Дидактическая иг ра «Далеко — близко»
Цель: укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произношения звука ф ; учить детей умеренно громко (и с повышенной громкостью) произносить звукосочетания (аф-аф, фу-фу), обращать их внимание на то, что при произнесении аф-аф следует широко открывать рот; учить определять расстояние до наблюдаемого объекта (далеко — близко) и использовать в речи соответствующие слова.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям небольшую игрушечную собаку. Предлагает послушать, как лает собака (аф-аф-аф). Объясняет, что, когда собака лает, она широко открывает пасть (повторно воспроизводит звукоподражание). Далее дети произносят его сначала все вместе, затем по очереди.
Собака подходит к берету (или панаме), лежащему на столе воспитателя, и пытается влезть в него. Воспитатель грозит собаке пальцем и строго говорит: «Фффу, ффу, нельзя!» Собака еще раз пытается влезть в берет. Дети повторяют запрет хором и по одному (3—4 повторения).
Воспитатель убирает головной убор. Показывает детям еще одну собаку, большую. Объясняет, что большая собака лает, громко (аф-аф произносится громче обычного), а маленькая не так громко. Спрашивает, как лает большая собака и как маленькая. (Хоровые ответы чередуются с индивидуальными.) Добивается, чтобы все дети правильно и четко произносили звукосочетания как с умеренной громкостью, так и с несколько повышенной.
«Смотрите,— продолжает разговор педагог,— наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание детей на стоящего поодаль пингвина (утенка, лягушку или любую другую игрушку с ручным управлением). Просит предупредить собак, чтобы они не лаяли на пингвина, не пугали его: «Фу-фу, нельзя лаять!» (Индивидуальные повторения.)
Педагог отодвигает стол, освобождая площадку, по которой шагает пингвин. «Идет, идет пингвин. К вам идет,— говорит воспитатель,— сам черный, а грудь белая. Красивый пингвин. Хотите рассмотреть его получше? Тогда попросите, чтобы он поближе подошел. Скажите: подойди ближе». Пингвин идет, потом останавливается. «Дети, протяните руки и достаньте пингвина,— предлагает педагог.— Со стульев не сходите. Можно его так достать? А почему?» Подтверждает: «Да. Он далеко стоит. Скажите: далеко стоишь». (Хоровое и индивидуальные высказывания.)
Затем несколько детей (3—4) поочередно просят пингвина подойти ближе. Пингвин охотно откликается на каждую просьбу. Он подходит близко к детям. «Видите, как близко подошел пингвин к Оле... Диме... Игорьку,— говорит педагог.— Теперь они могут его погладить. Не спеши, Настенька. Пингвин и к тебе подойдет. Дима, ты теперь дотянулся до пингвина? А почему? («Он близко, рядом стоит».) Теперь пингвин пойдет к другим детям, чтобы все смогли его погладить».
Воспитатель убирает пингвина, а затем предлагает изобразить пингвинчиков. Пингвины уходят гулять, возвращаются, рассказывают воспитателю, что ходили далеко.
5. Занятие 42*
Чтение детям стихотворения «Снег» А. Барто.
Дидактическая игра «Где снежинка?»
Цель: учить детей рассказывать стихотворение вместе с педагогом, выполнять соответствующие тексту движения (собираться в кружок; «вертеться, как снежок»); использовать в речи предлоги; понимать инструкцию взрослого.
Ход занятия
Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Затем он предлагает детям стать снежинками: надевает на них белые шапочки и белые платочки (это можно сделать и до занятия). Снова читает стихотворение:
Снег, снег кружится, (Делает круговые движения кистями рук.)
Белая вся улица!
Собралися мы в кружок,
Завертелись, как снежок. (Кружится.)
Воспитатель повторяет стихотворение еще раз. Когда он читает последние строчки, дети кружатся. Пока они кружатся, воспитатель прячет снежинку-ребенка. Спрашивает: «Посмотрите, куда залетела белая снежинка?» («Под стол» — хоровой и индивидуальные ответы.)
Педагог вновь читает стихотворение. И опять прячет снежинку. Она может «залететь» за шкаф, в большой ящик для «Строителя», на ковер и т. д. Стихотворение читают 5—6 раз.
