение отдельных звуков: на обнаружение этого нацеливают и задания. Необходимо расшифровать условные знаки, стоящие после каждого слова: звонок - обрати внимание на ударение, двойная черточка - на произношение звуков.)
- Как правильно говорить: звонят или звонят? (Звонят.) Уточните правильный вариант произношения слов в словаре: начался, начался, начался. Как надо произносить слова «конечно», «скучно»? Проверьте по словарю «Произноси правильно».
Работа в печатной тетради: задание 6. Перед словами «ягод», «замерз», «пруд» в скобках записывают проверочное слово для парных звонких-глухих согласных на конце слова.
Создание проблемной ситуации: из слов «замерзнуть» и «замерзать» выбрать то, какое будет проверочным для слова «замерз», обосновать. (Оба слова являются проверочными: в первом слове после сомнительного согласного следует сверхзвучный (сонорный) звук [н], во втором - гласный звук.)
- Выпишите слова с разделительным мягким знаком. (С деревьев, листья, гроздья, осенью, птичью.)
Слово в рамке. Вписывают цветным карандашом слово или его часть. Подсказка: выделенная часть объясняемого слова.
IV. Итог. Рефлексия. (Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, проверяют знание словарных слов: телефон, телевизор, яблоко, морковь, коньки.)
Работа в печатной тетради: задание 7.
- Назовите слова, в которых звуков меньше, чем букв, звуков больше, чем букв. (Коньки, морковь. Ъ - не обозначает звука, а показывает мягкость предшествующего согласного. Яблоко. Буква «я» в начале слова обозначает два звука [й 'а].)
Урок 4
Дата: 2019-02-19, просмотров: 427.