Цель: учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы. (По ходу занятия следует использовать в речи собирательное существительные овощи.)
Ход занятия
Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи.
«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. Посмотрю, знаете ли вы их»,— говорит педагог и достает морковь, лук, картофель, помидор, капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей.,
«Дети,— продолжает воспитатель,— кукла Машенька (берет куклу) решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, налила ь нее воды и поставила на плиту. (Выполняет названные действия.) Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка и капуста. Что тебе, Машенька, принести? Тебе нужна картошка? Картошка нужна. Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?»
Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.
«Иди, Митя, найди в корзине картошку,— приглашает педагог ребенка.— Что у тебя в руке?.. Валера, что достал Митя?.. Отнеси, Митя, картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку...
Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук. Кто найдет луковицу? Что это?.. («Лук, луковица».) А теперь надо найти морковь. Скажи, Катя, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка».
Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструкции: простыми («на, Машенька, лук»; «я принес капусту») и сложными («чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»). Они должны также отражать представления об овощах, которые дети получили на предшествующих занятиях. Например: «Морковку можно натереть на терке».
Обращения к кукле воспитатель должен продумать заранее. Это сложный вид работы, и импровизация по ходу занятия, без предварительной подготовки, редко бывает удачной.
5. Занятие 17*
Дидактическая игра «Узнай и назови овощи» (продолжение)
Цель: учить детей узнавать овощи (в натуре и на картине), называть их (формировать способность к обобщению); учить понимать и правильно выполнять задания педагога; активизировать, в речи детей слово много.
Ход занятия
Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет один из овощей (морковь), показывает его детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Вызывает одного ребенка. После того как задание будет выполнено, педагог объясняет, правильно ли оно выполнено и почему. Далее он приглашает сразу двух детей, которые отыскивают другой овощ. Остальные дети контролируют правильность выполнения задания.
Воспитатель говорит: «Посмотрите, Игорь и Оля нашли такие же овощи, как у меня? Да, Оля ошиблась. Она взяла с подноса лук, а не?.. («Морковь».) Оля, положи лук и поищи морковь. Вот теперь правильно. Теперь у меня, у Оли и у Игорька по одной морковке. А сколько всего? («Много».) А теперь надо найти вот такой овощ...» Завершая эту часть занятия, воспитатель повторно дает задания детям, которые в первый раз допустили ошибки.
Педагог показывает детям картинки. Ориентируясь на картинку, ребенок находит на подносе нужный овощ.
Для младшей подгруппы занятие на этом заканчивается. В старшей - детям предлагают еще одно задание. Они садятся за столы, сдвинутые в одну линию (поставлены заранее). Воспитатель выдает каждому ребенку по 4 карточки лото из набора «Овощи». Он показывает детям карточку, и те, глядя на образец, находят у себя аналогичные картинки.
Не следует предлагать детям поднимать картинку, чтобы показать ее воспитателю. Это для малышей сложно: им трудно быстро отделить картинку от поверхности стола. Целесообразно приучать детей ставить на картинку указательный палец или чуть выдвигать ее вперед.
Д Е К А Б Р Ь
Занятие 20
Дата: 2019-02-19, просмотров: 503.