Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, которые складываются на основе определенного уровня производительных сил.
Производственные отношения характеризуют материальное производство с социально-экономической стороны и являются его формой. Производительные силы составляют содержание материального производства. Они преставляют собой совокупвость вещных и личностных элементов производства, указывающих на степень овладения человеком природными явлениями.
|
Основой производственных отношений являются отношения собственности, которые связаны с владением, распоряжением а пользованием средствами производства. В зависимости от источника происхождения собственности различают такие ее формы:
Производственные силы состоят из средств труда, предметов труда, источников энергии, технологии, способов организации производства. Но основной составляющей производительных сил является человек, без которого все остальные компоненты будут «мертвы». Человек – главная движущая сила развития производства. Активность человека обусловлена его потребностями и способностями, наличием или отсутствием производственного опыта, квалификации, уровнем общего и профессионального образования, трудовой мотивацией.
Производительные силы и производственные отношения с разных сторон характеризуют один и тот же способ производства, т.е. способ, каким осуществляется в данную историческую эпоху соединение средств производства с его работником.
Производительные силы и производственные отношения находятся в постоянном взаимодействии. Однако в этом взаимодействии положение противоположных сторон неодинаково, их развитие идет разными темпами. Суть указанного взаимодействия выражает общесоциологический закон, который называют законом соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.
Этот закон, сформулированный К.Марксом, состоит в следующем:
1. Изменения в материальном производстве начинаются с производительных сил, которые являются самой подвижной его частью.
2. Изменения производительных сил обусловливает изменение производственных отношений.
3. Вместе с тем и сами производственные отношения оказывают влияние на развитие производительных сил: если первые соответствуют характеру и уровню последних, то процесс развития производительных сил ускоряется; в противном случае производственные отношения тормозят этот процесс.
Противоречие между этими сторонами способа производства, перерастающее на определенной его стадии в конфликт, является основным источником социального развития, становится причиной возникновения революционной ситуации, когда верхи не могут, а низы не хотят жить по-старому (В.И.Ленин).
Революционная ситуация - это возможность социальной революции, реализуемая в действительности, если срабатывает и субъективный фактор - способность революционных сил к активным действиям, их сознательность и организованность.
Социальные революции в Нидерландах и Англии (ХVII в.), Франции (XVIII в.), в России (XX в.) показали, что революцию нельзя сделать по заказу, по прихоти какого-либо политика или партии. Они совершаются только при наличии объективных и субъективных факторов.
Ведущим компонентом производительных сил являются орудия труда и связывающие их технологии. Изменения орудий труда и внедрение в материальное производство новых технологий могут привести к поистине революционным переворотам в производстве. История общества знает несколько таких переворотов:
■ переход от каменных к металлическим орудиям труда;
■ переход от ручного труда к машинному, что привело к промышленной революции и созданию материальной базы капиталистического способа производства;
■ переход к автоматизированной системе, управляемой с помощью ЭВМ.
Современное развитие производства обусловлено компьютерной революцией, связанной с широким использованием компьютерной техники и информационным технологиями (банки и базы данных, электронная почта, система автоматического проектирования и управления, система Интернет и т.п.).
Компьютерная революция подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. В отношении основных параметров этого общества остается еще много неясного. Но уже сейчас можно сказать, что информационное общество представляет собой новый тип цивилизации, предусматривающей:
— интеллектуализацию всех сфер жизни;
— создание социально-информационной структуры, охватывающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу услуг, образование, медицину, науку и т.д.;
— превращение информации в важнейший ресурс общества;
— развитие сетей когнитивной информации, т.е. таких коммуникаций, через которые будут решаться профессиональные и личные проблемы человека;
— трансформацию информационной деятельности в самую большую и важную отрасль человеческой деятельности.
Есть все основания полагать, что в информационном обществе будут постепенно складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.
Информационное общество — это социальный феномен, который имеет общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму «капитализм-социализм» или «Запад-Восток». Его становление происходит неравномерно. В развитых странах этот процесс идет довольно быстрыми темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуществляются в рамках «индустриального общества». В России пока закладывается лишь предпосылки информационного общества, его становление сдерживается охватившим нашу страну системным кризисом.
Научно-технический прогресс не замыкается в своих собственных рамках; он оказывает воздействие на всю совокупность общественных отношений. Это воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из тенденций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить этот процесс в гуманистическое русло.
