Производственно-экономические отношения
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Производственные отношения — это отношения между людьми в процессе производства, обмена, распределения и потребления материальных благ, которые складываются на основе определенного уровня производительных сил.

Производственные отношения характеризуют материальное производство с социально-экономической стороны и являются его формой. Производительные силы составляют содержание материального производства. Они преставляют собой совокупвость вещных и личностных элементов производства, указывающих на степень овладения человеком природными явлениями.

 


 

 

 


Основой производственных отношений являются отношения собственности, которые связаны с владением, распоряжением а пользованием средствами производства. В зависимости от источника происхождения собственности различают такие ее формы:

 

 


Производственные силы состоят из средств труда, предметов труда, источников энергии, технологии, способов организации производства. Но основной составляющей производительных сил является человек, без которого все остальные компоненты будут «мертвы». Человек – главная движущая сила развития производства. Активность человека обусловлена его потребностями и способностями, наличием или отсутствием производственного опыта, квалификации, уровнем общего и профессионального образования, трудовой мотивацией. 

Производительные силы и производственные отношения с разных сторон характеризуют один и тот же способ производства, т.е. способ, каким осуществляется в данную историческую эпоху соединение средств производства с его работником.

 

Производительные силы и производственные отношения находятся в постоянном взаимодействии. Однако в этом взаимодействии положение противоположных сторон неодинаково, их развитие идет разными темпами. Суть указанного взаимодействия выражает общесоциологический закон, который называют законом соответствия производственных отношений уровню и характеру производительных сил.

Этот закон, сформулированный К.Марксом, состоит в следующем:

1. Изменения в материальном производстве начинаются с производительных сил, которые являются самой подвижной его частью.

2. Изменения производительных сил обусловливает изменение производственных отношений.

3. Вместе с тем и сами производственные отношения оказывают влияние на развитие производительных сил: если первые соответствуют характеру и уровню последних, то процесс развития производительных сил ускоряется; в противном случае производственные отношения тормозят этот процесс.

Противоречие между этими сторонами способа производства, перерастающее на определенной его стадии в конфликт, является основным источником социального развития, становится причиной возникновения революционной ситуации, когда верхи  не могут, а низы не хотят жить по-старому (В.И.Ленин).

Революционная ситуация - это возможность социальной революции, реализуемая в действительности, если срабатывает  и субъективный фактор - способность революционных сил к активным действиям, их сознательность и организованность.

 Социальные революции в Нидерландах и Англии (ХVII в.),  Франции (XVIII в.), в России (XX в.) показали, что революцию нельзя сделать по заказу, по прихоти какого-либо политика или партии. Они совершаются только при наличии объективных и субъективных факторов.

Ведущим компонентом производительных сил являются орудия труда и связывающие их технологии. Изменения орудий труда и внедрение в материальное производство новых технологий могут привести к поистине революционным переворотам в производстве. История общества знает несколько таких переворотов:

■ переход от каменных к металлическим орудиям труда;

■ переход от ручного труда к машинному, что привело к промышленной революции и созданию материальной базы капиталистического способа производства;

■ переход к автоматизированной системе, управляемой с помощью ЭВМ.

 

Современное развитие производства обусловлено компьютерной революцией, связанной с широким использованием компьютерной техники и информационным технологиями (банки и базы данных, электронная почта, система автоматического проектирования и управления, система Интернет и т.п.).

Компьютерная революция подготовила почву для перехода от индустриального к постиндустриальному или информационному обществу. В отношении основных параметров этого общества остается еще много неясного. Но уже сейчас можно сказать, что информационное общество представляет собой новый тип цивилизации, предусматривающей:

— интеллектуализацию всех сфер жизни;

— создание социально-информационной структуры, охватывающей производство, сбыт, транспорт, управление, сферу услуг, образование, медицину, науку и т.д.;

— превращение информации в важнейший ресурс общества;

— развитие сетей когнитивной информации, т.е. таких коммуникаций, через которые будут решаться профессиональные и личные проблемы человека;

— трансформацию информационной деятельности в самую большую и важную отрасль человеческой деятельности.

Есть все основания полагать, что в информационном обществе будут постепенно складываться условия для перехода от техногенной к антропогенной цивилизации.

Информационное общество — это социальный феномен, который имеет общечеловеческий характер и не укладывается в формационную парадигму «капитализм-социализм» или «Запад-Восток». Его становление происходит неравномерно. В развитых странах этот процесс идет довольно быстрыми темпами. В развивающихся странах социальные преобразования осуществляются в рамках «индустриального общества». В России пока закладывается лишь предпосылки информационного общества, его становление сдерживается охватившим нашу страну системным кризисом.

Научно-технический прогресс не замыкается в своих собственных рамках; он оказывает воздействие на всю совокупность общественных отношений. Это воздействие может быть как конструктивными, так и деструктивным. Какая из тенденций возобладает, во многом зависит от способностей человека направить этот процесс в гуманистическое русло.

