Дидактическая игра «Поручения»
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

(из книги Гербовой В.В. «Развитие речи в 1 мл. группе»)

О К Т Я Б Р Ь

 

Занятие 2

Дидактическая игра «Поручения».

Дидактическое упражне­ ние «Вверх-вниз»

Цель: учить детей различать и называть игрушки, а также их основные качества (цвет, размер); совершенствовать пони­мание речи, развивать слуховое восприятие; продолжать зна­комить детей с расположением групповой комнаты, с назначе­нием вещей, которые в ней находятся; учить детей понимать значение слов вверх, вниз к повторять их вслед за воспита­телем.

 

Ход занятия

 

На столе воспитателя игрушки: большой и маленький мед­веди, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки (настоя­щие предметы), большой и маленький кубы.

Указывая на < игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, вызывая к себе детей по очереди (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны всем), педагог предлагает каж­дому одно из перечисленных ниже заданий:

— Большого мишку напои чаем из красной чашки. (Если ре­бенок ошибается, медвежонок «рычит», «отворачивается», про являя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие иг­рушки.)

— Поставь матрешку на маленький кубик.

— Маленькому медведю подари большой куб.

— Пусть неваляшка выпьет чаю из синей чашки.

— Возьми маленького медведя и посади на ковер.

— Отнеси на ковер большого медведя и посади рядом с ма­леньким.

— Заставь поплясать и позвенеть неваляшку.

После выполнения ребенком последнего задания все участ­ники занятия изображают неваляшек (сидя на стульчиках, слегка наклоняются влево-вправо).

Воспитатель строит из кубиков лесенку. По ней ходит мат­решка: вверх-вверх-вверх, вниз-вниз-вниз. Дети следят за ее действиями и вместе с воспитателем произносят соответствую­щие слова: вверх..., вниз... .

Заканчивая занятие, педагог просит детей помочь ему уб­рать игрушки и предметы, использованные на занятии. Затем он спрашивает, где хранится посуда (в буфете), где стоит бу­фет, где лежат кубики. Просит показать место их хранения. Советуется с детьми, куда удобнее посадить медведей, поста­вить неваляшку (матрешку). Следит за правильным исполь­зованием детьми слов посадить, поставить, положить.

 

Занятие 3

Дидактическая игра «Кто что делает?»

Цель: учить детей, рассматривая картинку, называть изоб­раженные на ней предметы и их качества, действия; выпол­нять действия, которые они видят на картинке; развивать игро­вые навыки.

Ход занятия

 

На столе воспитателя лежат сюжетные картинки с одним действием (изображениями вниз): мальчик играет на барабане, медвежонок крепко прижал к себе бочонок с медом, девочка сметает щеткой крошки со стола, мальчик из леечки поливает цветы, девочка причесывает куклу, малыш прокатывает шарик в воротца и т. п.

На соседнем столе разложены изображенные на картинках предметы и игрушки: барабан, бочонок, щетка, лейка, кукла, расческа, шарик, воротца.

Воспитатель вызывает ребенка. Тот выбирает картинку, рас­сказывает о том, что на ней изображено, показывает всем. За­тем, передав картинку воспитателю, малыш идет к соседнему столу, находит нужный предмет (игрушку) и воспроизводит изображенное на картинке действие, например поливает из лей­ки растение.

Занятие заканчивается самостоятельной игрой детей с дан­ными предметами и игрушками. Количество их должно соответ­ствовать числу детей или немного превышать его.

Занятие 6

Составление коллективного рассказа на тему «Как мы ходи­ ли на огород». Рассматривание моркови

Цель: учить детей внимательно следить за ходом рассказа, добавлять нужное слово; уточнить представления детей о мор­кови, обогатить их словарь за счет слов красная, твердая, хрус­ тит, едят, трут на терке.

 

Ход занятия

 

«Мама послала Олю и Диму,— начинает рассказывать вос­питатель,— в огород. В огороде росла... («Морковка, репка, ка­пуста».) морковка. Сама морковка в земле сидит, а на грядке только зеленый... («Хвостик».) Оля потянула за хвостик и вы­тянула?.. («Морковку».)

Морковка была?.. Морковка была большая, красная. Оля и Дима отнесли ее маме. Мама морковь помыла, и Оля с Димой ее?.. («Съели».) Вкусная была морковка! Очень вкусная! Оля и Дима не всю морковку съели. Они и нам оставили. Давайте рассмотрим морковку».

Воспитатель показывает морковь, спрашивает, какая юна. («Красная, большая».) «А еще какая? Потрогайте морковь. Она твердая». Дети хором и по одному повторяют слово - твердая.

«Морковь твердая. Ее можно тереть на терке»,— продолжает воспитатель и предлагает малышам подойти к столу, посмо­треть терку. «Терку трогайте осторожно,— предупреждает он,— можно руку поранить». Дети смотрят, как воспитатель трет морковь, отмечают, что она становится меньше, меньше, а вот уже и совсем нет морковки — получилась каша. Педагог выкладывает тертую морковь на тарелку, добав­ляет туда морковь, заготовленную до занятия, и дети чайными ложечками пробуют ее.

