(авторы серии В. Езикеева и Е. Радина).
Дидактическое упражнение «Позови цыпленка»
Цель: отрабатывать произношение звука ц в слогах и словах; учить детей рассматривать картину, отвечать на вопросы по ее содержанию, слушать пояснения воспитателя и товарищей; активизировать в речи детей слова клюв-клювик, клевать, кури ца-курочка, блюдо-блюдце.
Ход занятия
Воспитатель расставляет на столе игрушечных цыплят. Предлагает послушать песенку, которую сочинили цыплята:
— Цыпа-цыпа! — Аты-баты!
Мы цыплята! Мы — цыплята!
Мы клюем, клюем, клюем
Все, что встретим на пути,
И поем, поем, поем:
— Пити-пити, пи-ти-ти!
(В. Берестов. Цыплята.)
Затем педагог еще раз читает стихотворение.
«А вот и Таня! — говорит воспитатель и ставит на стол куклу.— Она пришла кормить цыплят.
«Идите, идите, цыплята»,— зовет Таня. Как она их зовет? (Хоровой и индивидуальные ответы.) А цыплята не идут! Надо позвать их вот так: цып-цып-цып . Как надо их позвать? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) Видите, сразу все цыплята вместе собрались. Посыплите им зернышек, пусть клюют» (воображаемая ситуация).
Педагог предлагает поиграть в игру «Позови цыпленка». «Если кто-либо из вас,— объясняет он,— позовет: цып-цып-цып , то цыпленок подойдет, чтобы поклевать крошек или зернышек».
Ребенок зовет цыпленка, тот подходит и клюет с ладони корм (воображаемая ситуация). Упражнение повторяется б—7 раз, после чего воспитатель говорит: «Таня и курочке зернышек оставила. Они в блюдце лежат (показывает). Позовите курицу: цып-цып-цып . Кто прибежал? («Курица».) Скажите ей: «Зернышки в блюдце».
Педагог предлагает поиграть в игру «Позови цыпленка». Далее отмечают, что на картине нарисована Таня, которая кормит курочку и цыплят, а мальчик смотрит, как клюют цыплята. «А где лежат зернышки? — спрашивает педагог. («В мисочке, в блюде».) — А сейчас покажите, как девочка берет зерна из мисочки и сыплет их курице и цыплятам (задание всем детям). Клюют цыплята зернышки? А кто еще клюет их? («Курица».) У курицы клюв (показывает) большой, а у цыплят клювики?.. («Маленькие».) Вот эти желтые цыплятки смотрят на мальчика, а мальчик говорит им: «Клюйте зернышки, клюйте. Они вкусные». Что говорит мальчик?» (Хоровой и индивидуальные ответы.)
5. Занятие 106*
Рассматривание одуванчиков1
Цель: обогатить и уточнить представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчик), научить узнавать и называть их, различать по цвету, строению (цветок и стебелек одуванчика), вызвать радость от непосредственного общения с природой; учить продолжительно (2—3 с) и довольно сильно дуть на одуванчик.
Ход занятия
Дети вместе с воспитателем выходят на лужок, где растут одуванчики. Педагог предлагает им погулять по травке. «Трава зеленая, густая,— говорит он.— Какая травка?» (Несколько индивидуальных ответов.)
Воспитатель обращает внимание детей на то, как много в траве желтых цветов. Спрашивает, не знают ли они название желтого цветка. Подтверждает, что это одуванчик. Предлагает найти одуванчик и, не срывая, остановиться рядом с ним. Дети ощупывают цветок
одуванчика, отмечают, что он мягкий, мягонький.
«Травка зеленая,— говорит воспитатель,— а одуванчики? («Жел-
тенькие, желтые».) Зеленая трава и желтые одуванчики — это
очень красиво! Не правда ли? Посмотрите, одуванчик растет на
длинном стебельке»,— педагог присаживается и раздвигает
траву, обнажая стебель. Дети смотрят, подтверждают: «Растет,
стебелек длинный». «Стебелек длинный и гладкий. Найдите оду-
ванчики и осторожно потрогайте стебель. Он?... («Гладкий» —
хоровой и индивидуальные ответы,) Проверьте — легонько про
ведите рукой по стебельку одуванчика снизу вверх, длинный
ли стебель? («Длинный».)
Вот какой чудесный цветок одуванчик (срывает цветок, показывает детям). У него длинный и гладкий стебель, а наверху — мягкая, желтенькая шапочка (дети повторяют описание). Созреет одуванчик, и шапочка станет, как белый пушистый шарик».
Воспитатель предлагает найти и показать созревшие одуванчики с головками, как пушистые белые шарики. Дети выполняют задание, рассказывают: «Я нашел пушистый белый шарик... У меня вот какой большой пушистый шарик». И т. п.
Затем по предложению педагога дети срывают по одному созревшему одуванчику и дуют на них так, чтобы с трех-четырех раз облетели все пушинки (упражнение на развитие дыхания). «Пушинки — это семена одуванчика. Из них вырастут новые одуванчики»,— рассказывает детям воспитатель и показывает пушинки-семена.
Воспитатель приглашает детей выбрать и сорвать по одному самому красивому одуванчику. Составив букет, предлагает подарить его кому-либо из сотрудников детского сада: няне, заведующей, методисту, повару и т. д. И тотчас же вместе с детьми отправляется вручить подарок (следует заранее договориться с человеком, которому предназначен букет, чтобы в определенное время он был на своем рабочем месте).
1 Аналогичные занятия можно провести по рассматриванию деревьев, кустов, травы.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 570.