Дидактические игры «Устроим кукле комнату», «Где Алена?»

Цель: уточнить представления детей о мебели, активизиро­вать в их речи слова, обозначающие названия предметов мебели и раскрывающие их назначение; способствовать освоению детьми пространственных ориентировок и использованию в речи соот­ветствующих предлогов.

Ход занятия

 

Перед детьми 2 детских стола. На одном сидит знакомая детям кукла Алена, на другом размещен мебельный гарнитур, размеры которого соответствуют росту куклы. «Кукле Кате мы устроили комнату,— напоминает детям педагог.— А у куклы Але­ны нет комнаты. Грустно Алене».

«Надо устроить комнату»,— спешит предложить кто-либо из детей. (Ребенка следует похвалить за доброту, отзывчивость.) «Что же должно стоять в комнате?» — спрашивает педагог. «Кро­вать»,—вспоминают дети. «Нужна кровать»,—соглашается вос­питатель и предлагает кому-нибудь из .детей найти кровать и перенести в комнату Алены. Просит объяснить кукле, что это за вещь, для чего она нужна. Например: «Это, Алена, кровать. На кровати можно спать». Или: «Вот тебе, Аленушка, кровать». И т. п. Аналогично дети вспоминают, находят и переносят в ком­нату остальные предметы мебели.

Затем Алена предлагает детям поиграть с ней: «Я спря­чусь, а вы угадайте—куда я спрячусь». Дети зажмуриваются, воспитатель считает:

Раз, два, три —

смотри!

Дети находят (глазами) Алену и сообщают ей об этом:  

-Ты, Аленушка, за шкафом. Выходи из-за шкафа.

- Забралась на буфет. Слезай скорее с буфета.

- Видим-видим! Ты под столом. Выходи из-под стола.

- Ты в шкафу. Вылезай из шкафа.

Занятие заканчивается тем, что прячутся дети, а ищет Алена.

Раз, два, три, четыре, пять —

можно нас искать! — сообщают кукле старшие дети.

Отыскав ребенка, Алена говорит, где тот спрятался, исполь­зуя предлоги: «Ваню нашла под столом. Вылезай из-под стола, Иванушка!» И т. д.

 

 

Занятие 53

Дидактическое упражнение «Назови правильно».

«Тук-тук» — упражнение на звукопроизношение, подготовительное упражне­ ние для развития голосового аппарата, умеренного темпа речи

Цель: обогащать словарь детей за счет существительных с суффиксом -очек-; учить правильно произносить звук т, закреп­лять произношение звука к; учить детей произносить слова гром­ко и тихо, быстро и медленно.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает детям большой гриб и маленькие грибочки. Просит назвать их. Дети говорят: «Большой гриб и маленький гриб (грибок)». «Это гриб,—-подтверждает воспита­тель.— А про грибок можно сказать по-другому: грибочек. (Пред­лагает повторить слово четырем детям.) Это совок, а рядом?.. («Совочек».) Вот платок и?.. («Платочек».) Молоток и?.. («Мо­лоточек».)

Воспитатель убирает предметы, оставляет только деревянный молоточек. Предлагает послушать, как он стучит. Спрашивает: «Вы слышали, как стучит молоточек? Он стучит так: тук-тук-тук...» По предложению педагога дети имитируют постукивание: ку­лачком-молоточком стучат по ладошке и говорят: тук-тук. Затем воспитатель предлагает постучать молоточком четырем-пятерым детям поочередно.

«Мой молоточек может стучать громко (сильно стучит по сто­лу) и тихо (стучит тише)»,— продолжает воспитатель (одновременно произносит тук-тук громко и тихо). Он предлагает детям. еще раз послушать, как молоточек стучит громко (воспроизводит стук голосом), а затем так же постучать своими молоточками.  Групповое выполнение задания чередуется с индивидуальным. Далее воспитатель предлагает послушать, как тихо может сту­чать молоточек, и просит детей воспроизвести такой же тихий стук. Для индивидуальных ответов педагог в первую очередь вызывает детей, у которых тихие голоса, или тех, кто говорит чрезмерно громко.

Занятие продолжается. Воспитатель говорит: «Молоточком можно стучать быстро и медленно. Сейчас я буду стучать быстро, а вы помогайте мне: стучите так же быстро, ударяя кулачком о кулачок». Выполняя задание, малыши произносят тук-тук-тук в быстром темпе.

«А теперь мой молоточек стучит медленно,— говорит и пока­зывает педагог: тук... тук... тук.— Пусть так же медленно стучат и ваши молоточки». Затем воспитатель предлагает послушать, как работает Олин (Сашин, Машин и др.) молоточек.

