Для современного этапа развития земной цивилизации характерны следующие основные черты:
• Разнонаправленность, нелинейность и неравномерность социальных изменений. Общественный прогресс не абсолютен. Он может смениться регрессом, застоем или упадком.
• Неуравновешенность сложившейся системы межгосударственных отношений. В различных регионах возникают локальные финансовые или экономические кризисы, грозящие кризисом всеобщим.
• Ускорение темпов социально-экономического и научно-технического развития.
• Нарастание тенденций к взаимосвязи, целостности, единству всего человечества.
• Обострение противоречий общечеловеческих интересов с интересами национального или иного характера, между индустриально развитыми странами и странами «развивающимися», между возможностями биосферы Земли и растущими потребностями ее жителей и др.
Важнейшая роль в определении судьбы земной цивилизации принадлежит так называемым «глобальным проблемам», которые затрагивают коренные интересы всего человечества в целом и каждого жителя Земли в отдельности, оказывают существенное влияние на решение других, более частных проблем, стоящих перед тем или иным государством, тем или иным обществом. Эти проблемы могут быть разрешены только объединением усилий всех стран.
Непосредственной причиной возникновения глобальных проблем являются преобладание стихийности в управлении природными и общественными процессами, потребительское отношение к социоприродным ценностям. Не случайно академик В. И. Вернадский связывал развитие цивилизации с созданием ноосферы — новой, высшей стадии биосферы, обусловленной производственной деятельностью человека разумного.
Все глобальные проблемы современности можно разделить на три группы.
|
Экологические проблемы в настоящее время имеют, пожалуй, первостепенное значение для человечества. Суть их в том, что в последние годы все более и более отчетливо обнаруживается углубляющееся противоречие между производительной деятельностью человека и природной средой его обитания. Эта деятельность человека приводит к непрерывному росту углекислого газа в атмосфере Земли, что может стать причиной «тепловой смерти» . Рост материального производства влечет за собой такие необратимые процессы, как загрязнение морей и океанов, а также атмосферы Земли, истощение ее озонового слоя, исчезновение лесов, сокращение запасов пресной воды, эрозия почвы и др.
Расчеты ученых, объединенных в международную организацию «Римский клуб», показывают, что человечество уже сейчас создало искусственную среду, которая в десять раз продуктивнее естественной среды. Искусственная среда постепенно и неотступно надвигается на естественную среду, угрожая в недалеком будущем поглотить ее полностью.
А так как человек является биологическим видом, то, как и любой биологический вид, он может существовать только в определенных , благоприятных для его жизни условиях (вспомните о динозаврах и мамонтах).
Экономический прогресс до недавнего времени достигался за счет экологического регресса. Одной из причин противоречия между экономикой и экологией являлась установка человека на потребительское отношение к природе.
Экологическую катастрофу можно предотвратить, перейдя к разумному природопользованию, предполагающему формирование мышления, основанного на глубоком понимания экологических проблем и высокой ответственности человека за состояние среды его обитания, внедрение в производство безотходных технологий, выработку четких правовых норм, регулирующих отношение человека и природы.
Война и мир
В конце ХХ в. впервые в истории человечества проблемы войны и мира стали рассматриваться в контексте его жизни и смерти. Это связано с тем, что многие страны получили доступ к ядерному, химическому или бактериологическому оружию. Его применение способно уничтожить все живое на Земле. Атомная бомба, сброшенная США на Хиросиму, унесла 240 тыс. человеческих жизней. Мощность же современного оружия в десятки и сотни раз больше.
Угроза глобальной ядерной войны исходит, в первую очередь от милитаристских кругов США. Ныне военно-промышленный комплекс США охватывает свыше 100 тыс. компаний и предприятий. Именно этот гигантский «спрут» определяет политику правящей элиты, отдающей предпочтение в между-народных отношениях силовым решениям.
