Дидактическая игра «Комната медвежонка»

Игра-инсцени­ ровка «Гусь и жеребенок»

Цель: уточнить представления детей о предметах мебели: учить различать и называть их (по картинке), формируя спо­собность к обобщению; упражнять детей в правильном произ­ношении звука г, закрепить произношение звуков а, и, о.

Ход занятия                                                               

 

Дети сидят за тремя сдвинутыми в одну линию столами. Пе­дагог — в центре. Перед каждым ребенком — наклеенная на кар­тон картинка с изображением жилой комнаты: стол с двумя стульями, кровать с одеялом и подушкой, шкаф для белья, бу­фет с посудой и пр. На картинках лежат счетные палочки, которые служат детям указками.

Воспитатель начинает рассказывать: «Жил-был медвежонок. Он дружил с нашими куклами Катей и Аленой. Медвежонок часто заходил к ним в гости. Однажды зашел Мишка, к Кате, а у Кати — новая комната с мебелью. Рада Катя! Зашел Миш­ка к Алене. И у Алены — комната с мебелью. Сидит Алена за новым столом, на новом стуле. Чай пьет.

У Кати комната, у Алены комната. А у Мишки... тоже ком­ната. Ее Катя и Алена Мишеньке устроили. Хотите посмотреть Мишкину комнату? Переверните картинки (лежат изображе­ниями вниз) и увидите. Стоит в комнате стол. Возьмите палочку и покажите Мишкин стол. (Смотрит, как дети выполняют зада­ние, помогает.) А что еще стоит в комнате медвежонка?.. Вика шкаф заметила, покажите его. Вот он, шкаф. Высокий шкаф. Какой?» И т. п.

Постепенно дети находят и называют остальные предметы мебели. «Очень красивая у Мишеньки комната! Очень-очень кра­сивая!» — заключает педагог.

Примечание: комнату Мишки можно показать, используя фланелеграф, а еще лучше «Живые картинки». Тогда дети сами смогут расставить некоторые предметы мебели.

«Посмотреть Мишкину комнату,— продолжает занятие педагог,— идут гусёнок Га-га и жеребенок И-го-го. Кто идет?.. Как зовут гусенка?.. Жеребенка?..» (Хоровые и индивидуальные ответы.) «Где же они?» — интересуются дети.                                                                

Воспитатель достает игрушки. «Оля,— обращается он к девочке,— пригласи гусенка посмотреть картинку — Мишкину комнату. Скажи: Га-га, иди ко мне! (Необходимо следить, чтобы дети четко произносили звукоподражания.) А Денис пусть пригла­сит жеребенка И-го-го. Машенька, а кого ты хочешь пригласить?.. Послушай, Га-га, как хорошо дети говорят по-гусиному. (Га-га-га! — хоровое и индивидуальные выступления.) Они так же хорошо могут подражать и голосу жеребенка. (И-го~го! хоровое и индивидуальные выступления.)

 

Занятие 58

Наблюдение за золотой рыбкой

Цель: вызвать радость от наблюдения за живым объектом, способствовать развитию наблюдательности; помочь детям осо­знать, что рыбка живая и нуждается в уходе и бережном обра­щении (нельзя стучать по стенкам аквариума, ловить рыбок ру­ками и т. п.).

Ход занятия

 

Целесообразно вначале рассмотреть с детьми золотую рыбку на картинке (можно рассмотреть и заводную игрушку — золотую рыбку). Рассматривая картинку (игрушку), дети показывают и называют голову, глаза, рот, хвост. Отмечают, что рыбка пла­вает, а хвост помогает ей плавать.

«Я сейчас приглашу вас посмотреть, как плавает настоящая рыбка, как виляет хвостиком,— говорит воспитатель.— Но вна­чале запомните: нельзя стучать по стеклу — рыбка пугается. Нельзя ловить рыбку: можно уронить и даже задушить ее».

Педагог удобно рассаживает детей вокруг стола, на котором стоит банка с рыбкой. В ней, как в аквариуме, песок, камешки, растения. «Наблюдайте за рыбкой,— советует воспитатель,— и негромко рассказывайте, что вы заметили. («Рыбка плывет, мах­нула, вильнула хвостом, раскрыла рот, смотрит, за камень заплыла, глотает корм и т. п.»)  Рыбка живая, она ест, глотает корм»,— заключает воспитатель. Закончив наблюдения, дети ти­хонько отходят от стола.

