Общественное сознание и его структура

 

Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, идеалов и принципов, желаний и настроений людей, отражающих данное общественное бытие.

Общественное сознание зависит от общественного бытия. Однако эта зависимость не является абсолютной. Общественное сознание обладает относительной самостоятельностью развиваясь по законам, отличным от законов развития общественного бытия. Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что его развитие может опережать развитие общественного бытия или отставать от него. В первом случае общественное сознание способствует движению общества вперед, а во втором — тормозит его развитие.

Носителем общественного сознания может быть отдельный человек или какая-либо социальная группа (производственный коллектив, класс, нация, общество в целом). В первом случае говорят об индивидуальном сознании, т.е. сознании единичного человека. Индивидуальное сознание содержит в себе все черты, присущие данному человеку: способности, интересы, национальность, уровень и характер образования и т.п. Оно содержит также и то общее, что свойственно той социальной группе людей, к которой принадлежит этот человек (знания, идеалы, оценки, общие правила поведения, принципы, установки и т.п.), то, что усваивается человеком в процессе социализации. Это общее составляет ядро индивидуального сознания, определяя качество человека как социального существа. Другими словами, общественное сознание не имеет своего надличностного мозга, оно существует во множестве индивидуальных сознании, хотя и не сводится к их простой сумме.

Содержание общественного сознания может существовать как в материальной (компьютерные программы, произведения литературы и искусства и т.п.), так и в идеальной (идеи, принципы, установки и др.) формах.

Общественное сознание различается по уровням и формам.

 

 


 

 

 


Первый уровень общественного сознания — обыденное сознание; оно основано на жизненно-практическом опыте человека, охватывает главным образом внешнюю сторону объекта, явления.

Второй уровень — теоретическое сознание; это рационализированная система знаний, отражающая внутренние свойства объекта, его сущность.

Обыденное и теоретическое сознание могут быть истинными или ложными. Оба они характеризуют субъективный аспект практической деятельности человека.

С обыденным сознанием связана общественная психология, которая охватывает массовидные психические процессы, присущие отдельным общностям: психический склад (социальный характер), психические состояния (апатия, стресс и т.п.) и психические явления (паника, слух, мода и др.). Общественная психология формируется в основном стихийно, но не исключается целенаправленное планомерное формирование.

В отличие от общественной психологии, идеология в широком смысле является совокупностью теоретически обоснованных идей и взглядов тех или иных социальных групп. Идеология формируется целенаправленно. В зависимости от отношения к общественному прогрессу она может быть революционной или реформистской, прогрессивной или реакционной, научной или ненаучной.

Формы (или виды) общественного сознания могут различаться по объекту отражения, по способу отражения (логическое или конкретно-чувственное), по социальной роли, по специфике генезиса. В каждую историческую эпоху доминирующее значение в жизни людей приобретает то одна, то другая форма общественного сознания, что связано со многими факторами (в средние века, как известно, доминировала религия, в новое и новейшее время — политика и наука).

Общественное сознание имеет различные функции, важнейшими из которых являются: познавательная, социально-преобразовательная, прогностическая, регулятивная и воспитательная. Все они взаимосвязаны друг с другом.


Контрольные задания

 

I. Укажите носителя общественного сознания:

1. Индивид;

2. Социальная группа, то или иное общество;

3. Предметы духовного производства;

4. Нормы морали и права;

5. Религиозные догматы.

 

II. Перечислите все формы общественного сознания:

1. Наука;

2. Философия;

3. Политика;

4. Экономика;

5. Право;

6. Религия;

7. Искусство;

8. Мораль;

9. Идеология;

10. Психология.

 

III. Какое определение понятия «идеология» вы считаете правильным?

Идеология — это ...

... система взглядов и идей на общество;

... система теоретически обоснованных идей и взглядов на ми] в целом, отношения между людьми, связанная с интересами социальной группы;

... система теоретически обоснованных взглядов и идей на общество;

... совокупность теорий о развитии общества и месте человека в нем;

... система взглядов на политические партии и политическую борьбу.

 

IV. Выберите правильное, с вашей точки зрения, продолжение фразы:

Общественная психология тесным образом связана с...

... обыденным сознанием, эмоциональной и волевой сферами людей;

... классовыми или национальными интересами;

... проникновением в общественное сознание тех или иных теорий и идей, защищающих экономические интересы людей.

 

IV. Укажите известные вам основания деления общественного сознания на формы (виды):

1. По объекту отражения;

2. По субъекту отражения;

3. По форме отражения;

4. По роли в социуме;

5. По глубине проникновения в социальный объект;

6. По особенностям происхождения и развития;

7. По активности воздействия на социальные процессы.






ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО

 

Человек как личность

 

Человек — существо родовое. И как отдельный представитель рода, он является индивидом. Человек как индивид характеризуется такими общими (родовыми) свойствами, как целостность морфологической и психофизиологической организации, активность, устойчивость во взаимодействии со средой. Понятие «индивид» — это первая ступень к понятию человека как личности; реальный индивид является началом, основанием для формирования личности.

Второй ступенью здесь является понятие «индивидуальность». Человек как индивидуальность кроме общих признаков обладает и специфическими чертами, которые позволяют отличить его от других членов рода. К таким специфическим признакам относят психологические особенности человека, его отношение к средствам производства, характер его деятельности, политическую ориентацию, положение в обществе и т.п.

Человек как личность — это человек, имеющий вполне определенное мировоззрение, те или иные нравственные позиции, тот или иной уровень культуры и знаний, осознающий свои права по отношению к обществу и окружающей его природе, что указывает на уровень гражданской зрелости человека.

Формирование личности в филогенезе происходит не сразу, а на определенном этапе исторического развития. Постепенное становление личности происходит и в онтогенезе: ребенок формируется как личность в условиях общественной жизни, под спонтанным или целенаправленным воздействием микро- и макросферы.

Социальную структуру личности (по Г. Смирнову) можно представить следующей схемой:

 

 


Формирование личности не определяется лишь окружающей человека средой, оно требует его собственной активной практической деятельности. Главным стимулом поведенческой деятельности человека являются потребности, которые выступают в качестве необходимых условий его существования. Именно необходимость удовлетворения биологических, материальных, социальных, духовных и других потребностей побуждает человека к активной общественно полезной деятельности. Осознанные потребности выступают как интересы. Социальные интересы есть реальная причина социальный действий, которая стоит за потребностями.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 11.