 




Социальные отношения

 

Материальную сторону социума как общественного бытия составляют также классовые, профессиональные, этнонациональные, интернациональные, региональные, демографические, расовые, семейные и другие общности. Все эти общности вместе с многообразием взаимосвязи между ними представляют собой социальную структуру общества. Ее генезис обусловлен типом социально-экономических отношений.

В первобытном обществе, например, где господствовала коллективная собственность, преобладают родоплеменные отношения, неразрывно связанные с трудовыми и семейными отношениями. В рабовладельческой системе вместе с разделением труда, товарным производством и частной собственностью появляются классы, профессиональные коллективы, такая этническая общность, как народность. В феодальном обществе под воздействием коренных изменений экономических отношений (возникновение земельной собственности, основанной на сочетании права на землю с политической властью, внеэкономическая зависимость крестьян, лишенных права распоряжаться своим наделом) формируется новая классово-групповая система: феодалы, крестьяне, социально-юридические сословия, монашеские и рыцарские ордена, ремесленные цехи и др. 

В эпоху индустриального общества капиталистической ориентации возникает классическое деление общества на такие социальные группы, как буржуазия, наемные рабочие и интеллигенция. Применительно к постиндустриальному обществу — обществу, называемому информационным, эта схема нуждается в корректировке. Дело в том, что глубокие трансформации в экономической и социальной структурах общества, повышение удельного веса высоких технологий и умственной деятельности, сферы услуг, а также фактора власти придали больший динамизм развитию социальной структуры, дифференциации и одновременно интеграции ее составляющих.

В информационном обществе интенсивно формируется новый правящий класс — высшие чиновники и крупные бизнесмены, класс производственных и непроизводственных работников (люди наемного труда, не имеющие собственности, низшие служащие в сфере услуг). Все большее значение приобретает так называемый средний класс, занимающий промежуточное положение между двумя названными классами (мелкие предприниматели, интеллигенция, работающая по найму, и др.).

Индустриальное общество, интеграция экономической жизни и образование мирового рынка обусловили рождение наций, которые сложились на основе общности происхождения, языка, территории, экономических связей, культуры и психологии.                                

Возникшие в индустриальном обществе тенденции в развили наций («ломка» национальных границ, консолидация наций и стремление наций к независимости, суверенитету, образование национальных государств) не только продолжают проявлять себя в настоящее время, но и усиливаются, приобретая свою специфику.

В современных государственных образованиях, особенно в странах «третьего мира», растет влияние национальной буржуазии и коррумпированных групп. Следуя своим эгоистическим интересам, они противопоставляют национальное общечеловеческому, национализм – патриотизму, космополитизм – интернационализму.

Национализм (утверждение национального превосходства и избранности) нередко внедряется в общественное сознание преднамеренно, с целью отвлечь общество от кризисных явлений, перенести недовольство людей антинародными режимами на иной объект.

Национализм и его крайние проявления – шовинизм и ксенофобия – подчас выступают в союзе с расизмом (дискриминацией людей по морфологическим и физическим признакам). Однако ученые – антропологи утверждают, что все существующие на Земле расы биологически равноценны. Неравномерность в их развитии обусловлена прежде всего социальными причинами, такими, как сегрегация (отделение цветного населения от белых), апартеид (лишение гражданских прав негритянского населения) и т.д.

Одним из древнейших видов социальной общности является семья.

Семья – это общность, основанная на отношениях между супругами с целью продолжения человеческого рода, социализации подрастающего поколения, ведения общего хозяйства и духовного общения.

Тип семьи детерминируется характером конкретных экономических отношений и уровнем культуры того или иного общества. В настоящее время наибольшее распространение получили традиционная семья, в которой представлены оба супруга (муж, жена и дети), а также неполная семья (один из супругов и дети). Будущее, видимо, за полной семьей, основанной на равенстве супругов, их физической и духовной близости.

 

Политические отношения

 

Политика имеет дело с отношениями между социальными группами, классами, нациями или государствами. Эти отношения связаны с борьбой названных групп за власть, определением содержания, форм и способов деятельности государства по управлению делами общества.

Важнейшими орудиями политики являются государственные образования и партии.

Государство есть особая политическая организация принуждения, характеризующаяся наличием публичной власти, права, налогов, а также разделением людей по территориальному признаку.

 

Понятие «государство» ни по объему, ни по содержанию не совпадает с понятиями «общество» и «гражданское общество ». Государство — это прежде всего бюрократический аппарат принуждения. Общество — исторически сложившиеся взаимоотношения между людьми в различных сферах деятельности. Гражданское общество — это совокупность неполитических отношений (семейных, религиозных, эстетических и т.п.).

Партия в отличие от государства является общественной организацией, представляющей интересы тех или иных социальных групп. Она имеет свой Устав и Программу, которые регламентируют ее деятельность.

 

В настоящее время политические партии все больше превращаются в институт мобилизации голосов электората за своих кандидатов на выборах в те или иные структуры власти.