Ситуация в мире становится все более взрывоопасной. Этому способствуют распад СССР и социалистического содружества и связанный с ним переход от двухполюсного к однополюсному миру, когда одна страна (США) пытается навязать другим странам свое понимание мироустройства. Чтобы избежать гибельной для человечества войны, мировое сообщество настойчиво борется за переход от однополюсного мира к миру, который способен противостоять диктату одной страны, и использовать ООН как действенный эффективный международный орган в интересах всего человечества.
Серьезной проблемой, чреватой началом третьей мировой войны, являются региональные кризисы и конфликты, порождающие гражданские войны, международный терроризм, национальный и региональный экстремизм. Их истоки в бедственном положении многих стран Азии, Африки и Латинской Америки, находящихся в зависимости от развитых капиталистических стран.
Эффективное решение проблем национального, регионального и планетарного масштаба возможно ненасильственным путем, на основе диалона и взаимопонимания. Путь к миру на Земле — полное и всеобщее разоружение.
Рост народонаселения и планетарные экономические тенденции
Демографический фактор (рождаемость, смертность, плотность и миграция населения) оказывает существенное давление на социоприродную среду в глобальных масштабах.
Темпы роста населения Земли с развитием цивилизации увеличиваются, и к началу XXI в. на Земле будет жить 6 миллиардов человек. Однако «демографический взрыв» имеет место прежде всего в развивающихся странах, где численность населения увеличивается гораздо быстрее, чем производство средств его существования. Подсчитано, что увеличение населения на 1% требует увеличения затрат из национального дохода на 4%.
Многие демографы видят единственный выход из этого кризисного состояния в сокращении рождаемости, в известной мере реанимируя тем самым теорию английского экономиста XVIII в. Мальтуса, согласно которой нищета народа объясняется его «необузданным размножением». Отсюда — запрещение ранних браков, «слишком большого» роста семьи, апология войны, эпидемий, голода как «разрушительных препятствий» чрезмерному возрастанию населения.
Опыт Индии и Китая показал, что сокращение рождаемости путем административных запретов, «планирования семьи» и пропаганды «системы одного ребенка» — паллиатив. В лучшем случае эти меры могут ослабить остроту противоречия между ростом населения и ростом благосостояния. Кардинальное решение демографических проблем стран «третьего мира» возможно лишь на основе социально-экономических преобразований при активной помощи всего мирового сообщества. Проблема регулирования народонаселения является актуальной и для России и многих развитых стран Запада. Однако, она связана не с сокращением рождаемости, а с необходимостью ее роста, что требует комплексного подхода к демографическим процессам на основе учета характера сложившихся в каждой стране строя и общества.
Панацеи от беды, которыми человечеству грозят глобальные проблемы, нет. Все они должны решаться как путем совершенствования человека (ноосферный человек), так и общества в целом (создание антропогенной цивилизации).
Контрольные задания
I. Перечислите особенности современного этапа развития человечества:
1. Линейность;
2. Скачкообразность;
3. Нелинейность;
4. Противоречивость;
5. Поступательность;
6. Целостность;
7. Разнонаправленность;
8. Преемственность;
9. Прогрессивность;
10. Регрессивность;
11. Динамичность;
II. Укажите все глобальные проблемы, которые имеются в данном перечне:
1. Проблемы образования;
2. Проблемы энергетики;
3. Проблемы сельскохозяйственного производства;
4. Экологические проблемы;
5. Продовольственные проблемы;
6. Проблемы борьбы с терроризмом;
7. Проблемы войны и мира в целом;
8. Демографические проблемы;
9. Национальные проблемы.
Примерные темы рефератов
1. Предназначение и смысл философии.
2. Ми4юлогия и философия.
3. Философия и религия.
4. Философия и искусство.
5. Диалектика и метафизика.
6. Жизнь и учение Будды.
7. Проблема человека в философии конфуцианства.
8. Космоцентризм как основа философии Древней Греции.
9. Жизнь и философия Сократа.
10. Учение Платона о государстве и обществе.
11. Проблемы логики и теории познания в философии Аристотеля.
12. Оппозиция номинализма и реализма в средневековой философии.
13. Фома Аквинский: учение о человеке.
14. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения.
15. Этика М. Монтеня и Э. Роттердамского.
