Дидактическое упражнение «Собака»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Дидактическая иг­ ра «Далеко — близко»

Цель: укреплять артикуляционный и голосовой аппараты детей, предлагая задания на уточнение и закрепление произ­ношения звука ф ; учить детей умеренно громко (и с повышенной громкостью) произносить звукосочетания (аф-аф, фу-фу), обра­щать их внимание на то, что при произнесении аф-аф следует широко открывать рот; учить определять расстояние до на­блюдаемого объекта (далеко близко) и использовать в речи соответствующие слова.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает детям небольшую игрушечную соба­ку. Предлагает послушать, как лает собака (аф-аф-аф). Объяс­няет, что, когда собака лает, она широко открывает пасть (пов­торно воспроизводит звукоподражание). Далее дети произносят его сначала все вместе, затем по очереди.

Собака подходит к берету (или панаме), лежащему на столе воспитателя, и пытается влезть в него. Воспитатель грозит собаке пальцем и строго говорит: «Фффу, ффу, нельзя!» Собака еще раз пытается влезть в берет. Дети повторяют запрет хором и по одному (3—4 повторения).

Воспитатель убирает головной убор. Показывает детям еще одну собаку, большую. Объясняет, что большая собака лает, громко (аф-аф произносится громче обычного), а маленькая не так громко. Спрашивает, как лает большая собака и как малень­кая. (Хоровые ответы чередуются с индивидуальными.) Доби­вается, чтобы все дети правильно и четко произносили звуко­сочетания как с умеренной громкостью, так и с несколько по­вышенной.

«Смотрите,— продолжает разговор педагог,— наши собаки кого-то увидели». Обращает внимание детей на стоящего поодаль пингвина (утенка, лягушку или любую другую игрушку с руч­ным управлением). Просит предупредить собак, чтобы они не лаяли на пингвина, не пугали его: «Фу-фу, нельзя лаять!» (Индивидуальные повторения.)

Педагог отодвигает стол, освобождая площадку, по которой шагает пингвин. «Идет, идет пингвин. К вам идет,— говорит вос­питатель,— сам черный, а грудь белая. Красивый пингвин. Хотите рассмотреть его получше? Тогда попросите, чтобы он поближе подошел. Скажите: подойди ближе». Пингвин идет, потом оста­навливается. «Дети, протяните руки и достаньте пингвина,— предлагает педагог.— Со стульев не сходите. Можно его так достать? А почему?» Подтверждает: «Да. Он далеко стоит. Ска­жите: далеко стоишь». (Хоровое и индивидуальные высказыва­ния.)

Затем несколько детей (3—4) поочередно просят пингвина подойти ближе. Пингвин охотно откликается на каждую прось­бу. Он подходит близко к детям. «Видите, как близко подошел пингвин к Оле... Диме... Игорьку,— говорит педагог.— Теперь они могут его погладить. Не спеши, Настенька. Пингвин и к тебе подойдет. Дима, ты теперь дотянулся до пингвина? А почему? («Он близко, рядом стоит».) Теперь пингвин пойдет к другим детям, чтобы все смогли его погладить».

Воспитатель убирает пингвина, а затем предлагает изобразить пингвинчиков. Пингвины уходят гулять, возвращаются, расска­зывают воспитателю, что ходили далеко.

5. Занятие 42*

Чтение детям стихотворения «Снег» А. Барто.

Дидактическая игра «Где снежинка?»

Цель: учить детей рассказывать стихотворение вместе с пе­дагогом, выполнять соответствующие тексту движения (соби­раться в кружок; «вертеться, как снежок»); использовать в речи предлоги; понимать инструкцию взрослого.

Ход занятия

 

Дети сидят полукругом. Воспитатель читает стихотворение. Затем он предлагает детям стать снежинками: надевает на них белые шапочки и белые платочки (это можно сделать и до заня­тия). Снова читает стихотворение:

Снег, снег кружится, (Делает круговые движения кистями рук.)

Белая вся улица!

Собралися мы в кружок,

Завертелись, как снежок. (Кружится.)

Воспитатель повторяет стихотворение еще раз. Когда он чи­тает последние строчки, дети кружатся. Пока они кружатся, вос­питатель прячет снежинку-ребенка. Спрашивает: «Посмотрите, куда залетела белая снежинка?» («Под стол» — хоровой и инди­видуальные ответы.)

Педагог вновь читает стихотворение. И опять прячет снежинку. Она может «залететь» за шкаф, в большой ящик для «Строи­теля», на ковер и т. д. Стихотворение читают 5—6 раз.