Государство появляется в условиях рабовладельческой системы, когда у правящей элиты возникает необходимость держать в повиновении с помощью специально созданного аппарата большинство своих подданных, страдающих от эксплуатации. Этот аппарат мог быть основан только на принуждении, насилии.

История знает несколько типов и форм государства.


 

 


Тип государства детерминирован базисными экономическими отношениями, он показывает, какой социальный класс осуществляет власть. Рабовладельческое и феодальное государства выражают интересы рабовладельцев и феодалов. «Низшие» слои (рабы и крестьяне) объявляются людьми второго сорта. Их интересы государство выражает частично, лишь в той мере, чтобы избежать социальных конфликтов. Буржуазное государство защищает интересы прежде всего собственников. Оно само выступает как владелец целых отраслей производства. В силу этого буржуазное государство декларирует систему прав и обязанностей, которые носят «урезанный» характер, ориентированы преимущественно на имущие слои населения.

Под формой государства понимают форму правления (монархия или республика), форму государственного устройства (унитарное или федеративное), а также политический режим, установленные в том или ином государстве (фашистский, тоталитарный, либеральный или демократический).

Осуществление функций государства (хозяйственно-организаторская, охрана собственности и правопорядка, защита границ, сотрудничество с другими государствами и др.) направлено на сохранение и дальнейшее совершенствование данной социальной системы.


Контрольные задания

 

I. Перечислите все разновидности производственных отношений:

1. Отношения собственности;

2. Отношения распределения;

3. Отношения потребления;

4. Отношения идеологические;

5. Отношения семейные;

6. Отношения специализации;

7. Отношения управления;

8. Отношения политические;

9. Отношения обмена.

 

II. Укажите определяющий критерий общественного прогресса:

1. Уровень развития производительных сил;

2. Степень развития свободы и демократии;

3. Уровень развития духовной культуры общества;

4. Уровень развития общественной морали;

5. Уровень развития материального производства.

 

III. В данном перечне укажите составляющие общественного бытия:

1. Семейные отношения;

2. Национальные отношения;

3. Мораль;

4. Идеология;

5. Производственные отношения;

6. Религия;

7. Наука;

8. Классовые отношения;

9. Отношения между государствами;

10. Географическая среда.

 

IV. Перечислите характеристики, которые являются определяющими для научно-технического прогресса:

1. Революционные изменения в технологии производства;

2. Экспоненциальный рост производительности труда;

3. Превращение науки в непосредственную производительную силу;

4. Революционные преобразования способа производства;

5. Радикальные преобразования способа производства;

6. Сближение материального и духовного производства;

7. Радикальные изменения в организации производства.

 

V. Укажите известные вам типы социальной революции:

1. Крестьянская;

2. Пролетарская (социалистическая);

3. Буржуазная;

4. Демократическая;

5. Буржуазно-демократическая;

6. Национальная;

7. Научно-техническая;

8. Экономическая;

9. Культурная;

10. Религиозная.

 

VI. Укажите, на каком этапе развития общества возникают социальные группы, называемые классами:

1. В первобытном обществе;

2. В рабовладельческом обществе;

3. В феодальном обществе;

4. В буржуазном обществе;

5. В социалистическом обществе.

 

VII. Перечислите наиболее важные, с вашей точки зрения, признаки нации:

1. Общность территории;

2. Общность происхождения;

3. Общность языка;

4. Общность культуры;

5. Общность религии;

6. Общность морали;

7. Общность экономических связей;

8. Общность психологии;

9. Общность идеологии;

10. Общность мировоззрения.

 

VIII. Укажите наиболее важные, с вашей точки зрения, признаки государства:

1. Публичная власть;

2. Налоговая система;

3. Армия;

4. Полиция (милиция);

5. Границы;

6. Флот;

7. Авиация;

8. Выборная система;

9. Право;

10. Мораль.

 

IX. Перечислите все типы государства, которые вы знаете:

1. Феодальное;

2. Рабовладельческое;

3. Социалистическое;

4. Буржуазное;

5. Тоталитарное;

6. Правовое;

7. Демократическое;

8. Авторитарное.

 


ДУХОВНОЕ БЫТИЕ:





ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА

Духовная жизнь общества

Жизнь людей имеет два измерения: материальное и духовное. Духовная жизнь общества включает духовное производство (прежде всего производство общественного сознания в его исторически конкретных и особых формах), духовные отношения между людьми, организации и институты, осуществляющие производство, распространение и хранение духовных ценностей. Духовная жизнь общества включает в себя различные компоненты, имеющие отношение к политике и религии, праву и морали, науке и религии, философии и искусству, в том числе и такой компонент, как общение, которое служит катализатором, а нередко и инициатором процесса образования представлений, теорий, идей и т.п. Схематично духовное бытие можно представить следующим образом:

 


Д У Х О В Н О Е Б Ы Т И Е




Дата: 2019-02-19, просмотров: 225.