16. Эмпиризм и рационализм философии Нового времени.
17. Т. Гоббс об обществе и государстве.
18. Дж. Локк о субъекте познания и активности мышления
19. Монадология Г. Лейбница: основные идеи и принципы.
20. Социальная философия французского Просвещения.
21. Этическая теория Иммануила Канта.
22. Диалектика Г.В.Ф. Гегеля.
23. Философия истории Г.В.Ф. Гегеля.
24. И.Г. Фихте о назначении ученого и человека.
25. Антропологический принцип философии Людвига Фейербаха
26. Философия мировой воли (А. Шопенгауэр).
27. Философия нигилизма Ф. Ницше.
28. Концепция человека С. Кьеркегора.
29. Критика интеллекта и рационального познания в философии А. Бергсона.
30. Прагматизм и проблема истины.
31. Проблема человека в философии К. Маркса.
32. Материалистическое понимание истории.
33. Диалектика природы в работах Ф. Энгельса.
34. О монистическом понимании истории (Г.В. Плеханов).
35. Проблемы социальной философии в работах В.И. Ленина.
36. В.И. Ленин о диалектике.
37. «Философия жизни»: закон науки и судьба.
38. Э. Гуссерль о кризисе европейского человечества и философии.
39. М. Вебер об интуитивизме и натурализме в гуманитарных науках.
40. Неопозитивизм и постпозитивизм: основные проблемы.
41. Экзистенциализм и феноменология.
42. Проблема «понимания» и герменевтика.
43. Проблема субъекта в структурной антропологии К. Леви Стросса.
44. Бессознательное и проблема индивидуализации.
45. «Восстание масс» X. Ортеги-и-Гассета и христианский эволюционизм П. Тейяра де Шардена.
46. Монистические и плюралистические концепции бытия.
47. Материя, пространство, время, движение: проблемы понимания.
48. Диалектика как учение об универсальных связях бытия, движения и развития.
49. Проблема тождества бытия и мышления.
50. Психика, мышление, сознание: философский анализ.
51. Проблема бессознательного в философии.
5 2. Познание как « отражение » и познание как « конструирование ».
53. Познание как социальный процесс.
54. Социальное и гуманитарное познание.
55. Общество как система.
56. Формационный и цивилизационный подходы к пониманию процесса развития общества.
57. Общество и природа: проблемы взаимосвязи.
58. Общество как развивающаяся система: эволюция и революция.
59. Проблема взаимосвязи социального пространства и социального времени.
60. Индивид, индивидуальность, личность.
61. Личность и общество.
62. Личность и власть.
63. Социально-экономические классы и профессиональная структура общества: современное понимание.
64. Национальное самосознание и национализм.
65. Диалектика общественного бытия и общественного сознания.
66. Человек в инфоромационно-техническом обществе.
67. Человечество перед лицом глобальных проблем.
68. Проблема человека в русской религиозной философии.
69. Россия в диалоге культур.
70. Философия и наука.
71. Проблема сциентизма и антисциентизма.
72. Синергетика и философия: проблемы взаимоотношения.
73. Философские концепции истории науки.
74. Проблема теоретизации в научном познании.
75. Компьютеризация как основа новых информационных технологий.
76. Проблема истины в научном познании.
77. Аксиология в научном познании.
78. Философские проблемы технической реальности.
79. Философские проблемы технического знания и инженерной деятельности.
80. Место техники в духовной культуре общества.
81. Классическая и неклассическая наука: проблемы преемственности.
82. Нелинейная наука и нелинейное мышление.
83. Роль науки и техники в решении глобальных проблем современной цивилизации.
ВОПРОСЫ, ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ДЛЯ ЭКЗАМЕНА ИЛИ ЗАЧЕТА
1. Понятие и структура мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.
2. Предмет философии, ее основные функции.
3. Место философии в системе культуры.
4. Античная философия, ее специфические особенности.
5. Философия Сократа.
6. Основные идеи философии Платона, его учение об идеальном государстве.
7. Философия Аристотеля, ее основные идеи.