 

Ф Е В Р А Л Ь

Занятие 38

Дидактическое упражнение на звукопроизношение (звук к)

Цель: учить детей правильно и отчетливо произносить звук к, способствовать развитию голосового аппарата (произнесение зву­коподражаний громко—тихо); активизировать словарь (закре­пить представления о количестве предметов); учить понимать юмор.

Ход занятия

 

Воспитатель демонстрирует детям картинку, на которой нари­сована кукушка. Называет птицу, предлагает послушать, как она кукует. Дети хором и по одному повторяют: ку-ку. Можно пред­ложить им поиграть в «заводных кукушек»: как только педагог «заводит кукушку ключиком», она громко кукует.

«Дождик пошел,— говорит воспитатель.— Сначала тихо за­капал: кап-кап-кап. Как закапал? После застучал сильнее... И перестал. Выглянуло солнышко, и курочка вывела цыплят гу­лять (показывает игрушки или картинки). Курочка одна, а цып­лят?.. («Много».) Цыплята маленькие, а курочка?.. («Большая».) У курицы клюв, а у цыплят...? («Клювики».)

Гуляют цыплята, и кот вышел гулять. «Ко-ко-ко — не ходите далеко!» — просит цыплят курица. Что она говорит своим малы­шам? (Хоровой и индивидуальные ответы.) Не ходите далеко — рядом кот ходит. (Хоровые и индивидуальные повторения.)

А кот,— продолжает воспитатель,— давно уже убежал. Хотите . знать, что он делает?» Показывает картинку: забавный кот боль­шим ножом чистит луковицу. Говорит: «Ук-ук-ук — котик чистит лук». Эту шутку-чистоговорку дети повторяют (все вместе и по одному).

Далее воспитатель предлагает детям помочь ему разобраться в том, кто что делает неправильно. Он показывает детям кота, тот «кукует». Затем показывает кукушку, которая «мяукает». Де­ти смеются и учат котенка мяукать, а кукушку куковать.

 

Занятие 47

«Чей голос» — упражнение на развитие слухового восприя­ тия. «Покатаемся на лошадке» — дидактическое упражнение на звукоподражание

Цель: учить детей различать на слух звукоподражания: ку- ку, ко-ко-ко, кап-кап, ква-ква; правильно произносить звук н; закреплять правильное произношение звука о; учить произно­сить звукосочетание нно-нно громко и тихо.

Ход занятия

 

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как кукует кукуш­ка, как курица созывает своих цыплят, какую песенку поет дож­дик, как квакает лягушонок. После хоровых и нескольких индиви­дуальных ответов педагог предлагает малышам отгадывать, чей голос они услышат. Произносит звукоподражание ку-ку, спра­шивает, кто прилетел. «Ко-ко-ко,— продолжает воспитатель.— Кто это остановился рядом с Катей?» И т. д. Таким же образом воспитатель каждому ребенку предлагает назвать, чей голос он слышит, обращая внимание всех детей на правильность ответов. Воспитатель сажает малыша на лошадку-качалку, говорит: «Дети, посмотрите, как Вова едет на лошадке. Чтобы она бежа­ла быстрее, скажем ей: ннно , ннно, беги, лошадка!» (Сильнее раскачивает ребенка.) Дети повторяют фразу сначала хором, затем по одному. Малоактивных детей поочередно сажают на лошадку и предлагают сказать звукосочетание ннно . Воспитатель добивается, чтобы дети произносили звук н протяжно, а все звуко­сочетание громко.

Занятие продолжается с детьми старшей подгруппы. Воспи­татель убирает игрушки и ставит на мольберт крупную иллюстра­цию. На ней изображены зима, снег. На своем столе он раскла­дывает (изображениями вниз) сюжетные картинки (средних раз­меров).

«Весело зимой, интересно! — говорит педагог.— Можно ка­таться с горки на санках (берет со стола и показывает детям соответствующую иллюстрацию). А можно ...» Вызывает ребен­ка, тот берет со стола картинку и продолжает рассказ. Напри­мер, говорит, что зимой можно лепить снежную бабу и т. п.

Картинки, которые уже рассмотрены детьми, воспитатель ста­вит на мольберт, рядом и иллюстрацией. В заключение он обоб­щает ответы детей в рассказе о зимних развлечениях

 

 

Занятие 52

Дата: 2019-02-19, просмотров: 458.