Тема: ГЛАВНЫЕ И НЕГЛАВНЫЕ СЛОВА В ПРЕДЛОЖЕНИИ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Цели деятельности учителя: учить выделять основу предложе­ния; закреплять умение находить главное слово и зависимое; форми­ровать умение дополнять предложение второстепенными членами, отвечающими на вопросы «как?», «на кого?», «когда?».

Планируемые результаты (предметные): научатся находить и выделять основу предложения, определять главное слово и зави­симое, дополнять предложение второстепенными членами.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - осуществляют пошаговый кон­троль действий, овладевают способностью понимать учебную задачу и находить пути ее выполнения; познавательные - анализи­руют изучаемые факты языка с выделением их отличительных при­знаков; коммуникативные - владеют навыком слушать собеседника и вести диалог; личностные - осознают свои возможности в уче­нии; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

I. Работа над каллиграфией.


 

- Какое слово «спряталось»? Какие вопросы можно задать от главных слов в предложении к неглавным словам?

II. Актуализация опорных знаний. (Личностные: ориенти­руются на понимание причин успеха в учебе; выражают желание осваивать новые приемы и действия, достигать положительных ре­зультатов труда; коммуникативные: обосновывают высказанное мнение, обмениваются мнениями, слушают друг друга.)

- Что называют основой предложения? Зачем в предложении нужны главные слова, неглавные слова? (Неглавные слова помога­ют уточнить и дополнить то, о чем сообщают главные слова, указывают на то, как происходит действие, когда оно происхо­дит, указывают признаки всех действующих лиц.) Можно с помо­щью неглавных слов указать, где происходит действие? Прочитай­те предложения на с. 18. Как лает рыжая собака? (Весело и звонко.) Как лает черная собака? (Громко и хрипло.)

- Рассмотрите рисунок в учебнике. На кого лает рыжая собака? (На кошек.) На кого лает черная собака? (На ворону.)

- А когда лает каждая собака?

- В двух последних предложениях найдите слова-названия при­знаков. К каким словам-названиям предметов они относятся? (Со­бака.) На какие вопросы отвечают? (Какая?) Зачем они нужны в предложении? (Уточняют главный предмет, его признак.)

какая?


 

Маленькая |эыжая^ собака по утрам громко и звонко лает на ко­шек.

какая?


 

Большая^ чернаясобака сейчас громко и хрипло лает на ворону.

- Найдите в этих предложениях слова, которые отвечают на вопрос как? (Громко и звонко; громко и хрипло.) Для чего они нужны в предложении? (Уточняют признак действия.) Зачем нужны слова, отвечающие на вопрос когда?! (Уточняют время действия.) Найдите и прочитайте эти слова. (По утрам; сейчас.)

- О каких еще неглавных словах я не спросила? (На кошек, на во­рону.) На какой вопрос они отвечают? (На кого?) Зачем же в пред­ложении нужны неглавные слова?

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - выстраивают осознанное речевое высказывание в устной форме по теме урока; логические - осуществляют поиск необходи­мой информации; регулятивные: ориентируются в учебнике и ра­бочей тетради; сопоставляют выполненную работу с образцом.)

- В упражнении 2 дополните первые два предложения неглавны­ми словами, третьим подтвердите то, о чем говорит второе.

1) Подул сильный (северный, западный, порывистый) ветер.

2) Алые, золотые (красные, желтые, кленовые) листья слетали с деревьев и падали на землю (под ноги, на дорожку, на тропинку).

- Правда ли, что во втором предложении есть два слова-на­звания действий? Запишите предложение, подчеркните основу.

Кленовые листья слетали с деревьев и падали под ноги.

• Задание «Если буква заблудилась».

- Прочитайте стихотворение М. Яснова. Произнесите вместо слова «туша» другое слово. (Туша - туча.) Какой звук поменялся на другой? (Был твердый звук [ш], стал мягкий звук [ч'].) Напиши­те новое слово с другой буквой, а рядом - звук, который она обо­значает. (Туча - [ч'].)

- Запишите двустишие. Подчеркните слова, которые подчи­няются правилу: жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а.

Вдруг наступила тишина и мгла: На землю туча черная легла.

- Прочитайте стихотворение Н. Френкеля. Следите за правиль­ным произношением слова «свёкла».

Работа в печатной тетради: задание 12.

- Акцентирую ваше внимание на том, что только парные звон- кие-глухие согласные на конце слова требуют проверки.

Слова, которые должны вписать ученики: круг, город, мост, серп, глаз, шарф, шалаш, краб, утюг, сад.

- Расшифруйте пиктограмму. Запишите предложение.


 

IV. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с учетом выделен­ных учителем ориентиров, прогнозируют результаты уровня ус­воения изучаемого материала.)

- Прочитайте стихотворение. Что изменилось при замене букв? Назовите буквы мягких согласных звуков.

На букву А напал недуг,

И встало У взамен подружки, Прошу я лак - дают мне л..к, И чашки хрюкают, как ч..шки





Я. Козловский

Урок 9

Дата: 2019-02-19, просмотров: 483.