Упражнение в звукопроизношении
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дидактическая игра «От­гадай, кто к нам пришел»

Цель: формировать четкое произношение звуков м, п, 6 (мь, пь , бь); учить отчетливо и внятно произносить отдельные звуко­сочетания; способствовать развитию речевого дыхания (учить производить длительный выдох через рот); учить различать на слух близкие по звучанию звукоподражания, дифференцировать громкость их произнесения; закрепить в речи детей названия отдельных предметов.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает игрушку (или картинку) с изображе­нием коровы и предлагает детям вспомнить, как она мычит (дети произносят звукосочетание). «А как кричит коза?» — спрашивает педагог, показывая соответствующую игрушку. Дети произносят меее . Затем воспитатель предлагает им помяукать, как котята, попищать, как мышата; вспомнить, как гудит автомашина, как стучит барабан. Выслушав хоровые ответы, воспитатель подхо­дит то к одному, то к другому ребенку, показывает игрушку и спрашивает: «Сережа, кто это? («Киска».) Леночка, скажи, как мяукает киска. Танечка, а это кто? («Мышка»). Скажи, как она пищит. Машенька, а ты скажи громко, как гудит большая автомашина. (Обращается к девочке, которая обычно говорит очень тихо.)

Дениска, а ты погуди, как маленький автомобиль. Витя, по­играй на барабане...» И т.д.

Воспитатель следит, чтобы все дети четко и правильно произ­носили звуки, отчетливо и достаточно громко выговаривали зву­коподражания.

Прежде чем перейти ко второй части занятия, воспитатель проводит игру «Ветерок» (упражнение на развитие речевого дыхания).

Далее воспитатель предлагает детям отгадывать по звуко­подражаниям животных и предметы.

«Мууу, мууу,— произносит воспитатель,— кто это мычит?» Сначала для ответа привлекаются все дети, потом педагог обра­щается к отдельным участникам занятия: «Сейчас нам только Нина скажет, кто к ней пришел. Мяу, мяу, кто это пришел к тебе?.. (Следует одобрять полные ответы, в которых дети указывают действие, производимое животным: это киска мяукает; киска пришла и т. д.) Кто-то подошел к Сереже и сказал: меев , меее. Кто это, Сережа?.. А сейчас Наташа скажет, кто это спрятался от нее и пищит: пии . Кто это пищит?»

Меняя высоту голоса, воспитатель предлагает определять, какая мышка пищит: большая или маленькая.

«Бииип, бииип. Что это?» — Меняя громкость голоса при произнесении данного звукосочетания, воспитатель предлагает сказать, какая автомашина гудит (большая, маленькая).

Воспитатель добивается, чтобы дети внимательно слушали, точно и правильно называли слова, к которым относятся те или иные звукосочетания, чтобы по громкости голоса определяли, взрослое животное или детеныш, размеры предмета.

Занятие 33

Рассматривание картины «Таня и голуби»

(серия «Наша Таня», автор О. И. Соловьева)

Цель: учить детей воспринимать изображенное на картине, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию, повторяя за ним отдельные слова и несложные фразы; плавно, свободно выдыхать воздух, играя с листочками.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает детям картину. Рассказывает о том, что на ней изображено. Уточняет и закрепляет впечатления де­тей: «Таня гуляет. На улице холодно, поэтому на Танюше теплая кофта. Что на Танечке? (Хоровой и 3—4 индивидуальных от­вета.) А еще, собираясь гулять, Таня надела?.. («Красное платье, рейтузы, теплые ботинки».)

Тане было скучно гулять одной, и она позвала голубей: «Гули, гули!» И голуби прилетели к девочке. Как Танюша позвала голу­бей? (Хоровой и 4—5 индивидуальных ответов.)

Смотрите, ведерко! А в ведерке?.. Листья. Красивые листья. Кто же насобирал листья и поставил в ведерко? («Танечка на­собирала».)

Танечка хочет узнать у вас, дети, красивые листья она на­собирала? («Очень красивые!» — С целью формирования инто­национной выразительности речи педагог предлагает произнести эту фразу нескольким детям.)

Листья, которые собрала Танюша,— продолжает занятие пе­дагог,— упали с дерева. Подул ветер, сорвал с дерева листья, они закружились и опустились на землю. Сейчас я раздам вам кра­сивые желтые листочки (небольшие, вырезанные из тонкой бума­ги). Вы сделаете ветерок, и ваши листочки будут кружиться в воздухе».

Упражнение повторяется 2—3 раза.

В заключение воспитатель вновь рассказывает детям содер­жание картины: «Наступила осень. Стало холодно. Таня надела рейтузы, ботинки и теплую кофту. Она собрала букет из листьев и осенних цветов. Решила девочка поставить букет в ведерко. Заглянула в него, а там хлебные крошки. Таня их голубям при­несла. «Гули, гули, гули!» — позвала Танюшка и стала кормить прилетевших к ней птиц».

Педагог повторяет свой рассказ еще раз.

 

Занятие 37

Дата: 2019-02-19, просмотров: 233.