8. Теоцентризм философии средних веков. Учение А. Августина. Философия Ф. Аквинского.
9. Становление научного метода познания в философии Ф. Бэкона и Р. Декарта (эмпиризм и рационализм).
10. Б. Спиноза о природе и человеке.
11. Т. Гоббс о проблемах взаимоотношения человека и общества.
12. Философия Д. Беркли и Д. Юма.
13. Теория познания И. Канта.
14. Этика И. Канта.
15. Основные идеи философии Г. Гегеля. Противоречие между системой и методом.
16. Философия истории Г. Гегеля.
17. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
18. Человек, общество и природа в философии французского Просвещения.
19. Марксистское понимание общества и истории.
20. Диалектика природы Ф. Энгельса.
21. Марксистская философия в России (Г. Плеханов, В. Ленин).
22. Русская материалистическая философия XIX в.
23. Русская религиозная философия. . 24. Русский космизм.
25. Зарубежная философия XX в.: позитивизм и постпозитивизм.
26. Зарубежная философия XX в.: экзистенциализм.
27. Зарубежная философия XX в.: феноменология и герменевтика.
28. Зарубежная философия XX в.: психоанализ и неофрейдизм.
29. Проблема бытия в истории философии.
30. Материальное и духовное бытие: проблема соотношения.
31. Сущность сознания. Сознание и бессознательное.
32. Категория «материя»: подходы к истолкованию.
33. Движение и его сущность. Движение и развитие.
34. Философские концепции пространства и времени.
35. Единство и многообразие мира.
36. Диалектика как теория развития и как метод познания. Формы диалектики.
37. Законы и категории диалектики.
38. Понятие картины мира. Научная и религиозная картины мира.
39. Познание как взаимодействие субъекта и объекта.
40. Объект познания. Реальные и идеализированные объекты.
41. Практика: понятие и основные формы. Роль практики в познании.
42. Чувственное познание и его специфика. Образное и знаковое в познании.
43. Рациональное познание и его формы. Роль рационального познания в освоении человеком действительности.
44. Проблема истины в познании. Основные концепции истины. Понятие объективной, абсолютной и относительной истины. Критерий истины.
45. Интуиция и ее роль в познании.
46. Формы и методы естественно-научного познания.
47. Сознание и язык. Проблема происхождения. Язык как знаковая система. Основные функции языка.
48. Общество как социум. Понятие, основные черты.
49. Деятельность как специфический способ существования человека.
50. Общество как развивающаяся система.
51. Понятие культуры. Типология культур.
52. Цивилизация и культура.
53. Восток — Запад: диалог культур. Место России в диалоге культур.
54. Общественное бытие: понятие и структура.
55. Производственно-экономические отношения и их роль в жизни общества.
56. Социальные отношения и их значение в жизни общества.
57. Политические отношения. Государство и общество.
58. Духовная жизнь общества: понятие и основные характеристики. Общественное сознание и его структура.
59. Виды (формы) общественного сознания.
60. Человек как личность. Социальная роль личности.
61. Отчуждение личности. Свобода и ответственность личности.
62. Проблема смысла жизни человека.
63. Общество и глобальные проблемы современности.
ЛИТЕРАТУРА
ОБЩАЯ
Алексеев П.В., ПанинА-В. Философия. — М., 1996.
Барулин B . C . Социальная философия: В 2 ч. — М., 1991.
Канке В. Философия. — М., 1997.
История философии: Запад — Россия — Восток. В 3 кн. — М., 1995-
1998.
История философии в кратком изложении. — М.,1991.
Краткая философская энциклопедия. — М.,1994.
Русская философия. Словарь. — М., 1995.
Современная западная философия. Словарь. — М., 1991.
Философия. Под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. — М.,1998. Философский энциклопедический словарь. — М.,1989.
Философская энциклопедия. В 5 т. — М., 1961-1971.
Хрестоматия по истории философии. В 3 ч. (Отв. ред. Л.А. Микешина. — М., 1997.
ОСНОВНАЯ
Роль философии в жизни общества
Мамардашеили М.К. Как я понимаю философию. — М., 1990.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. — М., 1991.
