СОЗНАНИЕ. МЫШЛЕНИ. ПОЗНАНИЕ
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сознание и его структура.

Сознание — это весьма сложное, многогранное, многоаспектное явление, возникающее лишь на определенном этапе развития живой природы. Феномен сознания в силу своей многогранности изучается различными науками, каждая из которых склонна определять его сообразно своим целям и интересам, каждое из этих определений оказывается при этом неполным или односторонним.

 


Сознание — это не просто некий образ, а идеальная форма деятельности, которая ориентирована на активное отражение и преобразование мира. Достаточно условно в структуре сознания можно выделить четыре составляющие: телесно-перцептивные способности и получаемые на их основе знания (ТПС); логико-понятийные способности и знания, получаемые на их основе (ЛПС); эмоциональные компоненты сознания (ЭК); ценностно-смысловые компоненты (ЦСК).

С помощью ТПС человек получает первичные знания об окружающем его мире и о себе самом.

ЛПС дает возможность выйти за пределы непосредственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов, закономерностей связей между ними.

ЭК не связана непосредственным образом с внешним миром.

Это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т.п.

ЦСК содержит в себе высшие мотивы деятельности, ее духовные идеалы, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Одно из важнейших свойств сознания человека — его активность. Активность сознания проявляется в том, что оно:

• отражает мир целенаправленно и избирательно;

• конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окружающего мира;

• разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов;

• служит основой преобразовательной деятельности человека.


Происхождение сознания

 

Стадия перциптивной психики А.Низший уровень. Отражение пердметов в форме их образов. Интеграция воздействующих свойств в целостный образ вещи
Элементарная сенсорная психика. А. Низший уровень: Примитивная чувствительность. Раздражимость
Элементарная сенсорная психика Б. Высший уровень: Наличие ощущений. Способность к формированию условных рефлексов
Стадия перцептивной психики Б.Высший уровень: Элементарные формы мышления
Стадия перцептивной психики В. Наивысший уровень. Способность решать одну задачу разными способами. Перенос найденного принципа в новые условия. Создание примитивных орудий деятельности. Способность к познанию без биологических потребностей. Инсайт.
Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле возникает живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительности. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к возникновению мозга, центральной нервной системы, психики животного, а затем и психики человека. Согласно концепции известных психологов А.Н. Леонтьева, К.Э. Фабри, процесс возникновения психики человека можно представить следующей схемой.

 

 

Качественно новым этапом развития психики явилось возникновение сознания человека, что было обусловлено такими социальными факторами, как изобретение орудий труда, создававшиеся человеком предметы культуры и возникшие на определенном уровне развития человека знаковые системы.

Важнейшим условием возникновения и развития человеческого сознания явилась совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей.  

 

 


Эта деятельность требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она невозможна без наличия общей цели, которой является предполагаемый продукт совместного труда.

В начале своего развития сознание человека имеет внешнюю направленность. Человек сознает свое положение как положение вне этого мира, воспринимая этот мир как независимый и отделенный от человека. Позднее у человека появляется способность осознавать самого себя. Это направление в развитии сознания называют рефлексивным.

Второе направление связано с развитием мышления и называется понятийным. Это направление отражает тесную взаимосвязь мышления и языка, в которых важными элементами являются понятия и слова, в своем единстве представляющие такую единицу сознания, как слово-понятие.

Структура сознания включает в себя совокупность знаний о мире, различие субъекта и объекта и субъект-объектное отношение, а также возможность целеполагающей деятельности.

 


Сознание и бессознательное

 

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

 

 


Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и т.п. Наибольший интерес для философии представляет личностное проявление бессознательного. К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т.п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и т.п. явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов и т.п.); это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

По 3. Фрейду, ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий и т.п. связано с какими-то не осознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному собы­тию или факту.

Сновидения и грезы, по 3. Фрейду, свидетельствуют о бес­сознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизнен­ных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

 

 


Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. .Оно «включается» в следующих случаях:

• когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

• когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

• когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из этой ситуации оптимальный выход;

• когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного — это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие — представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного. Это, например, двигательные умения и навыки — ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и т.п. Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.

Третий тип бессознательных явлений — это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали (так называемой цензуры). Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

 



Проблема идеального

 

Важнейшим свойством сознания является идеальность. Это весьма сложный феномен, изучение которого затруднено разнообразными факторами. Тем не менее вполне можно согласиться с таким пониманием идеального.

 

Идеальное — это такая динамическая, подвижная модель объекта, в которой выражено его содержание и которая свободна от всех его реальных социоприродных свойств.

 

К характерным особенностям идеального можно отнести следующие его черты:

• противоположность материальному объекту, образ которого воплощен в идеальном (огонь — образ огня);

• несводимость к материальным процессам, которыми сопровождается чувственная и мыслительная деятельность (физико-химические, биоэлектрические и др. процессы);

• невоспринимаемость органами чувств ( отсутствие запаха, вкуса, цвета, протяженности и др.);

• субъективность со стороны формы (зависит от психофизиологических и духовных качеств человека) и объективность со стороны содержания (зависит от отражаемого материального объекта);

• нетождественность психическому.

К идеальному можно отнести все то, чего нет в окружающем нас мире, но что конструируется человеком в связи с теми или иными объективными обстоятельствами: мысленные или чувственные модели реальной действительности, нравственно-моральные и правовые нормы, схемы ритуальных действий, правила обыденной повседневной жизни, те или иные алгоритмы профессиональной деятельности, логические схемы и т.п.

Идеальное — это психическое явление, которое представлено всегда лишь в сознательном состоянии каждого отдельного человека. Это специфическое отображение, свойственное только человеку. Можно сказать, что идеальное есть субъективная реальность, существующая в восприятии, представлении или мышлении человека.

Эти модели или образы таковы, что человек может включать их в свою деятельность. Он может их изменять, модифицировать. Он может создавать на их основе материальные объекты. Иначе говоря, идеальное есть способность личности иметь информацию в «чистом» виде и оперировать ею во времени (Д.Дубровский).

 

Познание как процесс

 

Познание в самом общем виде можно интерпретировать как деятельность человека по приобретению знаний об окружающем его мире, о самом человеке, о взаимоотношении человека и природы, человека и общества и т.д. Изучают познание различные науки, но теория познания, или гносеология, возникла в философии на самом раннем этапе ее развития. Гносеология изучает природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностных знаний (представлений, мнений) о мире к знанию сущностному, глубинному. Гносеологию интересуют и пути достижения истинностного знания, а также его критерии.

С точки зрения гносеологии, познание можно представить как сложный и противоречивый процесс, в котором традиционно выделяют две разновидности: чувственное и рациональное познание. Обе разновидности тесным образом связаны между собой и каждая из них имеет свои формы.

Познание человеком объективного мира начинается с помощью органов чувств. Взаимодействуя с теми или иными предметами, мы получаем ощущения, восприятия и представления.

Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в нашем сознании на ступени рационального познания с помощью понятий, суждений и умозаключений. Ступень рационального познания называют обычно абстрактным мышлением. Процесс познания тесным образом связан с практической деятельностью человека. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов.  

Схема структуры процесса познания, данная ниже, является достаточно условной, так как в ней не представлена, например, интуиция — непосредственное постижение истины без осознаваемой предварительной познавательной деятельности. Однако в целом схема дает правильное представление об основательных формах процесса познания.

 

                

СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 294.