ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В истории философии существовали разные точки зрения на роль чувственного и рационального в познании. Сенсуалисты преувеличивали значимость для познания чувственных форм. Рационалисты, наоборот, отдавали приоритет в познании формам абстрактного мышления. На самом деле в реальном человеческом сознании чувственное пронизано рациональным, а рациональное — чувственным.

 

Проблема истины

 

Одним из важнейших вопросов философии является вопрос о познаваемости мира.

В попытке ответить на вопрос «Познаваем ли мир?» четко обозначились три основные тенденции: оптимизм, скептицизм и агностицизм.

Если оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, принципиальную возможность получения достоверных знаний о мире, то представители агностицизма утверждают, что знания о мире, полученные человеком с помощью чувственного или рационального опыта, не дают оснований для того, чтобы сказать, каков мир на самом деле. Иначе говоря, агностики считают, что наше познание не дает достоверных сведений об окружающей нас действительности. Они отрицают саму возможность получения такого рода знания.

Представители скептицизма занимают как бы промежуточную позицию: не отрицая принципиальной возможности познания объективного мира, они выражают сомнения в том, что все знания об этом мире носят достоверный характер.

Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос гносеологии «Что есть истина?»

Существуют различные трактовки понятия «истина». Для одних истина — это соответствие знаний действительности. Для других истина есть то, что подтверждено опытом. Для третьих истина является неким соглашением, конвенцией. Для четвертых истина — это свойство самосогласованности знаний. Для пятых она оценивается с точки зрения полезности полученного знания, с точки зрения эффективности его использования на практике.

Классическая концепция истины связана с первым определением. Она возникла в глубокой древности и разделяется как материалистами, так и идеалистами, как диалектиками, так и метафизиками, как теологами, так и атеистами.

Современная трактовка истины, которой придерживаются большинство философов, состоит в следующем:

• Действительность понимается как объективная реальность, существующая вне и независимо от нашего сознания.

• Понятие «действительность» включает в область своего предметного значения и субъективную реальность, что означает возможность познания и духовной реальности.

• Познание вместе с его результатами и объектом познания неразрывно связано с практической деятельностью человека. Через практику задается объект познания, в практике реализуются результаты познания.

• Истина есть бесконечный процесс, связанный с переходом ? от неполного знания к более полному знанию.

 

Существуют понятия «объективная истина», «относительная истина» и «абсолютная истина», которые с разных сторон характеризуют знание об объекте.

 
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.

Абсолютная истина — это 1) исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; 2) знания, которые никогда не могут быть опровергнуты.

Относительная истина — это 1) неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает те или иные способы получения этого знания; 2) знания, зависящие от определенных условий, места и времени их получения.

 

Релятивисты абсолютизируют роль относительной истины, утверждая, что всякая истина относительна. Догматики игнорируют конкретность истины, утверждая, что она не зависит от условий, в которых складываются знания. Но абстрактной истины не существует. Истина всегда конкретна.

Существуют различные формы истины, которые делятся в зависимости от характера познаваемого объекта, от вида предметной реальности, степени полноты освоения объекта и т.п. Критерием истинности наших знаний о мире является общественно-историческая практика, понимаемая как совокупность целесообразной материальной деятельности, направленной на преобразование окружающей человека действительности.

Мышление и язык

 

Мышление неразрывно связано с языком. В языке находят выражение наши мысли. Он является способом сохранения и передачи информации и средством общения. С помощью языка, и который особым образом материализует наши мысли, мы познаем объективный мир. Это происходит потому, что язык так или иначе соответствует предметам действительности, их свойствам и отношениям. Иначе говоря, в языке существуют элементы, заменяющие названные объекты. Эти элементы играют роль представителей объектов познания в мышлении, являются знаками предметов, свойств или отношений.

 

В силу этого язык может рассматриваться как знаковая система, служащая для фиксации, хранения, обработки и передачи информации.

 

 

 

 


В естественном языке знаками являются слова и словосочетания, в искусственном — те или иные символы. Один из важнейших аспектов языка — его семантика, а наиболее важными семантическими характеристиками знака являются его предметное значение и смысл.

Предметное значение — это объект (отдельный предмет или некоторый их класс), представителем которого является знак.

Смысл знака — это такая совокупность признаков, которая вполне позволяет выделить обозначаемый знаком объект из других объектов. Один и тот же знак может иметь несколько различных смыслов.

Мысль может быть выражена не только с помощью языковых знаков. Она может быть воплощена в тот или иной художественный образ, ей может соответствовать некоторый жест, ее можно выразить с помощью различных фигур танца и других неязыковых знаков.

 

Мышление можно рассматривать как процесс оперирования понятийными или конкретно-чувственными образами.

 

Основными функциями любого языка являются следующие:

• коммуникативная (средство общения, средство выражения, хранения и передачи информации);

• гносеологическая (средство мышления, средство получения нового знания).


Дата: 2019-02-19, просмотров: 259.