Человек — многоплановое, многогранное, весьма и весьма сложное явление жизни. С самых древних времен мыслители пытались проникнуть в суть этого феномена, создавались различные концепции человека, которые подходили к его пониманию с различных точек зрения.
Мы полагаем, и для этого есть весомые основания, что человек — продукт природы, планетарно-космическое существо, он — результат эволюции всего живого. Влияние на его психофизическое состояние энергии Космоса, электромагнитных волн, радиации и др. воздействий огромно. Социум может существовать только в рамках природы. Отсюда следует, что гармония с природой — необходимое условие жизни человека. Вместе с тем человек зависит и от общественных отношений.
Он сам является их продуктом и одновременно их творцом. Сущ ность человека— это совокупность его социальных качеств, обусловленных конкретно-исторической обстановкой.
Сущность и существование человека, его уникальность, универсальность и целостность
Как явление человек богаче сущности, он — биопсихосоциальное существо. Его сущность необходимо рассматривать во взаимодействии с существованием. Первое означает его — относительно стабильное — главное качество, второе — способы его жизнедеятельности, меняющиеся в зависимости от обстоятельств. На индивидуальном уровне человек представляет собой единство трех составляющих:
• биологического (анатомо-физиологические задатки, тип нервной системы, половые и возрастные особенности и т.п.);
• психического (чувства, воображение, память, мышление, воля, характер и т.д.);
• социального (мировоззрение, ценностные установки, моральные черты, знания и умения и др.).
Человек — представитель Homo sapiens, генетически связанный с другими формами живого, наделен разумом, рефлексией, речью, способностью создавать орудия труда. Он — существо уникальное (открытое миру, неповторимое, духовно незавершенное), универсальное (морфологически способное к любому виду деятельности), целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начало). Человек — это живая система.
|
Следует отметить, что, с точки зрения марксистской концепции человека, социальной составляющей в этой триединой связи принадлежит приоритет как в филогенезе, так и в онтогенезе. Абсолютизация одной из сторон в оппозиции «биологическое-социальное», которая нередко формулируется как в частных науках о человеке, так и в философии, ведет либо к биологизаторству (социалдарвинизм, фрейдизм, расизм и др.), либо — к социологизаторству (догматический марксизм, концепция «чистой доски» и др.), что в обоих случаях вызывает определенные сомнения.
Смысл и назначение человеческого бытия.
Смерть и бессмертие
Вопрос о том, для чего человек живет на Земле, интересовал многих и многих мыслителей на всем пути развития философии. В разные времена разные философы отвечали на этот вопрос по-разному.
Смысл жизни не дан человеку извне. Человек сам вносит в жизнь разумное начало, опираясь на знание объективных законов. Смысл жизни каждому человеку открывается по-разному. Найти смысл жизни для всех времен и народов невозможно, поскольку наряду с общечеловеческими, вечными истинами, он включает нечто специфическое — чаяния людей каждой данной эпохи.
Содержание цели жизни меняется не только в зависимости от исторических условий бытия человека, но и от его возрастных особенностей: в юности цели одни, в зрелости и старости они другие. Смысл жизни можно рассматривать в трех временных измерениях: прошлое (ретроспекция), настоящее (актуализация) и будущее (проспекция). Реализация смысла жизни зависит от наличия в обществе многих условий, первостепенными среди которых являются наличие демократических свобод, гуманных целей и соответствующих им средств.
К определению смысла жизни существуют различные подходы, которые лежат в основании той или иной концепции.
Смысл жизни — это выбор каждого отдельного человека. Это самостоятельный осознанный выбор тех ценностей, которые (по Э. Фромму) ориентируют человека не на то, чтобы иметь (установка на обладание), а на то, чтобы быть (установка на использование всех человеческих потенций).
Иными словами, смысл жизни человека — в самореализации личности, в потребности человека творить, отдавать, делиться с другими, жертвовать собой ради других. И чем значительнее личность, чем развитее ее экзистенциалы, тем больше она оказывает влияние на окружающих ее людей, социокультурную среду.
Разумеется, эти общие представления о смысле жизни должны трансформироваться в смысл жизни каждого отдельного человека, обусловленный объективными обстоятельствами и его индивидуальными качествами.
Конечность человеческого бытия — естественный закон природы. Что не имеет смерти, не имеет и рождения. Боязнь смерти приближает смерть. Эпикур призывал не бояться смерти:
если человек живет, то смерти нет, если смерть наступила, то его уже нет. А Спиноза советовал лучше думать о жизни, чем о смерти. В качестве компенсации за страх перед смертью придумано немало мифологем: перевоплощение души (буддизм), бессмертие души (христианство).
Реальное, немифологическое бессмертие состоит в том, что человек умирает физически, но не умирает социально, духовно. Он остается в своих делах, творчестве, памяти людей.
Контрольные задания
I. Какое определение понятия « человек », с вашей точки зрения, наиболее
полно раскрывает его содержание?
Человек — это ...
... индивид с присущей ему генетической программой;
... субъект познания, трудовой деятельности, общения, управления;
... животное, способное изготавливать орудия труда;
... биопсихосоциальное существо, способное мыслить, говорить и трудиться. ... общественное животное, способное мыслить.
II. Укажите основные концепции человека:
1. Объективистская;
2. Субъективистская;
3. Философская антропология;
4. Биологическая;
5. Психологическая;
6. Марксистская;
7. Позитивистская;
8. Атомистическая;
9. Рационалистическая;
10. Эмпирическая.
III. Укажите составляющие структуры человека как живой системы:
1. Биологическое;
2. Психическое;
3. Социальное;
4. Материальное;
5. Идеальное.
IV. Перечислите свойства человека, характеризующие его как представителя Homo sapiens:
1. Чувствительность;
2. Разумность;
3. Раздражимость;
4. Возбудимость;
5. Социальная активность;
6. Рефлективность;
7. Уникальность;
8. Целостность;
9. Интуиция;
10. Способность создавать орудия труда.
V. Установите, каким концепциям смысла жизни соответствуют следующие принципы:
1. Живи наслаждаясь. 1. Эвдемонизм.
2. Из всего извлекай пользу. 2. Утилитаризм.
3. Следуй своему идеалу 3. Этика долга.
и предначертанному долгу.
4. Будь смиренен, живи во 4. Прагматизм.
искупление своих грехов.
5. Счастье — вот подлинное 5. Гедонизм.
предназначение человека!
6. Цель оправдывает средства. 6. Аскетизм.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 491.