Вне занятий они наблюдают рыбок в своем аквариуме. Надо приучать детей правильно себя вести при этом: не толпиться око­ло аквариума, не заглядывать в него сверху, а взять стулья и сесть рядом; смотреть, не прижимаясь к стеклу, не пугать рыбок.

 

М А Р Т

Занятие 61

Инсценирование сказки Д. Биссета «Га-га-га!»

Цель: учить детей различать животных по внешнему виду и голосам, вызвать симпатию детей к герою сказки — маленькому гусенку Вилли, познающему мир; упражнять детей в произнесе­нии звукоподражаний.

Ход занятия

 

Эту сказку воспитатель рассказывает, показывая картинки на фланелеграфе или «Живые картинки» (картинок нужно много, но их легко подобрать). Вилли, отправившийся гулять, встречает, котенка, собаку, лошадь, взрослого человека и мальчика, золотую рыбку, коров, кур, петуха, пчелу и голубой автомобиль. Все, кого встречал гусенок, не умели «гагакать», а отвечали на приветствие малыша по-своему. Только голубой автомобиль просигналил «га-га-га». И гусенок был горд этим.    

Дети, следя за рассказом, повторяют вслед за воспитателем звукоподражательные слова и отдельные фразы.

ДОНАЛЬД БИССЕТ

ГА-ГА-ГА!

Жил  на свете гусенок, по имени Уильям. Но мама звала его всегда Вилли.

— Гулять пора, Вилли! — говорила ему мама. - Зови и остальных, га-га-га!

Вилли очень. любил га-га-гакать, созывая всех на прогулку.

— Га-га-га!

— Га-га-га!

— Га-га-га!

— Га-га-га! — так и мел он всю дорогу.

Однажды на прогулке он встретил котенка. Симпатичного чер­ного котенка с белыми передними лапками. Вилли он очень понра­вился.

— Га-га-га! — сказал он котенку.— Га-га-га!

— Мяу! — ответил котенок.

Вилли удивился. Что значит «мяу»? Он всегда думал, что кошки, как и гуси, говорят «га-га-га»!

Он пошел дальше. Щипал по дороге травку. День был чудесный. Светило солнце, и пели птицы.

— Га-га-га! — пел Вилли.

— Гав-гав! — ответила собака, бежавшая по дороге.

— И-го-го! — сказала лошадь.

— Н-но! — крикнул молочник своей лошади.
Бедный Вилли не понял ни слова.
Прошел мимо фермер и крикнул Вилли:

— Привет, гусенок!

— Га-га-га! — ответил Вилли.
Потом пробежали дети.

Один мальчик подбежал к Вилли и крикнул:

— Кыш!

Вилли огорчился. У него даже в горле пересохло.

— Я знаю, что я всего-навсего гусенок. Но зачем же кричать
мне «кыш!»

В пруду он увидел золотую рыбку, но на все его «га-га-га» рыбка только хвостиком вильнула и не сказала ни слова. Вилли пошел дальше и встретил стадо коров.

— Му-у-у! — сказали коровы.— Му-у-у-у-у-у!
Потом он встретил кур.

— Ко-ко-ко,— закудахтали куры.— Ко-ко-ко!
А петух добавил:

— Ку-ка-ре-ку-ууу!

«Ну хоть бы кто-нибудь сказал мне «га-га-га», — подумал Вилли. — Не с кем даже поговорить. Вот скука!»

— Жжжжжжжжжж,— прожужжала пчела.

Голуби ворковали, утки крякали, а вороны каркали, сидя на верхушках деревьев.

И никто, никто не сказал ему «га-га-га»!

Бедный Вилли даже заплакал, и слезы закапали с клюва на его хорошенькие красные лапки.

— Га-га-га! — рыдал Вилли.

И вдруг издалека послышалось родное «га-га-га». А потом на дороге появился голубой автомобиль.

— Га-га-га! — сказал автомобиль.

Все английские автомобили говорят «га-га-га», а вовсе не « би-би».

— Га-Га-га! — обрадовался Вилли.

— Га-га-га! — сказал автомобиль и проехал мимо.
Вилли глаз не мог оторвать от автомобиля.

Он почувствовал себя самым счастливым гусенком на свете.

— Га-га-га! — повторил автомобиль и скрылся за поворотом.

— Га-га-га! — крикнул ему вдогонку Вилли.








Занятие 62

Наблюдение за птичкой

Цель: вызвать у детей радость от наблюдения живого объекта, желание оберегать птицу и ухаживать за ней; добиваться, чтобы, наблюдая птицу, дети называли, что она делает (летает, прыгает, клюет, смотрит и т. п.).

