Сознание и его структура.
Сознание — это весьма сложное, многогранное, многоаспектное явление, возникающее лишь на определенном этапе развития живой природы. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками, каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам, каждое из этих определений оказывается при этом неполным или односторонним.
Сознание — это не просто некий образ, а идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира. Достаточно условно в структуре сознания можно выделить четыре составляющие: телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе знания (ТПС); логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (ЛПС); эмоциональные компоненты сознания (ЭК); ценностно-смысловые компоненты (ЦСК).
С помощью ТПС человек получает первичные знания об окружающем его мире и о себе самом.
ЛПС дает возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними.
ЭК не связана непосредственным образом с внешним миром.
Это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.
ЦСК содержит в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).
Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность. Активность сознания проявляется в том, что оно:
• отражает мир целенаправленно и избирательно;
• конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;
• разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;
• служит основой преобразовательной деятельности человека.
Происхождение сознания
|
|
|
|
|
Качественно новым этапом развития психики явилось возникновение сознания человека, что было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создававшиеся человеком предметы культуры и возникшие на определенном уровне развития человека знаковые системы.
|
Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она невозможна без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.
В начале своего развития сознание человека имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положение вне этого мира, воспринимая этот мир как независимый и отделенный от человека. Позднее у человека появляется способность осознавать самого себя. Это направление в развитии сознания называют рефлексивным.
Второе направление связано с развитием мышления и называется понятийным. Это направление отражает тесную взаимосвязь мышления и языка, в которых важными элементами являются понятия и слова, в своем единстве представляющие такую единицу сознания, как слово-понятие.
Структура сознания включает в себя совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объектное отношение, а также возможность целеполагающей деятельности.
Сознание и бессознательное
Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.
|
Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т.п. Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т.п.); это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.
По 3. Фрейду, ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».
Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с какими-то не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.
Сновидения и грезы, по 3. Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.
Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. .Оно «включается» в следующих случаях:
• когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;
• когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);
• когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из этой ситуации оптимальный выход;
• когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.
Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.
Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).
Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т.п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.
Третий тип бессознательных явлений — это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.
Проблема идеального
Важнейшим свойством сознания является идеальность. Это весьма сложный феномен, изучение которого затруднено разнообразными факторами. Тем не менее вполне можно согласиться с таким пониманием идеального.
|
Идеальное — это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всех его реальных социоприродных свойств.
К характерным особенностям идеального можно отнести следующие его черты:
• противоположность материальному объекту, образ которого воплощен в идеальном (огонь — образ огня);
• несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химические, биоэлектрические и др. процессы);
• невоспринимаемость органами чувств ( отсутствие запаха, вкуса, цвета, протяженности и др.);
• субъективность со стороны формы (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность со стороны содержания (зависит от отражаемого материального объекта);
• нетождественность психическому.
К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чувственные модели реальной действительности, нравственно-моральные и правовые нормы, схемы ритуальных действий, правила обыденной повседневной жизни, те или иные алгоритмы профессиональной деятельности, логические схемы и т.п.
Идеальное — это психическое явление, которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека.
Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать. Он может создавать на их основе материальные объекты. Иначе говоря, идеальное есть способность личности иметь информацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени (Д.Дубровский).
Познание как процесс
Познание в самом общем виде можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. Изучают познание различные науки, но теория познания, или гносеология, возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к знанию сущностному, глубинному. Гносеологию интересуют и пути достижения истинностного знания, а также его критерии.
С точки зрения гносеологии, познание можно представить как сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две разновидности: чувственное и рациональное познание. Обе разновидности тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.
Познание человеком объективного мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия и представления.
Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в нашем сознании на ступени рационального познания с помощью понятий, суждений и умозаключений. Ступень рационального познания называют обычно абстрактным мышлением. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов.
Схема структуры процесса познания, данная ниже, является достаточно условной, так как в ней не представлена, например, интуиция — непосредственное постижение истины без осознаваемой предварительной познавательной деятельности. Однако в целом схема дает правильное представление об основательных формах процесса познания.
СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Дата: 2019-02-19, просмотров: 294.