Ф Е В Р А Л Ь
Занятие 38
Дидактическое упражнение на звукопроизношение (звук к)
Цель: учить детей правильно и отчетливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата (произнесение звукоподражаний громко—тихо); активизировать словарь (закрепить представления о количестве предметов); учить понимать юмор.
Ход занятия
Воспитатель демонстрирует детям картинку, на которой нарисована кукушка. Называет птицу, предлагает послушать, как она кукует. Дети хором и по одному повторяют: ку-ку. Можно предложить им поиграть в «заводных кукушек»: как только педагог «заводит кукушку ключиком», она громко кукует.
«Дождик пошел,— говорит воспитатель.— Сначала тихо закапал: кап-кап-кап. Как закапал? После застучал сильнее... И перестал. Выглянуло солнышко, и курочка вывела цыплят гулять (показывает игрушки или картинки). Курочка одна, а цыплят?.. («Много».) Цыплята маленькие, а курочка?.. («Большая».) У курицы клюв, а у цыплят...? («Клювики».)
Гуляют цыплята, и кот вышел гулять. «Ко-ко-ко — не ходите далеко!» — просит цыплят курица. Что она говорит своим малышам? (Хоровой и индивидуальные ответы.) Не ходите далеко — рядом кот ходит. (Хоровые и индивидуальные повторения.)
А кот,— продолжает воспитатель,— давно уже убежал. Хотите . знать, что он делает?» Показывает картинку: забавный кот большим ножом чистит луковицу. Говорит: «Ук-ук-ук — котик чистит лук». Эту шутку-чистоговорку дети повторяют (все вместе и по одному).
Далее воспитатель предлагает детям помочь ему разобраться в том, кто что делает неправильно. Он показывает детям кота, тот «кукует». Затем показывает кукушку, которая «мяукает». Дети смеются и учат котенка мяукать, а кукушку куковать.
Занятие 47
«Чей голос» — упражнение на развитие слухового восприя тия. «Покатаемся на лошадке» — дидактическое упражнение на звукоподражание
Цель: учить детей различать на слух звукоподражания: ку- ку, ко-ко-ко, кап-кап, ква-ква; правильно произносить звук н; закреплять правильное произношение звука о; учить произносить звукосочетание нно-нно громко и тихо.
Ход занятия
Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кукует кукушка, как курица созывает своих цыплят, какую песенку поет дождик, как квакает лягушонок. После хоровых и нескольких индивидуальных ответов педагог предлагает малышам отгадывать, чей голос они услышат. Произносит звукоподражание ку-ку, спрашивает, кто прилетел. «Ко-ко-ко,— продолжает воспитатель.— Кто это остановился рядом с Катей?» И т. д. Таким же образом воспитатель каждому ребенку предлагает назвать, чей голос он слышит, обращая внимание всех детей на правильность ответов. Воспитатель сажает малыша на лошадку-качалку, говорит: «Дети, посмотрите, как Вова едет на лошадке. Чтобы она бежала быстрее, скажем ей: ннно , ннно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Дети повторяют фразу сначала хором, затем по одному. Малоактивных детей поочередно сажают на лошадку и предлагают сказать звукосочетание ннно . Воспитатель добивается, чтобы дети произносили звук н протяжно, а все звукосочетание громко.
Занятие продолжается с детьми старшей подгруппы. Воспитатель убирает игрушки и ставит на мольберт крупную иллюстрацию. На ней изображены зима, снег. На своем столе он раскладывает (изображениями вниз) сюжетные картинки (средних размеров).
«Весело зимой, интересно! — говорит педагог.— Можно кататься с горки на санках (берет со стола и показывает детям соответствующую иллюстрацию). А можно ...» Вызывает ребенка, тот берет со стола картинку и продолжает рассказ. Например, говорит, что зимой можно лепить снежную бабу и т. п.
Картинки, которые уже рассмотрены детьми, воспитатель ставит на мольберт, рядом и иллюстрацией. В заключение он обобщает ответы детей в рассказе о зимних развлечениях
Занятие 52
Дата: 2019-02-19, просмотров: 488.