Слово «цивилизация» употребляется в разных значениях. Под этим словом понимают:
• ступень развития человечества, которая следует за периодом дикости и варварства (Морган, Энгельс);
• мировое сообщество государств и народов;
• культуру общества;
• степень развития материальной культуры;
• завершающий этап развития культуры, ее закат (Шпенглер).
В последние годы под термином «цивилизация» имеют в виду разумно организованное, высокоразвитое общество во всем его многообразии и целостности.
Цивилизационный подход в понимании развития общества для многих философов сводится к тому, что история развития общества представляет собой смену различных культур — цивилизаций, каждая из которых проходит разные этапы — от рождения до угасания (Н. Данилевский, К. Леонтьев, О. Шпенглер, А. Тойнби, Ф. Фукияма и др.). Согласно многим из этих философов, цивилизации развиваются независимо друг от друга, во многих случаях Запад противопоставляется Востоку.
В конце XX в. в историческом развитии наблюдается интенсивное сближение культур, выражающееся во взаимопроникновении, конвергенции передовых технологий, массовой культуры, религий, идей, связанных с отношением к личности, проблемами ее познания и т.п. Оппозиция Запад — Восток теряет свою актуальность, границы между культурами размываются, идет активный процесс, названный «диалогом культур».
В рамках этого диалога взаимодействуют противоположные идеи, свойственные культуре Запада (индивидуализм, рационализм, активность), с другой стороны, и идеи, характерные для культуры Востока (обезличенное общество, самосовершенствование человека, интуитивизм и пассивное «недеяние»), с другой.
|
|
|
|
|
Россия в диалоге культур
В системе «Запад-Восток» особое место принадлежит России, которая занимает промежуточное положение между культурами, представляющими эту оппозицию. Это евроазиатская страна, представляющая собой, по словам Г.Плеханова, гибрид, которые имеет европейскую голову на азиатском туловище.
В России совместно проживает более ста национальностей и народностей.
Азиатское влияние на Россию, особенно в период Ордынского ига, проявилось в жесткой централизации власти, подчинении общества государству, вражде к Западу, к образу его жизни – организованности, методичности, способности доводить дело до конца.
Золотая Орда надолго (почти на 300 лет) отдалила Россию от западной культуры, хотя к своим европейским корням (Киевкая Русь - это европейское государство) Россия продолжала тянуться .
Западный опыт пытались в Россию внедрить неоднократно причем главным образом «сверху», насильно, с помощью властных структур: крещение Руси, петровские преобразования реформы в России XIX в., экономические реформы, основанные на идеях монетаризма, на пороге XXI столетия
Культурные ценности Запада оказали определенное благотворное влияние на Россию, стимулируя развитие ее самобытной культуры. Однако не все они принимались на неподготовленной почве, многие из них не вписывались в исторические национальные и духовные традиции России.
Культура России представляет собой весьма сложный евроазиатский тип, что необходимо учитывать при определении стратегии ее развития. Условия, в которых живут российское государство и российское общество, уникальны. Они не имеют аналогов ни в истории Запада, ни в истории Востока. Можно предположить, что этого достаточно для того, чтобы говорить о том, что России предназначено идти своим путем, не повторяя ошибок, сделанных на Востоке и на Западе.
Глубокие изменения, происшедшие в мире в последние 10-15 лет, требуют серьезного их осмысления философами и политиками, выдвигают на первый план задачу разработки новой парадигмы исторического развития всего мирового сообщества в целом.
Контрольные задания
I. Установите, кто из философов является автором данных моделей общества:
1. Общество — это совокупность индивидов, связанных необходимостью удовлетворения «социальных инстинктов»;
2. Общество - совокупность индивидов, связанных общественным договором;
3. Общество — это совокупность индивидов, связанных общественными отношениями;
4. Общество — это совокупность индивидов, связанных необходимостью играть определенную социальную роль.
(Аристотель, Гоббс, Руссо, Маркс, Мертон, Парсонс, Гегель, Платон, Декарт, Поппер)
II. Какой критерий является основанием для формационного подхода к общественному развитию?
1. Географический и экономический (местоположение и уровень развития промышленного производства);
2. Уровень развития науки и техники;
3. Уровень развития производительных сил;
4. Способ производства материальных благ;
5. Тип культуры.
6. Рыночные отношения.
III. Какие факторы в развитии общества являются определяющими?
1. Народные массы;
2. Выдающиеся личности;
3. Экономические законы;
4. Объективные законы общественного развития;
5. Национальные проблемы.
IV. Какое определение цивилизации вы считаете наиболее правильным?
Цивилизация — это ...
... деградация культуры, ее закат;
... способ бытия данной общности;
... мера развития материальной культуры;
... ступень развития человечества;
... мировое сообщество государств и народов;
... разумно организованное, высокоразвитое общество во все'» его целостности.
V. Какое место занимает Россия в развитии мировой циви лизации?
1. Россия ближе к цивилизации Запада;
2. Россия ближе к культуре Востока;
3. России свойствен евразийский тип цивилизации.
ОБЩЕСТВЕННОЕ БЫТИЕ:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Общественное бытие включает все отношения, которые существуют в обществе независимо от сознания и воли людей:
производственные, классовые, национальные, семейные и др. Доминируют среди них производственно-экономические отношения.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 410.