Ортега -и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991.
ХайдеггерМ . Что такое — философия? /Вопросы философии. 1993. № 8.
Исторические типы философии
Асмус В.Ф. Античная философия. — М., 1975.
ГорфункельАЛ . Философия эпохи Возрождения. — М., 1980.
ГулыгаА.В , Немецкая классическая философия. — М., 1982.
Лосский Н.О. История русской философии. — М.,1991.
Марксистская философия в XIX веке. В 2 кн. / Отв. ред. И.С. Нарский.—М., 1979.
Мотрошилова Н.В. Рождение и развитие философских идей. — М.,
1991.
Момджян Х.Н. Французское просвещение XVIII в. — М., 1983.
Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. — М., 1997.
Рус Я. История философии в кратком изложении. — М., 1991.
Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.,1991.
Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 21.
Философия бытия
Время и бытие человека. — М.,1991.
Доброхотов АЛ. Категория бытия в классической западноевропейской философии. — М., 1986.
Основы онтологии. — Спб., 1997.
Проблема связей и отношений в материалистической диалектике. — М.,1990.
Рузавин Г.И. Концепции современного естествознания. — М., 1997.
Хайдеггер М. Время и бытие. — М., 1993.
ЧанышевА.Н . Курс лекций по древней и средневековой философии. — М.,1991.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.20.
Энгельс Ф. Диалектика природы / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20.
Человек и смысл его существования
Барулин B . C . Социально-философская антропология. — М., 1994.
Бердяев НА. О назначении человека. — М., 1993.
Биологическое и социальное в развитии человека. — М., 1977.
Маркс К. Тезисы о Фейербахе // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 3.
О человеческом в человеке.—М., 1987.
Соловьев B . C . Соч. в 2-х т. — М., 1988.
Степин B . C . Философская антропология и философия науки. — М., 1992. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. — М., 1987.
Сознание. Мышление. Познание
Автомонова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. — М., 1988. Бессознательное. — Новочеркасск, 1994.
Диалектика познания. — Л., 1988.
Лекторский ВА. Субъект, объект, познание. — М., 1980.
Леонтьев А.Н. Избранные произведения. — М.,1983. — Т. 2. Мамардашвили М.К. Формы и содержание мышления. — М.,1968.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология // Соч. — Т, 3.
Полани М. Личностное знание. На пути к посткритической философии. — М., 1985.
Портнов А-Н. Язык и сознание: Основные парадигмы исследования проблемы в философии XIX — XX вв. — Иваново, 1994.
Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. — М., 1957.
Филатов В.П. Научное познание и мир человека. — М., 1989.
Общество. Культура. Цивилизация
Барулин B . C . Социально-философская антропология. — М., 1994. ГуревичА.Я . Теория формаций и реальность истории // Вопросы философии. 1990. —№11.
Ленин В.И. Государство и революция //Пор,, собр. соч. — Т. 33,
Маркс К. К критике политической экономии: Предисловие. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 13.
Маркс К., Энгельс Ф. Манифест коммунистической партии / Соч. — Т. 4. Момджян К.Х. Введение в социальную философию. — М., 1997.
Поппер К. Открытое общество и его враги. — М., 1992. — Т. 2.
Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. — М., 1992.
Теория и жизненный мир человека. — М., 1995.
Шпенглер О. Закат Европы. — М., 1993 — T.I.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 21.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.,1993.
Общественное бытие: понятие и структура
Арефьева Г.С. Общество, познание, практика. — М., 1988.
Барулин B . C . Социальная философия. В 2 ч. — М., 1993.
Бакунин МА. Государственность и анархия. — М., 1989.
Кузнецов Б.Г. Идеалы современной науки. — М., 1983.
Ленин В.И. Государство и революция. // Полн. собр. соч. — Т. 33.
Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству /
Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.46. 4.1.
Маркс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. — Т. 3.
Марксистско-ленинская теория исторического процесса. В Зт. — М.,
1981-1983.
