Цель: учить детей правильно произносить звуки и, о (слитно на одном выдохе); активизировать в их речи слова длинный, короткий; уточнить представления детей о том, что характерно для деятельности людей в осенний сезон.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кричит лошадка (протяжно произносит звук и) и как стонала кукла Ляля, когда у нее болел зуб (произносит протяжно звук о).
Затем воспитатель показывает ослика (игрушка или картинка) и говорит: «Это ослик. Посмотрите, какие у него длинные-длинные уши. Какие уши?» (Хоровой и индивидуальные ответы.) Педагог предлагает детям погладить ослика, потрогать его длинные уши, затем продолжает: «Когда ослик хочет есть, он кричит иииооо . Как ослик кричит? (Групповые ответы чередуются с индивидуальными. Воспитатель при этом обращает внимание на громкость и протяжность произнесения звуков, следит, чтобы их произносили на одном выдохе.)
Иииооо , иииооо! — кричит ослик. Грустно ослику одному. Вот он и приглашает кого-нибудь поиграть с ним. Смотрите, зайчик скачет.
— Здравствуй, ослик Длинные уши.
— Здравствуй, заинька Короткий хвостик.
Как заяц назвал ослика? (Здесь и ниже хоровые и индивидуальные ответы.) А как обратился ослик к заиньке, что сказал? Какой хвостик у зайки? А у ослика? Иииооо , иииооо! — кричит ослик. Это он рад, что к нему зайчик прибежал... Иииооо , иииооо!»
Во второй части занятия дети (только старшей подгруппы) переходят за столы (стоят «ленточно»). Воспитатель просит всех взять у него со стола по одной картинке. «Давайте-ка рассмотрим, что люди осенью делают»,— предлагает он. («Сгребают листья... Дети собирают опавшие листья... Собирают грибы... Идут под зонтиками на работу... Дети идут в школу» и т.д.)
Воспитатель расставляет картинки на мольберте, затем уточняет и обобщает ответы детей.
5. Занятие 24*
Чтение детям стихотворения «Флажок» А. Барто
Цель: помочь детям запомнить стихотворение и учить рассказывать его вместе с воспитателем.
Ход занятия
На столе воспитателя в подставках — яркие красные флажки. Дети рассматривают их, отмечают, что флажки «красные, как огоньки» (хоровое и индивидуальные высказывания).
«С флажками ходят на праздник,— рассказывает воспитатель,— Вот и этот малыш держит в руке праздничный красный флажок (показывает соответствующую иллюстрацию)». Читает стихотворение:
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я
Огонь зажег.
Затем педагог задает вопрос: «Как говорит мальчик про свой флажок?» Рассказывает стихотворение еще раз. Дети помогают ему.
Двух-трех детей старшей подгруппы воспитатель просит прочесть стихотворение индивидуально. Помогает им рассказывать. Далее педагог раздает малышам флажки и предлагает сначала помаршировать с ними, а потом поплясать под музыку Т. Вилькорейской к песенке «Мы флажки свои поднимем».
Д Е К А Б Р Ь
Занятие 26
«Гости» — упражнение на звукопроизношение.
Чтение детям рассказа «Кошка» Е. Чарушина
Цель: приучать детей правильно и отчетливо произносить звук м(мь), закрепить произношение звука у; активизировать в речи детей слова рога, бодается, острые когти, мурлычет, фыркает; следить за тем, чтобы, отвечая на вопросы воспитателя, дети согласовывали слова в предложении.
Ход занятия
Воспитатель демонстрирует игрушки в образах домашних животных. Показывает корову, спрашивает, кто это. Выслушав ответы детей, говорит: «Когда корова гуляет и жует травку, она мычит: ммууу , ммууу. Как она мычит?» (Хоровой и индивидуальные ответы.)
Далее воспитатель показывает козу: «А это кто? Да, это коза. Она тоже дает молоко. Но коза не умеет мычать, она кричит так: меее , меее. Как коза кричит?
А вот и кошка пришла. Ее зовут Мурка. Посмотрите, какая она красивая. Мурка очень любит молоко. Когда Мурка хочет есть, она мяукает: мяу, мяу. Таня, скажи, как зовут кошку. А теперь ты, Слава, скажи. Вася скажет. Дети, а как Мурка мяукает?» (Хоровые и индивидуальные звукоподражания.)