Социальные отношения
Материальную сторону социума как общественного бытия составляют также классовые, профессиональные, этнонациональные, интернациональные, региональные, демографические, расовые, семейные и другие общности. Все эти общности вместе с многообразием взаимосвязи между ними представляют собой социальную структуру общества. Ее генезис обусловлен типом социально-экономических отношений.
В первобытном обществе, например, где господствовала коллективная собственность, преобладают родоплеменные отношения, неразрывно связанные с трудовыми и семейными отношениями. В рабовладельческой системе вместе с разделением труда, товарным производством и частной собственностью появляются классы, профессиональные коллективы, такая этническая общность, как народность. В феодальном обществе под воздействием коренных изменений экономических отношений (возникновение земельной собственности, основанной на сочетании права на землю с политической властью, внеэкономическая зависимость крестьян, лишенных права распоряжаться своим наделом) формируется новая классово-групповая система: феодалы, крестьяне, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи и др.
В эпоху индустриального общества капиталистической ориентации возникает классическое деление общества на такие социальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интеллигенция. Применительно к постиндустриальному обществу — обществу, называемому информационным, эта схема нуждается в корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти придали больший динамизм развитию социальной структуры, дифференциации и одновременно интеграции ее составляющих.
В информационном обществе интенсивно формируется новый правящий класс — высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное положение между двумя названными классами (мелкие предприниматели, интеллигенция, работающая по найму, и др.).
Индустриальное общество, интеграция экономической жизни и образование мирового рынка обусловили рождение наций, которые сложились на основе общности происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры и психологии.
Возникшие в индустриальном обществе тенденции в развили наций («ломка» национальных границ, консолидация наций и стремление наций к независимости, суверенитету, образование национальных государств) не только продолжают проявлять себя в настоящее время, но и усиливаются, приобретая свою специфику.
В современных государственных образованиях, особенно в странах «третьего мира», растет влияние национальной буржуазии и коррумпированных групп. Следуя своим эгоистическим интересам, они противопоставляют национальное общечеловеческому, национализм – патриотизму, космополитизм – интернационализму.
Национализм (утверждение национального превосходства и избранности) нередко внедряется в общественное сознание преднамеренно, с целью отвлечь общество от кризисных явлений, перенести недовольство людей антинародными режимами на иной объект.
Национализм и его крайние проявления – шовинизм и ксенофобия – подчас выступают в союзе с расизмом (дискриминацией людей по морфологическим и физическим признакам). Однако ученые – антропологи утверждают, что все существующие на Земле расы биологически равноценны. Неравномерность в их развитии обусловлена прежде всего социальными причинами, такими, как сегрегация (отделение цветного населения от белых), апартеид (лишение гражданских прав негритянского населения) и т.д.
Одним из древнейших видов социальной общности является семья.
Семья – это общность, основанная на отношениях между супругами с целью продолжения человеческого рода, социализации подрастающего поколения, ведения общего хозяйства и духовного общения.
Тип семьи детерминируется характером конкретных экономических отношений и уровнем культуры того или иного общества. В настоящее время наибольшее распространение получили традиционная семья, в которой представлены оба супруга (муж, жена и дети), а также неполная семья (один из супругов и дети). Будущее, видимо, за полной семьей, основанной на равенстве супругов, их физической и духовной близости.
Политические отношения
Политика имеет дело с отношениями между социальными группами, классами, нациями или государствами. Эти отношения связаны с борьбой названных групп за власть, определением содержания, форм и способов деятельности государства по управлению делами общества.
Важнейшими орудиями политики являются государственные образования и партии.
Государство есть особая политическая организация принуждения, характеризующаяся наличием публичной власти, права, налогов, а также разделением людей по территориальному признаку.
Понятие «государство» ни по объему, ни по содержанию не совпадает с понятиями «общество» и «гражданское общество ». Государство — это прежде всего бюрократический аппарат принуждения. Общество — исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми в различных сферах деятельности. Гражданское общество — это совокупность неполитических отношений (семейных, религиозных, эстетических и т.п.).
Партия в отличие от государства является общественной организацией, представляющей интересы тех или иных социальных групп. Она имеет свой Устав и Программу, которые регламентируют ее деятельность.
В настоящее время политические партии все больше превращаются в институт мобилизации голосов электората за своих кандидатов на выборах в те или иные структуры власти.
Государство появляется в условиях рабовладельческой системы, когда у правящей элиты возникает необходимость держать в повиновении с помощью специально созданного аппарата большинство своих подданных, страдающих от эксплуатации. Этот аппарат мог быть основан только на принуждении, насилии.