Духовное бытие: понятие и структура
Барулин B . C . Социально-философская антропология. — М., 1994.
Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. — М., 1978.
Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм. Полн. собр. Соч. — Т. 18. Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Соч. — Т.4. Маркс К; Энгельс Ф. Немецкая идеология Соч. — Т.З.
Общественное сознание и его формы. — М., 1986.
УледовА.К . Общественная психология и идеология. — М.,1985.
Личность и общество
Бердяев НА. Философия свободного духа. — М., 1994.
Ильенков Э.В. Что же такое личность? / Философия и культура. — М., 1991.
Камю А. Бунтующий человек. — М., 1990.
Кон И. В поисках себя. Личность и ее самосознание. — М., 1984. ЛеонтьевАЛ . Деятельность, сознание, личность. — М., 1975.
Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произведений / Соч. — Т. 42.
Марксистско-ленинская теория исторического процесса. В 3 т. — М.,
1981,1983,1987.
Нарский И.С. Отчуждение и труд. — М., 1983.
Проблема человека в западной философии. — М,, 1988.
Степин B . C . Философская антропология и философия науки. — М.,
1992.
Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. — М., 1989. Шарден Т. де. Феномен человека. — М., 1965.
Глобальные проблемы современности
Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. — М., 1990.
Кризис современной цивилизации: выбор пути. — М., 1992.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. — М., 1990.
Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.
Степин B . C . Эпоха перемен и сценарии будущего. — М., 1996.
Хесле В. Философия и экология. — М., 1993.
Человек в контексте глобальных проблем. — М., 1989.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Роль философии в жизни общества
Ахутин А. Тяжба о бытии. —М., 1997.
Ильенков Э.В. Философия и культура. — М., 1991.
Кессиди Ф.Х. От мифа к Логосу. — М., 1972.
ЛосевА.Ф . Дерзание духа. — М., 1988.
Лосев А.Ф. Диалектика мифа. — М„ 1990.
Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. — М., 1994.
На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: философия и мировоззрение. — М.,1990.
РадугинАА . Философия. Курс лекций. — М.,1996.
Исторические типы философии
Гегель Г. Лекции по истории философии. В 3 кн. — Спб., 1993-1994. Григорьян Б.Т. Философская антропология. — М., 1982.
Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия. М.,1990.
Ленин В.И. Карл Маркс / Полн. собр. соч. — Т. 26.
Мамардашвили М.К. Картезианские размышления. — М.,1993.
Плеханов Г.В. К вопросу о развитии монистического взгляда на историю / Избранные философские труды. В 5 т. — T.I.
Проблемы философской герменевтики.
Рассел Б. История западной философии. В 2 ч. — М., 1993.
Сергеев Я-Д. Ренессансные основания антропоцентризма. —Спб., 1993. Современная аналитическая философия. — М., 1988-1991. Вып.1-3. ШтекльА . История средневековой философии. — Спб,, 1996.
Философия бытия
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. — М., 1988.
Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. — М., 1993.
Девис П. Пространство и время в современной картине Вселенной. —
М.,1979.
Естествознание: системность и динамика. — М., 1990.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации
сложных систем. — М., 1994.
ЛосевА.Ф . Бытие, имя, космос. — М., 1993.
Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. —
М.,1977.
Пригожий И., Стенгерс И. Время, хаос, квант. — М.,1994.
Степин B . C ., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техно-
генной цивилизации. — М.,1994.
Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. — М.,1987.
Фундаментальная структура материи. — М., 1984.
Человек и смысл его существования
Бубер М. Проблемы человека. — М.,1993.
Вернадский В.И. Живое существо. —М., 1978.
Карпинская Р.С„ Никольский СА. Социобиология: критический анализ. — М.,1988.
Левонтин Р. Человеческая индивидуальность: наследственность и среда.—М.,1993.
Серебровская К.Б. Сущность жизни. — М., 1994.
Сознание. Мышление. Познание
Гадамер Г.-Х. Истина и метод. — М., 1988.
Дубровский Д.И. Проблема идеального. — М.,1983.
Заблуждающийся разум. Многообразие вненаучного знания. — М., 1990.
