Ознакомление детей с качествами предметов

Цель: уточнить представления детей о таких качествах, как «широкий», «узкий»; учить детей использовать в речи прилага­тельные широкий, узкий.

Ход занятия

 

Воспитатель подводит детей к уголку природы. Просит найти фикус и сказать, какие у него листья. («Большие. Широкие».) Показывая на травку, педагог спрашивает, какие листья у этого растения. («Длинные, узкие, узенькие».)

Дети садятся на стулья. Воспитатель показывает им 2 ленты. Они одинаковой длины, но одна значительно шире. Педагог объясняет: «Это ленты. Вот широкая лента. Какая?» Спрашивает название качества у нескольких детей. Предлагает показать широ­кую ленту, а затем узкую, узенькую. Дети, которых он вызывает, повторяют прилагательные.

Педагог прикрепляет к фланелеграфу широкую и узкую по­лоски: это дорожки. На одну из них он помещает машину.

Спрашивает: «По какой дороге едет машина? («По широкой».) Проехала машина по широкой дороге и свернула на?.. («Узкую».) Далее воспитатель расстилает на столе широкий и узкий ков­рики и предлагает детям задания типа: «Саша, пусть твой ко­тенок побегает по узенькому коврику. На каком коврике бегает твой котенок?

Миша, покажи медвежонку широкий коврик. Скажи: вот ши­рокий коврик». И т. п.

Далее педагог раскладывает на столе предметы, различные по ширине. Дети выполняют задания такого рода: «Найди широ­кий (узкий) лист бумаги. Возьми со стола любую вещь. Скажи, какая она» (широкая или узкая).

Заканчивая занятие, воспитатель приглашает его участников еще раз рассмотреть и сравнить предметы по ширине, поощряет попытки приложить одну вещь к другой, следит за правильностью действий детей и их ответов.

Аналогично проводится занятие на усвоение качеств «длин­ный», «короткий».

5. Занятие 46*

Дидактическая игра «Высоко — низко».

Повторение потешки «Заинька, походи...»

Цель: формировать у детей пространственные представле­ния (высоко, низко) и использовать в речи соответствующие слова; вызвать радость от прослушивания знакомой им потешки, желание читать ее вместе с воспитателем.

Ход занятия

 

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подойти к пиа­нино (к шкафу) и достать с него красивую игрушку. Ребенок тянется к игрушке, встает на носки, затем говорит: «Никак. Дос­тать нельзя. Надо подставить стул».

«А почему нельзя достать игрушку?» — интересуется воспи­татель и подсказывает новое слово — высоко. Дети повторяют слово хором и по одному.

Педагог ставит на шкаф еще несколько игрушек. Спрашивает у детей: «Что стоит (лежит) высоко?» («Пирамидка стоит высоко, медвежонок сидит высоко, книжка тоже лежит высоко — не до­стать».)

Воспитатель переставляет одну из игрушек пониже. Теперь многие дети легко дотягиваются до нее. Повторяют слова низко, пониже. Педагог переставляет игрушку на детский стул. Малыши трогают ее, обмениваются впечатлениями («Стоит совсем низко. Мы ее выше»).

Малыши садятся на стулья. Оглядывают комнату и называют (или повторяют за воспитателем) предметы, которые стоят (ви­сят) высоко: плафоны, шторы, картина и т. п. «И заинька стоит высоко»,— говорят дети. Воспитатель достает игрушку и, мани­пулируя ею, рассказывает потешку «Заинька, походи ...». Для младших детей он повторяет потешку 1—2 раза, а те договари­вают слова.

С детьми старшей подгруппы педагог организует хоровод, и песенка про зайку исполняется 2—3 раза.

 

М А Й

Занятие 93

Рассматривание картины «Дети играют в кубики»

(авторы се­ рии В. Езикеева и Е. Радина)

Цель: уточнить представления детей о значении прилага­тельных длинный, короткий, побуждать их использовать эти сло­ва в речи; активизировать в речи детей слова — названия геомет­рических форм; учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.

Ход занятия

 

На столе педагога лежат строительные формы: кубы, кирпи­чики, ворота (арка). Чуть поодаль — длинные и короткие до­щечки и палочки.

Вызывая детей, воспитатель просит найти длинную (корот­кую) дощечку, короткую (длинную) палочку, предлагает назвать предмет и его качество:. «Вот она, длинная дощечка».

Затем педагог дает задание взять со стола любой предмет и сказать, каков он по ширине (4—5 ответов). Воспитатель по­казывает, как можно сравнить предметы: приставить их друг к другу, приложить один к другому и пр. Потом он убирает до­щечки и палочки, отодвигает стол.

Вниманию детей предлагается картина «Дети играют в куби­ки». Педагог рассказывает, что на ней изображено. Объясняет: «Девочка сделала большие красивые ворота». Просит показать ворота, которые сделала девочка (1—2 вызова). Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, и предлагает ребенку построить такие же на столе (как указывалось, нужные формы заготовле­ны заранее). Воспитатель предлагает детям сравнить ворота, сделанные ребенком, с теми, что на картине, и дает образец вы­сказывание. Дети повторяют: «Сверху ворота красные, а снизу желтые». (Хоровое и несколько индивидуальных высказываний.)

Работа с детьми по картине продолжается. Воспитатель об­ращает их внимание на то, что мальчик (показывает) построил красную башню, задает вопрос: «Что построил мальчик?» (Хоро­вой и индивидуальные ответы.) Далее дети по предложению пе­дагога рассматривают, что везет мальчик в полосатой рубашке (машину, в машине — кубики). «Зачем мальчик в полосатой ру­башке везет кубики?» — спрашивает воспитатель. («Будет строить; отдаст ребятам». И т. п.). Продолжая беседу, педагог задает вопрос: «Что еще вы видите на картине?» Выслушав ответы, он уточняет их, хвалит детей за наблюдательность. В заключение дети слушают следующий рассказ: «Хорошо играть в кубики, интересно! Мальчик в черных шта­нишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершинка — острая, красная. Девочка помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке — шофер. «Бип-бип! — сигналит он детям.— Я вам еще кубиков привез». Закончив рассказ, педагог приглашает детей подойти к картине и рассмотреть ее. Поощряет попытки построить такие же башню и ворота, как на картине.

Занятие 99

Дата: 2019-02-19, просмотров: 30.