Основными особенностями научного познания являются следующие его характеристики:
• развитость понятийного аппарата (категориальность);
• рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
• интерсубъективность знания;
• высокий уровень обобщения знаний;
• критерий истины полученных знаний — разум и практика;
• специальные методы получения знания.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Универсальными называют методы, которые используются в одинаковой мере на эмпирическом и теоретическом уровнях. Кроме указанных на схеме универсальных методов познания к ним можно отнести и диалектический метод, сущность которого состоит в том, чтобы рассматривать объективный мир (природу, общество и сознание) в соответствии с принципами развития, всеобщей связи, целостности и объективности.
Специфические научные методы имеют свои особенности, не только зависящие от уровня познания, но и обусловленные особенностями той или иной области научного познания. Методы математики, например, отличаются от методов, используемых лингвистикой или историографией.
Контрольные задания
I. Какое, с вашей точки зрения, определение понятия «сознание» является правильным?
Сознание — это ...
... свойство мозга отражать объективную реальность;
... свойство человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;
... свойство человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных или логических образах;
... свойство мозга формировать понятия;
... свойство мозга формировать суждения.
II. В данном перечне укажите факторы, способствовавшие возникновению сознания:
1. Разделение труда;
2. Изобретение орудий труда;
3. Знаковые системы;
4. Предметы культуры;
5. Совершенствование общественных отношений.
III. Какое определение понятия «бессознательное» вы считаете правильным?
«Бессознательное» — это ... .
.. идеальное;
... все, что не осознается человеком;
... явления, состояния и процессы, оказывающие влияние на поведение человека, но не осознаваемые им;
... рефлекторные действия;
... интуитивные действия.
IV. Какое определение понятия «идеальное» вы считаете правильным?
Идеальное — это ...
... отраженное материальное;
... субъективная реальность;
... субъективная реальность, осознаваемая человеком;
... то, чего нет в объективном мире;
... психическое.
V. В данном перечне укажите формы чувственного познания и абстрактного мышления:
1. Ощущение; 6. Понятие;
2. Отображение; 7. Суждений;
3. Восприятие; 8. Умозаключение;
4. Представление; 9. Рефлекс;
5. Раздражимость; 10. Интуиция.
VI. Какое из приведенных ниже определений истины считается «классическим»?
1. Истина — это то, что интуитивно ясно и самоочевидно;
2. Истина — это соответствие знаний действительности;
3. Истина — это то, что подтверждается опытом;
4. Истина — это знание, экономно и просто описывающее опыт;
5. Истина — это конвенция, соглашение.
VII. Какое определение понятия «относительная истина» вы считаете правильным?
Относительная истина — это ...
... знания, не обусловленные конкретными обстоятельствами;
... знания, имеющие множество смыслов;
... знания неполные, обусловленные какими-либо обстоятельствами;
... знания, свидетельствующие об относительном характере
всего существующего;
... знания частного характера.
VIII. С каким определением понятия «язык» вы согласны?
Язык — это...
... средство общения;
... знаковая система, служащая для фиксации, хранения и передачи информации;
... знаковая система, являющаяся средством познания;
... знаковая система, служащая для обозначения предметов объективного мира;
... средство выражения мыслей.
IX. Укажите, какие действия не может осуществить кибернетическая машина:
1. Решение математических задач;
2. Управление государством;
3. Пилотирование самолета;
4. Определение цели и задач исследования;
5. Проведение эксперимента;
6. Оппелеление поогноза поголы:
7. Обучение и воспитание;
8. Расчет траектории полета ракеты;
9. Управление системой предприятий;
10. Прогнозирование поведения человека.
X. Укажите известные вам формы теоретического познания:
1. Проблема;
2. Гипотеза;
3. Научный факт;
4. Теория;
5. Эмпирический закон;
4. Умозаключение.
XI. Укажите известные вам универсальные методы научного познания:
1. Анализ; 6. Формализация;
2. Синтез; 7. Математизация;
3. Абстрагирование; 8. Дедукция;
4. Наблюдение; 9. Индукция;
5. Эксперимент; 10. Моделирование.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 293.