Ильин В.В. Теория познания. — М., 1993.
Микешина ЛА., Опенков М.Ю. Новые образы познания и реальности.—М., 1997.
Поппер К. Логика и рост научного знания. — М., 1983.
Рассел Б. Человеческое познание. — Киев, 1997.
Фрейд 3. Психология бессознательного. — М.,1989.
Эволюционная эпистемология: проблемы, перспективы. — М., 1996.
Язык и интеллект. — М., 1996.
Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М.,1991.
Общество. Культура. Цивилизация
Бакунин МА. Государственность и анархия. — М., 1989.
Вебер М. Избранные произведения. — М., 1990.
Данилевский Н.Я. Россия и Европа. — М., 1991.
Карсавин Л.П. Философия истории. Спб., 1993.
ЛукачД . К онтологии общественного бытия. Пролегомены. М., 1991. Ортега -и-Гассет X. Восстание масс/ Вопросы философии. 1989. — № 3,4.
Ролз Дж. Теория справедливости. — Новосибирск, 1995.
Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас. Новосибирск, 1995.
Соловьев B . C . Чтения о богочеловечестве / Соч.: В 2 т. — М., 1989. — Т. 2.
Стенин B . C . Философская антропология и философия науки. М., 1992.
Теория и жизненный мир человека. — М., 1995.
ТойнбиА . Постижение истории. — М., 1991.
Фукияма Ф. Конец истории / Вопросы философии. — 1990. № 3.
Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. — М., 1988.
Юнг К.Г. О современных мифах. — М., 1994.
Общественное бытие: понятие и структура
Барулин B . C . Социальная жизнь общества: вопросы методологии. — М., 1987.
Гоббс Т. Левиафан. // Избр.соч. в 2-х т. — М„ 1964. — Т.2.
Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. — М., 1991.
Келле В.Ж., Ковальзон М.Я. Теория и история. — М., 1981.
Ковалев А. М. Диалектика способа производства общественной жизни.—М., 1982.
Ленин В.И. Империализм как высшая стадия капитализма. Полн. собр. соч. — Т. 27.
Маркс К. Экономическая рукопись 1861-1863 годов. / Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.47.
Научно-техническая революция и человек. — М., 1997.
Новая технократическая волна на Западе. — М., 1986.
Платон. Государство / Соч. — М., 1994. — Т.З.
Энгельс Ф. Анти-Дюринг/ Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т. 20.
Духовное бытие: понятие и структура
Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990.
Дарендорф Р. Мораль, институты и гражданское общество / Путь. 1993.
№3.
Гегель Г. Философия права. — М., 1990.
Грушин БА. Массовое сознание. — М., 1987.
Ортега -и-Гассет X. Восстание масс / Вопросы философии. 1989. — №
3,4.
ПопперК . Открытое общество и его враги. — М., 1992. Т. 1, 2.
Франк С.Л. Духовные основы общества. — М., 1992.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. — М., 1992.
Глобальные проблемы современности
Бердяев НА. Новое средневековье. — М.,1990.
Бубер М. Я и Ты. — М., 1993.
Гегель Г.В.Ф. Соч., — М.- Л., 1935. — Т. 8.
Гоббс Т. О свободе и необходимости. Избр. произв., —М.,1964. —T.I
Долгов КМ. От Кьеркегора до Камю. — М., 1991.
Лукашева ЕА. Право, мораль, личность. — М., 1986.
Мунье Э. Персонализм. — М., 1993.
Серов Н.К. Личность и время. — Л., 1989.
Сумерки богов. — М., 1991.
ПеччеиА . Человеческие качества. — М., 1980.
Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
Глобальные проблемы современности
Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем — М 1998.
Мамедов Н.М. Проблемы экологии: некоторые актуальные аспекты — М„ 1989.
Коптюг В Л. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.). Информационный обзор. — Новосибирск, 1992.
Урсул АД. Путь в ноосферу. — М.,1993.
Философия и экологическая проблема. — М., 1990.
Экологические интуиции в русской культуре. — М., 1992.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 410.