Затем педагог говорит: «Идет корова по дорожке и мычит: «Ммууу, ммууу — молока кому?». По предложению воспитателя дети вместе с ним хором повторяют чистоговорку. Затем малыши по очереди выходят к столу педагога и, взяв в руки игрушку, произносят чистоговорку.
«Мурка замяукала,— продолжает занятие воспитатель,— это она молока просит: «Мяу, мяу, молочка хочу». Как Мурка молочка просит?» (Хоровые и индивидуальные ответы.) Воспитатель следит за правильным произношением звука м (мь), четким и внятным произнесением слов.
Затем педагог дважды читает детям рассказ «Кошка» Е. Чарушина. Просит показать (на полу, на ковре), как котенок ловил свой собственный хвостик. Если дети не устали и готовы прослушать рассказ еще раз, воспитатель повторяет его.
Продолжая занятие (только с детьми старшей подгруппы), педагог показывает картинки (крупные) с изображениями коровы, козы, кошки. Предлагает назвать животных и изобразить, «кто как кричит». Просит сказать, у кого из этих животных есть рога. (Дети показывают рога у коровы и козы.) «Корова и коза бодаются,— объясняет воспитатель.— И коза бодается, и корова тоже... (бодается). А кошка бодаться не умеет, у нее рожек нет. Но если кошку обижают, она царапается. Что делает? У кошки на лапках коготки-царапки. (Хоровое и индивидуальные повторения.) И у маленького котеночка на лапках тоже есть коготки... (царапки). И к тому же очень острые».
Заканчивая занятие, воспитатель приглашает детей рассмотреть животных (картинки, игрушки). Отвечает на их вопросы.
Е. ЧАРУШИН
КОШКА
...Кошка Маруська... в чулане мышь поймала, за это ее хозяйка молочком накормила. Сидит Маруська на коврике сытая, довольная. Песенки поет-мурлычет, а ее котеночек маленький — ему мурлыкать неинтересно. Он сам с собой играет — сам себя за хвост ловит, на всех фыркает, пыжится, топорщится.
Занятие 29
Повторение потешки «Пошел котик на торжок...».
Воспита ние звуковой культуры речи (звук п (пь)).
Цель: вызвать у детей радость при чтении знакомой потешки, желание «попросить котика принести булочку» (подговаривать слова, благодарить котика за подарок); научить четко произносить слова потешки; формировать правильное и отчетливое произношение звука п (пь), отчетливое произношение слов.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям уже знакомую им иллюстрацию (игрушку). Говорит: «Котик в прошлый раз не успел купить булочку Ире, Оле (называет еще нескольких детей). Но он сделает это сегодня. Кому же купить булочку?» Рассказывает потешку 4—5 раз.
Особенно радуются подарку застенчивые дети с плохо развитой речью. Если же кто-то не «принимает и не ест подаренной котиком булочки», воспитателю не следует настаивать. Лучше сказать детям, что булочка очень горячая, а когда она остынет, Дима (Света) непременно ее съест.
Педагог напоминает, что надо благодарить котика за подарок, подсказывает, как лучше это делать: «Спасибо, котик! Очень вкусная была булочка. Благодарю тебя, котик!»
Затем воспитатель убирает иллюстрацию (игрушку). Пи-пи- пи — раздается писк. «Мышка прибежала,— говорит воспитатель.— Где же она? Поищите». Дети заглядывают под стулья. (Физкультурная пауза.)
Появляется мышка (игрушка), спрашивает: «Дети, кот ушел?» И просит: «Вы его не зовите. Я кота боюсь!» Педагог предлагает детям попищать, как мышки. (Хоровое и индивидуальные звукоподражания.)
«Мышонок любит играть в прятки,— сообщает детям воспитатель.— Сейчас я спрячу его в чьи-нибудь ладошки, например в Светины. А когда я спрошу: «Мышонок, где ты?», Света ответит: пи-пи-пи». (Прячет мышонка 4—5 раз.)
Затем дети угощают мышонка крошками сыра (с ладоней). «Спасибо дети,— благодарит их мышонок,— очень вкусный был сыр. Я сыр люблю. А что вы любите есть? Вы, наверное, очень любите суп. Давайте скажем: уп-уп-уп — мы любим суп». Воспитатель дважды повторяет чистоговорку, далее ее повторяют дети (произнесение чистоговорки предлагается детям старшей подгруппы) .
Занятие 31
Дата: 2019-02-19, просмотров: 307.