Для развития речевого дыхания

«Угадай, какие тикают часы» — упражнение для развития слухового восприятия

Цель: учить детей правильно произносить звук /; различать на слух разную громкость и скорость произнесения слов; приу­чать протяжно на одном выдохе произносить звук у.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает картинку, на которой изображена девочка, уронившая чашку. Рассказывает: «Несла девочка чашку. Чашка упала и разбилась. Ой! — испугалась девочка. Ай-я- я-яй ! — сказала мама». Воспитатель предлагает детям повто­рить, что сказала девочка, уронившая чашку, и что сказала ма­ма. После совместного повторения несколько детей произносят междометия индивидуально.

Для детей старшей подгруппы воспитатель дважды рассказы­вает потешку (используется инсценировка: дети укладывают спать куклу, собачка лает):

Баю-бай, баю-бай,

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Мою Таню не буди.

 

Педагог предлагает детям говорить потешку вместе с ним. Затем воспитатель напоминает детям, как гудит паровоз (протяжно произносит звук у), и предлагает так же протяжно, громко воспроизводить этот звук.

Воспитатель предлагает детям вспомнить, как тикают часы (большие и маленькие). Произносит эти звукосочетания с раз­личной громкостью и скоростью. Затем он предлагает угадывать, какие тикают часы (произносит звукосочетание тик-так то гром­ко, то тихо, то быстро, то медленно). Если ребенок ошибается, остальные дети его поправляют.

Занятие 75

Ознакомление детей с качествами предметов.

Дидактическое упражнение «Пароход»

Цель: учить детей различать и называть качества «твердый», «мягкий»; активизировать в речи детей слова мнется, нельзя мять; учить четко и правильно произносить звук ы ; развивать голосо­вой аппарат, побуждая детей произносить звук тихо — громко; упражнять в подборе существительных к глаголу плавать.

Ход занятия

 

Воспитатель предлагает детям 3—4 пары игрушек (предметов), одна из которых изготовлена из мягкого материала, другая — из твердого, например резиновый мяч и пластмассовый,
шар, игрушка из меха (плюша) и матрешка, камешек и кусочек пластилина.  

Педагог показывает детям пластилин: «Что это?.. Да, это
пластилин. Он мягкий. Его можно мять. Вот так. Пластилин -
мягкий. Какой? (Хоровой и 2—3 индивидуальных ответа.) Подойдите ко мне, возьмите по кусочку пластилина. Он легко мнется.
Попробуйте. Мнется? Он мягкий. (Спрашивает названия качества и действия у нескольких детей.)

Положите пластилин на поднос. Сейчас я дам вам по одному камешку. Что у меня? («Камешки».) Что у вас в руке? («Каме­шек».) Попробуйте мять камешек. Его можно мять? Правильно. Камешек не мнется. Он твердый». Спрашивает название качеств у нескольких детей. Предлагает положить камешки на стол и сесть на стулья.

«Послушайте,— говорит далее педагог,— я постучу камешком по столу. Вот какой сильный звук: тук-тук-тук. И пластилином постучу. Не слышно. Только смялся весь. Потому что пласти­лин мягкий, а камешек?.. («Твердый».) А сейчас сравним мяч и шар». И т. п.

Воспитатель показывает детям игрушечный пароход (или картинку с изображением плывущего по реке парохода) и кратко рассказывает о нем (пароходы плавают по рекам, морям, они пе­ревозят людей и различные грузы и т.д.). «Послушайте, как гудит пароход,— говорит педагог и произносит протяжно звук ы : ыыыы ». После группового повторения дети повторяют звук инди­видуально. 

Затем воспитатель показывает 2 разных по размеру парохода. Предлагает детям показать большой пароход, маленький. Приг­лашает послушать, как гудит большой пароход и как — малень­кий (произносит звук ы громко и тихо). После совместного пов­торения звука с различной громкостью несколько детей произно­сят его громко и тихо самостоятельно.

«Теперь вы знаете,— продолжает разговор воспитатель,— что плавает не только рыба, но, и?.. («Пароход».) А еще плавать умеют птицы. Но не все, а?...» («Утки, гуси».)

Педагог показывает соответствующие картинки, уточняет и обобщает ответы детей.

5. Занятие 72*





Дата: 2019-02-19, просмотров: 15.