(авторы серии Е. Радина и В. Езикеева)
Цель: учить детей наблюдать за рыбкой (рыбками), отмечая особенности ее строения и поведения (двигает хвостом, глотает корм, плавает); правильно вести себя во время наблюдения (не шуметь, не стучать по стенкам аквариума); помочь детям понять сюжет картины; формировать умения отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного, а также слушать пояснения воспитателя.
Ход занятия
На этот раз дети могут рассматривать рыбок, удобно расположившись вокруг аквариума. Воспитатель напоминает, что не следует придвигаться близко к аквариуму, водить по стенкам руками или стучать по ним, так как это может напугать рыбок. Педагог предлагает детям наблюдать за рыбками и негромко рассказывать о том, что они заметят. Уточняет и дополняет ответы детей. Активизирует в их речи слова и обороты: стеклянный аквариум, плавают, хватают — глотают корм ртом; хвост помо гает рыбке плавать, вверх всплыли, близко подплыла, смотрит и т. п.
Воспитатель насыпает рыбкам корм, дети смотрят, как рыбки глотают его.
Малыши рассаживаются спиной к аквариуму. Им показывают картину «Дети кормят рыбок» и рассказывают об изображенном. Затем воспитатель проводит беседу по картине. Он спрашивает: «Что делают дети? («Кормят рыбок».) Что лежит в банке, которую держит мальчик? («Лежит корм. Мальчик высыпает его рыбкам».) Где живут золотые рыбки? («В стеклянном аквариуме».) Сколько их? («Много».) Дети отмечают также, что рыбки глотают корм; что девочка заглядывает в аквариум; что ребята заботятся о золотых рыбках и не забывают кормить их.
Занятие 86
Дидактические упражнения «Кто что делает?», «Водичка»
Цель: уточнить представления детей о трудовых действиях взрослых, учить правильно называть эти действия, а также профессии и некоторые орудия труда; формировать правильное произношение звука с; развивать речевое дыхание (произнесение звука на одном выдохе, протяжно).
Ход занятия
На столе воспитателя лежат изображениями вниз сюжетные картинки (с одним действием). Например, бабушка шьет или вяжет; мама гладит; дворник поливает клумбы; девочка подметает; парикмахер причесывает и т. п.
Ребенок выбирает картинку, рассказывает о том, что на ней изображено. Воспитатель задает ему наводящие и уточняющие вопросы: «Шофер ведет не легковую, а ...?» («Грузовую автомашину».) И т. п. Затем педагог демонстрирует картинку детям, и те высказываются по ее содержанию. Воспитатель прислушивается к их репликам, уточняет, одобряет ответы. (Рассмотренную картинку не обязательно убирать. Если она будет выбрана кем-либо еще раз, рассказ может оказаться более развернутым.)
Затем педагог убирает картинки, а детям предлагает вспомнить, как «поет» вытекающая из крана вода. (С-с-с.) Показывает картинку с изображением умывающихся детей. Читает потешку «Водичка, водичка...». Повторяет ее 2—3 раза при участии детей.
В заключение воспитатель предлагает малышам «спеть» песенку водички. Дети «поют» вместе и по одному «длинную песенку»: произносят звук с протяжно.
Занятие 88
Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с поч ками
Цель: помочь детям припомнить названия знакомых им растений: фикуса и травки; рассмотреть ветку тополя (или др.) с почками; рассказать, что растения живые: растут, пьют воду, их надо поливать, содержать в чистоте.
Ход занятия
Перед детьми стоят знакомые им растения: фикус и травка. В старшей подгруппе можно рассмотреть еще и елочку (аспарагус). Воспитатель называет растения, просит повторить, запомнить. Напоминает, что фикус похож на маленькое дерево. Предлагает показать и назвать ствол, листья. Дети отмечают, что листья у фикуса большие и широкие. «И чистые листья,— говорит педагог.— Потому что мы их недавно?..» («Протирали мокрой тряпочкой».)
Далее дети сравнивают фикус и травку (младшая подгруппа) или травку и елочку (старшая). «У травки,— объясняет воспитатель,— длинные и узенькие листья, а у елочки очень маленькие листочки и их много (показывает)».
Занятие продолжается. Воспитатель вносит медвежонка. Тот просит детей показывать и называть растения. Например: «Вова, покажи, пожалуйста, фикус. А как называется это растение? У какого растения длинные и узенькие листья?» И т. п.
Затем медвежонок предлагает детям поиграть в прятки. «Угадайте, за каким растением я спрячусь?» — говорит он. («За елочкой»; «Спрятался за фикус». И т. п.)
Воспитатель напоминает, что растения живые, растут, что их надо поливать. Показывает срезанные ветки тополя, березы. Обращая внимание детей на почки, он объясняет, что это «домики, в которых спят листочки. Листочки проснутся, высунут носы, чтобы проверить, растаял ли снег, не очень ли холодно. И ес1-ли на улице тепло, вылезут из почек». Воспитатель ставит ветку (ветки) в воду и помещает в уголок природы.
К рассматриванию веток с почками возвращаются в последующие дни.
Занятие 92
Дата: 2019-02-19, просмотров: 860.