Ход занятия

 

Не показывая птичку, воспитатель рассказывает детям: «Красивая птичка живет в нашей группе! Веселая птичка живет щ нашей группе! Вспомните, что умеет делать наша птичка. (Вы­слушивает и уточняет ответы детей.) За нашей птичкой интересно наблюдать: то она сидит на жердочке и поет, то клюет зернышки, то пьет водичку, запрокидывая маленькую головку (вот так!), то чистит перышки.

Птичка боится, когда люди (взрослые и дети) близко под­ходят к клетке. Тогда птичка не поет, не ест, а мечется по клетке, волнуется, как бы просит людей уйти, не шуметь, не пугать ее. Сегодня мы понаблюдаем за нашей птичкой. Чтобы она не пуга­лась, не металась в клетке, постарайтесь не шуметь, не кричать. А стулья я поставила вокруг клетки так, чтобы всем было все хорошо видно».

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит клетка с птицей. Воспитатель предлагает негромко говорить, что делает птичка. Уточняет, конкретизирует ответы детей. Обращает их внимание на то, как птица поворачивает головку, как смотрит, как сидит, обхватив коготками жердочку, как она прыгает. Дети рассмат­ривают хвост, клюв птицы. Отмечают, что у нее есть крылышки, что она умеет летать и т. п.

Воспитатель уносит клетку с птицей. Вернувшись, он расска­зывает о зимующих птицах, используя «Живые картинки». На полотне — зимний пейзаж. На дереве — кормушка. Воспитатель рассказывает о том, что дети кормят птиц, и вставляет в прорези листа фигурки людей, птиц: птички ждут, когда дети вынесут зернышки и высыплют им в кормушку. Рассказ заканчивается демонстрацией следующей картинки: дети отошли от кормушки, смотрят, как птицы слетели с дерева и клюют корм.

Вне занятий воспитатель регулярно привлекает детей (по 2— 3 ребенка) к наблюдению за птичкой. Педагог удобно рассажи­вает их около клетки и насыпает птичке корм, меняет воду. Ос­тальных желающих просит подождать, не толпиться возле клетки, не толкаться. Скоро дети хорошо усваивают эти правила пове­дения. Выходя на прогулку, дети должны напоминать воспита­телю о необходимости захватить зернышки, крошки, чтобы покор­мить птиц, живущих на участке: воробьев, голубей. Во время прогулки они наблюдают этих птиц.

Занятие 67

Купание куклы Кати

Цель: помочь детям запомнить и употреблять в речи на­звания предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, хо­ лодная, теплая вода.

Ход занятия

 

Воспитатель ставит на стол ванночку 9 водой, рядом —2 ве­дерка и кружку.

«Сегодня,—сообщает он детям,— будем купать Катю. В ван­ночке будем купать. А в какой водичке?» («В теплой».) Пригла­шает детей определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашечку, сажает в ванночку. Предлагает кому-нибудь из детей принести мыло (вещи разложены на соседнем столе). Ребенок приносит мыльницу. По пути он может от­крыть ее.

Дети повторяют слова мыльница, мыло.

Воспитатель просит ребенка принести губку. Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле голову, педа­гог взбивает пену и приговаривает:

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется. (Повторяет 23 раза.) (С. К а пу ти к я н.)

Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горя­ чая вода. (Спрашивает название качества у двоих-троих детей.) А в синем — холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И бу­дет вода?.. («Теплая».) Этой теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу, приговаривая:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.

(Е. Благинина. Аленушка.)

Эти строчки повторяют и дети.

  Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Помогает подержать куклу, которую вытирает воспитатель. Далее Катю заворачивают в простынку, которую также приносит кто-тоиз детей, надевают ночную рубашку, укладывают в кровать.
«Вода в ванночке грязная и мыльная,— говорит педагог.
(Дети повторяют названия качеств.) — Ее надо вылить». Воспитатель убирает также мыло (прячет в мыльницу, приговаривая:
«Вот домик-теремок, в нем мыло живет»), вешает сушиться полотенце, отжимает губку. Затем он предлагает спеть Кате колыбельную:      

                                      Баю-баю, баиньки...

В огороде заиньки!

Зайки травоньку едят,

Кате спатеньки велят.

Дети повторяют колыбельную вместе с воспитателем 2— 3 раза.




Занятие 70

Дата: 2019-02-19, просмотров: 16.