Дидактическое упражнение «Чудесная коробочка (мешочек)». «Отгадай» — упражнение на развитие слухового восприятия

Цель: отрабатывать правильное произношение звуков в сло­вах; учить детей произносить слова отчетливо, правильно назы­вать предметы, узнавать предмет, опираясь на слово воспита­теля, раскрывающее его назначение.

Ход  занятия       

 

Воспитатель набирает в коробку (мешочек) игрушки и пред­меты, в названии которых имеются знакомые детям звуки (же­лательно исключить слова со свистящими и шипящими звуками, а также со звуками л, рь, р, такие, например, как кот, кубик, лейка, ванна, лента и пр.). Воспитатель рассказывает, что у него есть чудесная коробочка (мешочек), где лежит много интересных игрушек. «Сейчас мы все посмотрим, что в ней находится»,— говорит педагог. Достает игрушку и спрашивает, что это. Дети хором отвечают. Потом воспитатель предлагает нескольким детям (поочередно) самостоятельно вынуть из коробки игрушку, пока­зать ее всем присутствующим и сказать, что достал и зачем нужна эта вещь (из кубиков строят дом, ленту завязывают в бант, в ванне моют куклу и т. д.).

Далее детям раздают по картинке. На них нарисованы банка, дом, дудка, вагон, диван, петух, утка, пальто, ботинок и пр. Вос­питатель спрашивает: «У кого то, в чем можно пойти гулять?» (Дети показывают и называют пальто, ботинки.) «У кого то, во что можно налить воды и поставить цветы? У кого птица, ко­торая может кукарекать?» (Дети сначала индивидуально, а за­тем хором произносят названия предметов, игрушек.)

Воспитатель ставит на стол 2 игрушки: часы и лягушку. За­тем дважды говорит загадку и предлагает детям отгадать, о каком

Полем идет, травку ищет

 Деткам молоко дает.

Мычит: «Муу-муу-муу»

Кто это? Не пойму.

предмете в ней говорится: «На стене висят, тик-так гово­рят». (Часы.) После того как дети ответят, их вниманию предла­гается вторая загадка: «Скачет по дорожке и квакает: ква-ква- ква ». (Лягушка.)

Занятие 83

«Передай куклу Катю» — упражнение на формирование

у де­ тей отчетливой и внятной речи,

Умения обращаться друг к другу с просьбой.

«Отгадай» — упражнение на развитие слухового вос­ приятия

Цель: формировать умения отчетливо и ясно произносить отдельные слова и фразы, вежливо просить у товарища игрушку; учить детей внимательно слушать и отгадывать несложные за­гадки.

Ход занятия

 

«Посмотрите, какую я вам принесла куклу, — говорит воспита­тель.— Ее зовут Катя. Как ее зовут? Сегодня мы будем играть с Катей. Таня, возьми Катю, покачай ее. Нина, попроси у Тани куклу. Скажи: Таня, дай мне, пожалуйста, Катю». Дети просят куклу друг у друга, благодарят, учатся просить вежливо. Воспи­татель следит, чтобы они четко называли имена, отчетливо произ­носили отдельные слава и фразу в целом. Далее педагог ставит на свой стол кошку и собаку (игрушки) и просит детей сказать, кто это. Затем предлагает: «Сейчас я загадаю вам загадку. Не знаю только, про кого она. Помогите, пожалуйста, отга­дать»:

Мохнатенький, усатенький,

На лапках царапки.

Молоко пьет, «Мяу-мяу» поет. (Кошка.)

 

Если малыши затрудняются ответить, воспитатель задает на­водящие вопросы (кто любит молоко? кто мяукает?), показы­вает соответствующую игрушку.

Затем педагог ставит на стол еще 2 игрушки: корову и козу. Дети называют их. Воспитатель загадывает новую загадку:

                    

 

(Корова.)

Загадку читают повторно, при этом дети договаривают слова и окончания слов.

Занятие 84

Игра-инсценировка «Как машина зверят катала».

Повторе­ ние потешки «Аи качи, качи, качи...»

Цель: учить детей участвовать в инсценировании рассказа; активизировать в речи детей наречия вперед, назад и прилага­тельные (названия цветов); напомнить знакомую потешку; вы­звать у детей радость от слушания потешки и желание «читать» вместе с педагогом; учить подбирать существительные к глаголу пекут.

 

Ход занятия

 

Воспитатель ставит перед детьми большой деревянный грузо­вик с открытым кузовом. Недалеко от машины на видном месте он размещает игрушки: белочку, медвежонка, зайчика, ежонка. Дети называют зверей.

«Стоит на дороге машина,— начинает рассказывать педа­гог.— Сама синяя, а кузов (показывает) ... желтый, колеса (показывает) ... красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Аи, да машина! Сама... Расска­жите, дети, какая. (1—2 ребенка дают описание машины.) Лю­бопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в машину. А машина и поехала: вперед-назад, вперед-назад. (Педагог катает машину, дети произносят вперед-назад.) Остановилась машина. «Идите, идите сюда!» — зовет зверей белочка.

Следующим в машину прыгнул?.. («Зайчик».) Стали они ка­таться вдвоем: вперед-назад (повторяет 3—4 раза). Тут при­бежал?.. («Мишка».)

Стали звери кататься втроем: вперед-назад... (Затем в маши­не появляется ежонок.) Стали звери кататься вчетвером: вперед- назад.

Накатались зверята, устали. Первой из машины выпрыгнула белочка. За ней ... зайчик. Потом слез... медвежонок... А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть, Сидит, чуть не плачет! И медвежонок, вот умница-то! Как я его назвала, похвалила? (Хоровой и индивидуальные ответы.) Вернулся и протянул ежонку лапу. Вот так (показывает). Воспитанные зве­ри и люди всегда помогают друг другу. Что делают? Только ежо­нок вылез из машины, она и уехала. А звери стояли и смотрели ей вслед, «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — вдруг закричал зайчишка. И остальные звери присоединились к нему. Что они закричали?»

Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу изображения печи, баранок, калачей. Спрашивает, как начинается стихотворение, к которому выполнены эти картинки, кого еще не хватает (гра­чей). Читает потешку, не сопровождая текст показом действий (для старшей подгруппы). Можно предложить прочесть потешку кому-либо из детей. Ребенок будет читать с помощью педагога, вставляя отдельные слова и фразы.

Воспитатель задает вопрос: «Что пекут?» Выслушивает отве­ты, предлагает припомнить, что еще можно испечь к чаю (бу­лочки, ватрушки, пирожки, пироги, плюшки и т. п.).

5. Занятие 98*

Дата: 2019-02-19, просмотров: 35.