«Лошадка» — упражнение на звукопроизношение
Цель: учить ребенка дослушивать до конца задание, осмысливать его и выполнять соответствующие действия; различать действия, противоположные по значению (подняться вверх — спуститься); учить отчетливо произносить звук и.
Ход занятия
На столе воспитателя лесенка из кубов. У ее основания и на
верхней ступеньке стоят 2 матрёшки. Поодаль от лесенки размещаются 2 куклы в платьях разных цветов (красном и зеленом), тазик, люлечка, грузовик.
Воспитатель вызывает ребенка и просит: «Помоги матрешке спуститься с лесенки». (Ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были видны всем.)
Педагог одобряет действия малыша, если они верны, просит детей сказать (показать), как матрешка спускалась со ступеньки на ступеньку. («Прыг... прыг... и пошла».) Матрешку, а постепенно и остальные игрушки он возвращает на прежнее место.
Затем воспитатель предлагает детям следующие задания:
— Попроси водичку умыть куклу в красном платье. (Ребенок находит куклу, умывает ее водой из тазика, приговаривает:
«Водичка, водичка, умой кукле личико».)
— Помоги матрешке подняться по лесенке. (Педагог учит детей сопровождать движения матрешки словами вверх... вверх... и наверху.)
— Куклу в зеленом платье уложи в люлечку и покачай.
(Дети старшей подгруппы могут при этом напевать: «А-а, а-а, лю-ли . Дети все уснули»)
— Матрешку, которая стоит около лесенки, покатай на грузовичке. (Дети приговаривают: «Вперед-назад, вперед-назад».)
Далее задания повторяются. Воспитатель повторно вызывает одного-двух детей,— тех, которые не умеют дослушать поручение до конца и осмыслить его.
Продолжая занятие, педагог отставляет стол с игрушками и показывает детям игрушечную лошадку. Объясняет; что лошадка кричит иии (2—3 хоровых повторения).
Далее воспитатель предлагает поиграть в «заводных лошадок». «Заводит» ребенка-лошадку ключиком, и тот произносит иии . Если ребенок не хочет играть, настаивать не следует, можно сказать детям, что игрушка сломалась.
Занятие 22
Игра с матрешками.
«У Ляли болят зубы» — упражнение на звукопроизношение
Цель: учить детей сравнивать предметы по величине (большой — маленький), используя в речи соответствующие прилагательные; отчетливо произносить звук о, округляя при этом губы.
Ход занятия
Перед детьми —2 матрешки. Дети называют их, отмечают, что одна матрешка большая, а другая маленькая. Двум-трем малышам воспитатель предлагает показать и назвать большую матрешку и маленькую.
«Матрешки умеют танцевать,— говорит педагог.— Но их надо попросить об этом. Олечка, попроси поплясать большую матрешку. Скажи: большая матрешка, попляши, пожалуйста». (Матрешка пляшет.) Упражнение повторяется 5—6 раз. Когда матрешка пляшет, дети могут «подыгрывать» ей: напевать ля-ля- ляля , ля-ля-ля и хлопать в ладоши.
Воспитатель продолжает занятие. «Наши матрешки живут в своих домиках,— говорит он и ставит на стол 2 домика. (Если готовых домиков нет, надо до занятия построить их на соседнем столе.) — Один домик (показывает)?.. («Большой».) А другой?.. («Маленький».) Которая матрешка живет в большом домике? («Большая матрешка».) А кто живет в маленьком домике?» («Маленькая матрешка».)
Педагог предлагает двум детям (поочередно) поставить матрешек около их домиков.
Затем воспитатель достает 2 елочки. Дети отмечают, что они разного размера. Догадываются, что большую елочку надо «посадить» у большого дома (выполняют задание), маленькую — у маленького.
Для младшей подгруппы первую часть занятия можно на этом закончить. Детям старшей подгруппы целесообразно предложить еще задание, которое заключается в следующем. Воспитатель рассказывает про матрешек, а дети дополняют его рассказ, вставляя слова (подчеркнуты в тексте): «Жили-были две матрешки. Одна (показ) большая, другая — маленькая. Большая матрешка жила в большом доме, а маленькая — в маленьком. Около большого дома росла большая елка, около маленького - маленькая».
«Смотрите,— продолжает занятие воспитатель,— в гости к матрешкам идет кукла Ляля. «Ооо, ооо»,—стонет Ляля. Как она стонет? (Хоровой и индивидуальные ответы.) У Ляли болит зуб. Я сейчас его полечу, и Ляля перестанет плакать». Воспитатель лечит зуб, потом укачивает куклу, предложив детям подпевать: ооо-о , ооо-о, ооо-о-о. Кукла засыпает. К ней подходят матрешки. Дети рассказывают им, что у Ляли болел зуб и она стонала: о-о-о. Матрешка просит детей (трех-четырех) сказать, как стонала Ляля. Воспитатель следит, чтобы дети, произнося звук о, округляли губы.
Занятие 23
«Ослик» — упражнение на звукопроизношение
(закрепление пройденного материала).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 372.