М А Р Т

1. Занятие 59

«Тик-так» — упражнение на звукопроизношение, подготови­ тельное упражнение для развития голосового аппарата и выра­ ботки умеренного темпа речи

Цель: учить детей правильно произносить звук т(ть), зак­реплять правильное произношение звука с; учить произносить слова громко и тихо, быстро и медленно.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает детям настольные часы (игрушеч­ные) и приглашает послушать, как они «разговаривают». «Это часы. Когда они идут, то тикают: тик-так, тик-так»,— говорит пе­дагог и предлагает детям воспроизвести тиканье часов. Для ин­дивидуальных ответов он вызывает детей с недостаточно четким звукопроизношением.

«Часы бывают разные,— продолжает воспитатель.— Большие часы висят на стене или стоят на столе, а маленькие часы, часи­ ки, люди носят на руке (показывает). Большие часы тикают громко (произносит тик-так громко), а маленькие часики— тихо» (произносит тик-так тихо). Затем педагог предлагает вос­производить тиканье больших часов и тиканье маленьких часи­ков. (Групповые звукоподражания чередуются с индивидуаль­ными. Следует чаще вызывать тех детей, которые не умеют ре­гулировать громкость голоса.)

Далее воспитатель говорит: «Большие часы, когда идут, ти­кают медленно». Произносит тик-так в слегка замедленном тем­пе и предлагает всем вместе воспроизвести тиканье больших часов медленно. (Часть детей воспроизводят тиканье в индиви­дуальном порядке.)

«Послушайте, как тикают маленькие часики»,— говорит пе­дагог и произносит тик-так в слегка ускоренном темпе. Далее воспитатель предлагает нескольким малышам воспроизвести ти­канье больших и маленьких часов, т. е. проговорить эти звуко­подражания медленно и быстро.

Детям старшей подгруппы воспитатель предлагает произ­нести такие фразы: та-та-та ловим мы кота; ту-ту-ту мо­ локо даем коту. Для индивидуального воспроизведения чаще вызывают детей, которые имеют недостаточно четкую речь, смяг­ченное произношение согласных звуков. Воспитатель следит за правильным и четким произнесением звуков т(ть), к.

Занятие 66

«Медвежонок» — упражнение на звукопроизношение.

«Сне­ жинки» — подготовительное упражнение для развития речевого дыхания (повторение пройденного материала).

«Угадай по голо су» — упражнение для развития слухового восприятия.

Цель: учить детей правильно произносить звук э, произво­дить сильный выдох через рот, различать на слух разные звуко­сочетания; отчетливо и внятно произносить слова и фразы, со­провождать свои действия речью; помочь детям, опираясь на ил-;, люстрации, припомнить содержание сказки, учить составлять? по иллюстрации маленький рассказ.

X о д     з а н я т и я .

Воспитатель показывает медвежонка (желательно, чтобы игрушка могла издавать звук, подобный звуку э) и говорит: «Это медвежонок, он рычит». Извлекает из игрушки звучание, а затем сам произносит этот звук протяжно: э-э-э. Дети повторяют хором и индивидуально.           

Воспитатель раздает «снежинки» (кусочки ваты) и предлагает детям сдувать снежинки с руки. Упражнение повторяется  2—3раза.                                                   

Воспитатель предлагает вспомнить, как стучит молоточек, тикают часы, кукует кукушка, как курочка зовет цыплят, как ква­кает лягушка.

Далее проводится упражнение на развитие слухового восприятия. «Кто-то прибежал к Андрюше,— рассказывает воспитатель,— остановился за его спиной и сказал: ква-ква. Андрей, кто к тебе прибежал?.. А к Свете кто-то подошел и сказал: ко-ко-ко . Кто это?.. Рядом с Сашей раздалось: ку-ку!   Кто это?.Тик-так ... а это, Миша, чей голос?» И т. д.     

Педагог расставляет на столе игрушки: цыплят и неподалеку от них курицу. Спрашивает, сколько цыплят (много), сколько курочек (одна). «Цыплята разбежались по поляне, а курица предупреждает их: «.Ко-ко-ко — не ходите далеко!» (Хоровые и индивидуальные повторения.)

Затем воспитатель берет ботинок, молотком стучит по подошве и говорит: «Тук-тук-тук — прибиваю я каблук. А теперь, пусть Костя прибьет каблук и скажет, что он делает». (3—4 ответа.)            

Воспитатель предлагает рассказать курочке и цыплятам о тома кого колобок встретил в лесу. Каждый вызванный ребенок выходит к столу педагога, берет иллюстрацию к сказке (наклеенные на отдельные листы) и, показав всем, рассказывает содержаний изображенного на ней эпизода.

 

Занятие 71

«Девочка разбила чашку» — упражнение на звукопроизно шение.

«Паровоз» — подготовительное упражнение

Дата: 2019-02-19, просмотров: 6.