Цель: отрабатывать правильное произношение звуков в словах; учить детей произносить слова отчетливо, правильно называть предметы, узнавать предмет, опираясь на слово воспитателя, раскрывающее его назначение.
Ход занятия
Воспитатель набирает в коробку (мешочек) игрушки и предметы, в названии которых имеются знакомые детям звуки (желательно исключить слова со свистящими и шипящими звуками, а также со звуками л, рь, р, такие, например, как кот, кубик, лейка, ванна, лента и пр.). Воспитатель рассказывает, что у него есть чудесная коробочка (мешочек), где лежит много интересных игрушек. «Сейчас мы все посмотрим, что в ней находится»,— говорит педагог. Достает игрушку и спрашивает, что это. Дети хором отвечают. Потом воспитатель предлагает нескольким детям (поочередно) самостоятельно вынуть из коробки игрушку, показать ее всем присутствующим и сказать, что достал и зачем нужна эта вещь (из кубиков строят дом, ленту завязывают в бант, в ванне моют куклу и т. д.).
Далее детям раздают по картинке. На них нарисованы банка, дом, дудка, вагон, диван, петух, утка, пальто, ботинок и пр. Воспитатель спрашивает: «У кого то, в чем можно пойти гулять?» (Дети показывают и называют пальто, ботинки.) «У кого то, во что можно налить воды и поставить цветы? У кого птица, которая может кукарекать?» (Дети сначала индивидуально, а затем хором произносят названия предметов, игрушек.)
Воспитатель ставит на стол 2 игрушки: часы и лягушку. Затем дважды говорит загадку и предлагает детям отгадать, о каком
Полем идет, травку ищет Деткам молоко дает. Мычит: «Муу-муу-муу» Кто это? Не пойму. |
предмете в ней говорится: «На стене висят, тик-так говорят». (Часы.) После того как дети ответят, их вниманию предлагается вторая загадка: «Скачет по дорожке и квакает: ква-ква- ква ». (Лягушка.)
Занятие 83
«Передай куклу Катю» — упражнение на формирование
у де тей отчетливой и внятной речи,
Умения обращаться друг к другу с просьбой.
«Отгадай» — упражнение на развитие слухового вос приятия
Цель: формировать умения отчетливо и ясно произносить отдельные слова и фразы, вежливо просить у товарища игрушку; учить детей внимательно слушать и отгадывать несложные загадки.
Ход занятия
«Посмотрите, какую я вам принесла куклу, — говорит воспитатель.— Ее зовут Катя. Как ее зовут? Сегодня мы будем играть с Катей. Таня, возьми Катю, покачай ее. Нина, попроси у Тани куклу. Скажи: Таня, дай мне, пожалуйста, Катю». Дети просят куклу друг у друга, благодарят, учатся просить вежливо. Воспитатель следит, чтобы они четко называли имена, отчетливо произносили отдельные слава и фразу в целом. Далее педагог ставит на свой стол кошку и собаку (игрушки) и просит детей сказать, кто это. Затем предлагает: «Сейчас я загадаю вам загадку. Не знаю только, про кого она. Помогите, пожалуйста, отгадать»:
Мохнатенький, усатенький,
На лапках царапки.
Молоко пьет, «Мяу-мяу» поет. (Кошка.) |
Если малыши затрудняются ответить, воспитатель задает наводящие вопросы (кто любит молоко? кто мяукает?), показывает соответствующую игрушку.
Затем педагог ставит на стол еще 2 игрушки: корову и козу. Дети называют их. Воспитатель загадывает новую загадку:
(Корова.)
Загадку читают повторно, при этом дети договаривают слова и окончания слов.
Занятие 84
Игра-инсценировка «Как машина зверят катала».
Повторе ние потешки «Аи качи, качи, качи...»
Цель: учить детей участвовать в инсценировании рассказа; активизировать в речи детей наречия вперед, назад и прилагательные (названия цветов); напомнить знакомую потешку; вызвать у детей радость от слушания потешки и желание «читать» вместе с педагогом; учить подбирать существительные к глаголу пекут.
Ход занятия
Воспитатель ставит перед детьми большой деревянный грузовик с открытым кузовом. Недалеко от машины на видном месте он размещает игрушки: белочку, медвежонка, зайчика, ежонка. Дети называют зверей.
«Стоит на дороге машина,— начинает рассказывать педагог.— Сама синяя, а кузов (показывает) ... желтый, колеса (показывает) ... красные. Красивая машина! Увидели ее лесные звери, остановились, смотрят. Аи, да машина! Сама... Расскажите, дети, какая. (1—2 ребенка дают описание машины.) Любопытная белочка подбежала поближе. Заглянула в кузов. Нет никого! Прыгнула белочка в машину. А машина и поехала: вперед-назад, вперед-назад. (Педагог катает машину, дети произносят вперед-назад.) Остановилась машина. «Идите, идите сюда!» — зовет зверей белочка.
Следующим в машину прыгнул?.. («Зайчик».) Стали они кататься вдвоем: вперед-назад (повторяет 3—4 раза). Тут прибежал?.. («Мишка».)
Стали звери кататься втроем: вперед-назад... (Затем в машине появляется ежонок.) Стали звери кататься вчетвером: вперед- назад.
Накатались зверята, устали. Первой из машины выпрыгнула белочка. За ней ... зайчик. Потом слез... медвежонок... А ежик — он ведь прыгать не умеет — никак не может слезть, Сидит, чуть не плачет! И медвежонок, вот умница-то! Как я его назвала, похвалила? (Хоровой и индивидуальные ответы.) Вернулся и протянул ежонку лапу. Вот так (показывает). Воспитанные звери и люди всегда помогают друг другу. Что делают? Только ежонок вылез из машины, она и уехала. А звери стояли и смотрели ей вслед, «До свидания, синяя машина! Спасибо тебе!» — вдруг закричал зайчишка. И остальные звери присоединились к нему. Что они закричали?»
Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу изображения печи, баранок, калачей. Спрашивает, как начинается стихотворение, к которому выполнены эти картинки, кого еще не хватает (грачей). Читает потешку, не сопровождая текст показом действий (для старшей подгруппы). Можно предложить прочесть потешку кому-либо из детей. Ребенок будет читать с помощью педагога, вставляя отдельные слова и фразы.
Воспитатель задает вопрос: «Что пекут?» Выслушивает ответы, предлагает припомнить, что еще можно испечь к чаю (булочки, ватрушки, пирожки, пироги, плюшки и т. п.).
5. Занятие 98*
Дата: 2019-02-19, просмотров: 402.