Цель: уточнить представления детей о таких качествах, как «широкий», «узкий»; учить детей использовать в речи прилагательные широкий, узкий.
Ход занятия
Воспитатель подводит детей к уголку природы. Просит найти фикус и сказать, какие у него листья. («Большие. Широкие».) Показывая на травку, педагог спрашивает, какие листья у этого растения. («Длинные, узкие, узенькие».)
Дети садятся на стулья. Воспитатель показывает им 2 ленты. Они одинаковой длины, но одна значительно шире. Педагог объясняет: «Это ленты. Вот широкая лента. Какая?» Спрашивает название качества у нескольких детей. Предлагает показать широкую ленту, а затем узкую, узенькую. Дети, которых он вызывает, повторяют прилагательные.
Педагог прикрепляет к фланелеграфу широкую и узкую полоски: это дорожки. На одну из них он помещает машину.
Спрашивает: «По какой дороге едет машина? («По широкой».) Проехала машина по широкой дороге и свернула на?.. («Узкую».) Далее воспитатель расстилает на столе широкий и узкий коврики и предлагает детям задания типа: «Саша, пусть твой котенок побегает по узенькому коврику. На каком коврике бегает твой котенок?
Миша, покажи медвежонку широкий коврик. Скажи: вот широкий коврик». И т. п.
Далее педагог раскладывает на столе предметы, различные по ширине. Дети выполняют задания такого рода: «Найди широкий (узкий) лист бумаги. Возьми со стола любую вещь. Скажи, какая она» (широкая или узкая).
Заканчивая занятие, воспитатель приглашает его участников еще раз рассмотреть и сравнить предметы по ширине, поощряет попытки приложить одну вещь к другой, следит за правильностью действий детей и их ответов.
Аналогично проводится занятие на усвоение качеств «длинный», «короткий».
5. Занятие 46*
Дидактическая игра «Высоко — низко».
Повторение потешки «Заинька, походи...»
Цель: формировать у детей пространственные представления (высоко, низко) и использовать в речи соответствующие слова; вызвать радость от прослушивания знакомой им потешки, желание читать ее вместе с воспитателем.
Ход занятия
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подойти к пианино (к шкафу) и достать с него красивую игрушку. Ребенок тянется к игрушке, встает на носки, затем говорит: «Никак. Достать нельзя. Надо подставить стул».
«А почему нельзя достать игрушку?» — интересуется воспитатель и подсказывает новое слово — высоко. Дети повторяют слово хором и по одному.
Педагог ставит на шкаф еще несколько игрушек. Спрашивает у детей: «Что стоит (лежит) высоко?» («Пирамидка стоит высоко, медвежонок сидит высоко, книжка тоже лежит высоко — не достать».)
Воспитатель переставляет одну из игрушек пониже. Теперь многие дети легко дотягиваются до нее. Повторяют слова низко, пониже. Педагог переставляет игрушку на детский стул. Малыши трогают ее, обмениваются впечатлениями («Стоит совсем низко. Мы ее выше»).
Малыши садятся на стулья. Оглядывают комнату и называют (или повторяют за воспитателем) предметы, которые стоят (висят) высоко: плафоны, шторы, картина и т. п. «И заинька стоит высоко»,— говорят дети. Воспитатель достает игрушку и, манипулируя ею, рассказывает потешку «Заинька, походи ...». Для младших детей он повторяет потешку 1—2 раза, а те договаривают слова.
С детьми старшей подгруппы педагог организует хоровод, и песенка про зайку исполняется 2—3 раза.
М А Й
Занятие 93
Рассматривание картины «Дети играют в кубики»
(авторы се рии В. Езикеева и Е. Радина)
Цель: уточнить представления детей о значении прилагательных длинный, короткий, побуждать их использовать эти слова в речи; активизировать в речи детей слова — названия геометрических форм; учить детей понимать сюжет картины, отвечать на вопросы и высказываться по поводу изображенного.
Ход занятия
На столе педагога лежат строительные формы: кубы, кирпичики, ворота (арка). Чуть поодаль — длинные и короткие дощечки и палочки.
Вызывая детей, воспитатель просит найти длинную (короткую) дощечку, короткую (длинную) палочку, предлагает назвать предмет и его качество:. «Вот она, длинная дощечка».
Затем педагог дает задание взять со стола любой предмет и сказать, каков он по ширине (4—5 ответов). Воспитатель показывает, как можно сравнить предметы: приставить их друг к другу, приложить один к другому и пр. Потом он убирает дощечки и палочки, отодвигает стол.
Вниманию детей предлагается картина «Дети играют в кубики». Педагог рассказывает, что на ней изображено. Объясняет: «Девочка сделала большие красивые ворота». Просит показать ворота, которые сделала девочка (1—2 вызова). Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, и предлагает ребенку построить такие же на столе (как указывалось, нужные формы заготовлены заранее). Воспитатель предлагает детям сравнить ворота, сделанные ребенком, с теми, что на картине, и дает образец высказывание. Дети повторяют: «Сверху ворота красные, а снизу желтые». (Хоровое и несколько индивидуальных высказываний.)
Работа с детьми по картине продолжается. Воспитатель обращает их внимание на то, что мальчик (показывает) построил красную башню, задает вопрос: «Что построил мальчик?» (Хоровой и индивидуальные ответы.) Далее дети по предложению педагога рассматривают, что везет мальчик в полосатой рубашке (машину, в машине — кубики). «Зачем мальчик в полосатой рубашке везет кубики?» — спрашивает воспитатель. («Будет строить; отдаст ребятам». И т. п.). Продолжая беседу, педагог задает вопрос: «Что еще вы видите на картине?» Выслушав ответы, он уточняет их, хвалит детей за наблюдательность. В заключение дети слушают следующий рассказ: «Хорошо играть в кубики, интересно! Мальчик в черных штанишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершинка — острая, красная. Девочка помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке — шофер. «Бип-бип! — сигналит он детям.— Я вам еще кубиков привез». Закончив рассказ, педагог приглашает детей подойти к картине и рассмотреть ее. Поощряет попытки построить такие же башню и ворота, как на картине.
Занятие 99
Дата: 2019-02-19, просмотров: 411.