Звуковая культура речи
Цель: помочь детям понять содержание стихотворений; вызвать желание слушать их повторно; приучать детей правильно произносить звук з в словах, фразах, отчетливо и ясно произносить слова с этим звуком, несложные фразы.
Ход занятия
Воспитатель показывает иллюстрации к книге А. Барто «Игрушки». Читает из нее стихотворение «Козленок», затем «Зайка». Показывает игрушечного зайца, завернутого в мохнатое полотенце. Объясняет: «Это тот самый зайка, который «весь до ниточки промок». Я завернула его в мохнатое полотенце. Он согрелся и уснул. Буба, вставай». Педагог будит зверюшку и поясняет, что Буба — это имя зайца.
«Вставай, Буба, вставай!» — будят зайца дети. (Хоровые и индивидуальные высказывания.) Буба просыпается и спрашивает: «Дети, вы не встретили козу? Надо найти козу и предупредить, что недалеко бродит волк (воспитатель показывает игрушку) и хочет ее съесть».
Появляется коза. Воспитатель сообщает ей, что волк близко. Предлагает козе уйти: «За-за-за — уходи, коза». Дети вместе с педагогом 2—3 раза повторяют чистоговорку. Но коза не уходит. А волк «подкрадывается» ближе и ближе. Педагог просит нескольких детей по очереди произнести чистоговорку. Оценивает их ответы. Например: «Ты сказал очень тихо, и коза не расслышала. Повтори погромче; Света предупредила козу так громко, что та отошла за кустик» и т. п.
«Послушалась нас коза,— продолжает воспитатель,— домой пошла. За-за-за — домой идет коза». (Хоровые и индивидуальные повторения.)
Коза уходит. На столе прыгает и радуется зайка. Вместе
с ним могут попрыгать и дети.
Дети возвращаются на свои места. «Апчхи, апчхи»,— чихает зайка. «Простудился Буба,— поясняет воспитатель,— потому что весь до ниточки промок. И у него заболели зубы. У зайки Бубы заболели зубы». (Рифмовка повторяется детьми хором и индивидуально. Воспитатель обращает внимание на правильное произнесение детьми звука з в словах: зайка, заболели, зубы.) Педагог «лечит» зайке зубы. Заворачивает его в полотенце и укачивает, напевая: «Баю-баю-баю — заиньку качаю». Дети подпевают, затем на цыпочках, чтобы не разбудить Бубу, уходят с занятия.
М А Й
Занятие 90
Упражнение на звукопроизношение
(на выработку отчетливого произнесения слов и фраз со звуком с)
Цель: учить детей правильно произносить звук с в отдельных словах и фразах, отчетливо произносить слова и фразы
с этим звуком.
Ход занятия
Спят ли волки? Спят, спят. Спят ли пчелки? Спят, спят. Спят синички? Спят, спят. |
Воспитатель читает стихотворение «Песня машиниста» А. Введенского. Повторяет его, предлагая договаривать слово спят.
А лисички? Спят, спят. А тюлени? Спят. спят. А олени? Спят. спят. |
А все дети? Спят, спят. Все на свете Спят, спят... |
Воспитатель следит за тем, чтобы дети отчетливо произносили слово спят. Обращается к нескольким детям с вопросом: «Вова, спят синички?» («Спят, спят».)
Затем педагог показывает кота (игрушка, картинка) и спрашивает: «Кто это?.. Посмотрите, какие у кота усы. Что это? («Усы»—хоровой и индивидуальные ответы.) А теперь послушайте небольшое стихотворение про усы: сы-сы-сы — у кота усы. Давайте вместе скажем». Дети произносят чистоговорку хором и по одному.
«А это кто?»—спрашивает воспитатель и показывает лису. Если малыши затрудняются, он отвечает сам н просит нескольких детей повторить. Далее он предлагает послушать стихотворение про лису: са-са-са — иди к нам, лиса — и повторить его. Дети хором и по одному зовут лису.
Занятие 95
Упражнение на звукопроизношение,
На воспитание у детей отчетливого и внятного произношения слов и фраз.
Упражнение на развитие слухового восприятия
Цель: учить детей правильно произносить звук с (сь) в отдельных словах и фразах, произносить слова отчетливо и ясно; различать на слух звукоподражания.
Ход занятия
Воспитатель расстилает на своем столе салфетку и сажает на нее игрушечную кошку. Читает потешку и привлекает детей к совместному произнесению слов киска, брысь:
I
Киска, киска,
Киска, брысь!
На дорожку
Не садись.
Наша деточка Пойдет, Через киску Упадет. |
Потешка повторяется 2—3 раза. Затем педагог говорит: «Убежала киска в комнату и прыгнула (показывает) на?.. («Стол».)
Брысь, брысь, киска! (Дети повторяют эту фразу все вместе и по одному.) Иди, садись на стул!»
Появляется собака, которая несет сумку. Воспитатель спрашивает: «Кто идет по дорожке? («Собака».) А что она несет?» («Сумку».) По предложению педагога дети произносят хором: «Собака несет сумку». Воспитатель приглашает посмотреть, что у собаки в сумке. Достает и показывает гуся и гусят, спрашивает:«Кто сидел в сумке?» («В сумке сидели гусь и гусята» — несколько индивидуальных ответов.) Затем педагог сажает в сумку кошку и обращается к детям с вопросом: «Вы киску не видели?» («Киска сидит в сумке» — хоровой и индивидуальные ответы.)
Заканчивается занятие упражнением на развитие слухового восприятия. Воспитатель произносит звукоподражания {аф-аф, мяу, га-га и др.), а дети отгадывают, чей «голос» они слышат.
Занятие 104
Дата: 2019-02-19, просмотров: 318.