Дидактическая игра «Отгадай, кто к нам пришел»
Цель: формировать четкое произношение звуков м, п, 6 (мь, пь , бь); учить отчетливо и внятно произносить отдельные звукосочетания; способствовать развитию речевого дыхания (учить производить длительный выдох через рот); учить различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произнесения; закрепить в речи детей названия отдельных предметов.
Ход занятия
Воспитатель показывает игрушку (или картинку) с изображением коровы и предлагает детям вспомнить, как она мычит (дети произносят звукосочетание). «А как кричит коза?» — спрашивает педагог, показывая соответствующую игрушку. Дети произносят меее . Затем воспитатель предлагает им помяукать, как котята, попищать, как мышата; вспомнить, как гудит автомашина, как стучит барабан. Выслушав хоровые ответы, воспитатель подходит то к одному, то к другому ребенку, показывает игрушку и спрашивает: «Сережа, кто это? («Киска».) Леночка, скажи, как мяукает киска. Танечка, а это кто? («Мышка»). Скажи, как она пищит. Машенька, а ты скажи громко, как гудит большая автомашина. (Обращается к девочке, которая обычно говорит очень тихо.)
Дениска, а ты погуди, как маленький автомобиль. Витя, поиграй на барабане...» И т.д.
Воспитатель следит, чтобы все дети четко и правильно произносили звуки, отчетливо и достаточно громко выговаривали звукоподражания.
Прежде чем перейти ко второй части занятия, воспитатель проводит игру «Ветерок» (упражнение на развитие речевого дыхания).
Далее воспитатель предлагает детям отгадывать по звукоподражаниям животных и предметы.
«Мууу, мууу,— произносит воспитатель,— кто это мычит?» Сначала для ответа привлекаются все дети, потом педагог обращается к отдельным участникам занятия: «Сейчас нам только Нина скажет, кто к ней пришел. Мяу, мяу, кто это пришел к тебе?.. (Следует одобрять полные ответы, в которых дети указывают действие, производимое животным: это киска мяукает; киска пришла и т. д.) Кто-то подошел к Сереже и сказал: меев , меее. Кто это, Сережа?.. А сейчас Наташа скажет, кто это спрятался от нее и пищит: пии . Кто это пищит?»
Меняя высоту голоса, воспитатель предлагает определять, какая мышка пищит: большая или маленькая.
«Бииип, бииип. Что это?» — Меняя громкость голоса при произнесении данного звукосочетания, воспитатель предлагает сказать, какая автомашина гудит (большая, маленькая).
Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли слова, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое животное или детеныш, размеры предмета.
Занятие 33
Рассматривание картины «Таня и голуби»
(серия «Наша Таня», автор О. И. Соловьева)
Цель: учить детей воспринимать изображенное на картине, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, повторяя за ним отдельные слова и несложные фразы; плавно, свободно выдыхать воздух, играя с листочками.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям картину. Рассказывает о том, что на ней изображено. Уточняет и закрепляет впечатления детей: «Таня гуляет. На улице холодно, поэтому на Танюше теплая кофта. Что на Танечке? (Хоровой и 3—4 индивидуальных ответа.) А еще, собираясь гулять, Таня надела?.. («Красное платье, рейтузы, теплые ботинки».)
Тане было скучно гулять одной, и она позвала голубей: «Гули, гули!» И голуби прилетели к девочке. Как Танюша позвала голубей? (Хоровой и 4—5 индивидуальных ответов.)
Смотрите, ведерко! А в ведерке?.. Листья. Красивые листья. Кто же насобирал листья и поставил в ведерко? («Танечка насобирала».)
Танечка хочет узнать у вас, дети, красивые листья она насобирала? («Очень красивые!» — С целью формирования интонационной выразительности речи педагог предлагает произнести эту фразу нескольким детям.)
Листья, которые собрала Танюша,— продолжает занятие педагог,— упали с дерева. Подул ветер, сорвал с дерева листья, они закружились и опустились на землю. Сейчас я раздам вам красивые желтые листочки (небольшие, вырезанные из тонкой бумаги). Вы сделаете ветерок, и ваши листочки будут кружиться в воздухе».
Упражнение повторяется 2—3 раза.
В заключение воспитатель вновь рассказывает детям содержание картины: «Наступила осень. Стало холодно. Таня надела рейтузы, ботинки и теплую кофту. Она собрала букет из листьев и осенних цветов. Решила девочка поставить букет в ведерко. Заглянула в него, а там хлебные крошки. Таня их голубям принесла. «Гули, гули, гули!» — позвала Танюшка и стала кормить прилетевших к ней птиц».
Педагог повторяет свой рассказ еще раз.
Занятие 37
Дата: 2019-02-19, просмотров: 262.