История знает несколько типов и форм государства.
Тип государства детерминирован базисными экономическими отношениями, он показывает, какой социальный класс осуществляет власть. Рабовладельческое и феодальное государства выражают интересы рабовладельцев и феодалов. «Низшие» слои (рабы и крестьяне) объявляются людьми второго сорта. Их интересы государство выражает частично, лишь в той мере, чтобы избежать социальных конфликтов. Буржуазное государство защищает интересы прежде всего собственников. Оно само выступает как владелец целых отраслей производства. В силу этого буржуазное государство декларирует систему прав и обязанностей, которые носят «урезанный» характер, ориентированы преимущественно на имущие слои населения.
Под формой государства понимают форму правления (монархия или республика), форму государственного устройства (унитарное или федеративное), а также политический режим, установленные в том или ином государстве (фашистский, тоталитарный, либеральный или демократический).
Осуществление функций государства (хозяйственно-организаторская, охрана собственности и правопорядка, защита границ, сотрудничество с другими государствами и др.) направлено на сохранение и дальнейшее совершенствование данной социальной системы.
Контрольные задания
I. Перечислите все разновидности производственных отношений:
1. Отношения собственности;
2. Отношения распределения;
3. Отношения потребления;
4. Отношения идеологические;
5. Отношения семейные;
6. Отношения специализации;
7. Отношения управления;
8. Отношения политические;
9. Отношения обмена.
II. Укажите определяющий критерий общественного прогресса:
1. Уровень развития производительных сил;
2. Степень развития свободы и демократии;
3. Уровень развития духовной культуры общества;
4. Уровень развития общественной морали;
5. Уровень развития материального производства.
III. В данном перечне укажите составляющие общественного бытия:
1. Семейные отношения;
2. Национальные отношения;
3. Мораль;
4. Идеология;
5. Производственные отношения;
6. Религия;
7. Наука;
8. Классовые отношения;
9. Отношения между государствами;
10. Географическая среда.
IV. Перечислите характеристики, которые являются определяющими для научно-технического прогресса:
1. Революционные изменения в технологии производства;
2. Экспоненциальный рост производительности труда;
3. Превращение науки в непосредственную производительную силу;
4. Революционные преобразования способа производства;
5. Радикальные преобразования способа производства;
6. Сближение материального и духовного производства;
7. Радикальные изменения в организации производства.
V. Укажите известные вам типы социальной революции:
1. Крестьянская;
2. Пролетарская (социалистическая);
3. Буржуазная;
4. Демократическая;
5. Буржуазно-демократическая;
6. Национальная;
7. Научно-техническая;
8. Экономическая;
9. Культурная;
10. Религиозная.
VI. Укажите, на каком этапе развития общества возникают социальные группы, называемые классами:
1. В первобытном обществе;
2. В рабовладельческом обществе;
3. В феодальном обществе;
4. В буржуазном обществе;
5. В социалистическом обществе.
VII. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, признаки нации:
1. Общность территории;
2. Общность происхождения;
3. Общность языка;
4. Общность культуры;
5. Общность религии;
6. Общность морали;
7. Общность экономических связей;
8. Общность психологии;
9. Общность идеологии;
10. Общность мировоззрения.
VIII. Укажите наиболее важные, с вашей точки зрения, признаки государства:
1. Публичная власть;
2. Налоговая система;
3. Армия;
4. Полиция (милиция);
5. Границы;
6. Флот;
7. Авиация;
8. Выборная система;
9. Право;
10. Мораль.
IX. Перечислите все типы государства, которые вы знаете:
1. Феодальное;
2. Рабовладельческое;
3. Социалистическое;
4. Буржуазное;
5. Тоталитарное;
6. Правовое;
7. Демократическое;
8. Авторитарное.
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ:
ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА
Духовная жизнь общества
Жизнь людей имеет два измерения: материальное и духовное. Духовная жизнь общества включает духовное производство (прежде всего производство общественного сознания в его исторически конкретных и особых формах), духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Духовная жизнь общества включает в себя различные компоненты, имеющие отношение к политике и религии, праву и морали, науке и религии, философии и искусству, в том числе и такой компонент, как общение, которое служит катализатором, а нередко и инициатором процесса образования представлений, теорий, идей и т.п. Схематично духовное бытие можно представить следующим образом:
|
Дата: 2019-02-19, просмотров: 275.