Педагог обращает внимание детей на то, что тертая морковь
сладкая, сочная, мягкая. Дети повторяют за ним эти определения­
«А когда ешь целую морковку,— продолжает воспитатель,-­
она хрустит. Послушайте»,— дает всем по кусочку моркови.­ 

Примечанием детьми младшей подгруппы проводится только вторая часть занятия, т. е. рассмат­ривание моркови.




Занятие 7

Дидактическая игра «Какой?»

Цель: учить детей различать и называть цвета: красный, желтый и зеленый (для старшей подгруппы), красный и зеле­ный (для младшей).

Ход занятия

 

Дети сидят за тремя сдвинутыми в один ряд столами. На столах стоят подставки (или лежат подносы) с карандашами трех или двух цветов.

Воспитатель обращает внимание детей на карандаши, под­черкивает, что они разные: «Вот красные карандаши. Красными карандашами рисуют красные флажки, красные цветы. (Пока­зывает заранее приготовленный рисунок.)

Есть на подносах желтые карандаши. Какие? (Хоровой и ин­дивидуальные ответы.) Желтыми карандашами хорошо рисо­вать желтые одуванчики. (Показывает карандаш и рисунок с желтыми одуванчиками.)

А зеленый карандаш (показывает) похож на травку. Я не дорисовала травку (показывает незавершенный рисунок) и хо­чу, чтобы вы помогли мне. Возьмите зеленый карандаш. Зеле­ный, как травка... Какие у вас карандаши?»

Тому, кто ошибся и взял не тот карандаш, воспитатель предлагает дорисовать травку. Сделав несколько штрихов, малыш, как правило, замечает свою ошибку. Замечают ее и остальные дети. Те, кто ошибся, спешат сменить карандаши. Всем пре­доставляется возможность порисовать травку зелеными каран­дашами. Затем даются аналогичные задания на отыскивание и называние карандашей желтого и красного цвета.

Далее воспитатель декламирует:

Карандаши — хороши!

Выбирай любой!

У кого какой?

Каждый ребенок называет цвет выбранного им карандаша. Ес­ли кто-то ошибается, ему опять-таки предлагают порисовать на листе бумаги со следами нужного карандаша. Это задание можно предложить детям выполнить повторно.

 

Н О Я Б Р Ь

Занятие 11

Повторение потешки «Водичка, водичка...».

Опыт с предме­ тами (тонут, не тонут, плавают)

 

Цель: учить детей, слушая знакомую потешку, активно по­могать воспитателю читать ее; вызвать удовольствие и ра­дость от совместного чтения; ознакомить со свойством резино­вых мячей не тонуть в воде.

Ход занятия

 

Воспитатель показывает водопроводный кран (картинка). Кукла Катя подходит к крану, пускает воду, «С-с-с-с — поли­лась вода,— говорит воспитатель.— Катя послушала, как течет и поет водичка, а потом попросила: «Водичка, водичка...» (чи­тает потешку).

Уже при первом чтении потешки педагогом некоторые дети активно подговаривают слова, он одобряет эти попытки.

Воспитатель умывает куклу. Катя предлагает детям вместе попросить водичку умыть ей личико, т. е. потешка читается еще раз. Произносить текст следует медленно, так как некоторые из детей проговаривают слова потешки с опозданием после всех. Можно пригласить детей умыться вместе с Катей. «Во­дичка, водичка, умой Насте (Диме, Саше и др.) личико»,— просит воспитатель.

Затем педагог ставит на стол таз с водой. Рассказывает: «Катя умылась, развеселилась, стала играть в мяч. Вот так (по­казывает). Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой. «Ой,— ис­пугалась Катя,— утонет мяч!» Подошла к тазику и видит...» (Подзывает детей посмотреть на мяч.)

«Не утонул мяч, плавает»,— говорят малыши. И повторяют слова плавает, не тонет.

«Катя обрадовалась, что мяч не утонул,— продолжает рас­сказывать воспитатель.— Решила, что и машинка не утонет. Положила ее в таз, а машина и... («Утонула».) Тогда Катя бросила в таз шарик». «Утонул»,— радуются дети. «Машинка утонула, шарик утонул, а мячики (опускает в таз 2—3 мячика)? Не утонули. Плавают».

Педагог ставит на стол еще один таз с водой, раздает детям мячики. Дети «топят» их и убеждаются, что мячи не тонут.

Занятие 12

Ход  занятия

 

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картину. Они пе­речисляют то, что изображено: девочка, мальчик, мяч и т. п.

Педагог рассказывает детям содержание картины. Спраши­вает: «Почему плачет Таня? («Боится, что утонет мяч» — хоро­вой и индивидуальные ответы.) Таня боится, что мяч утонет! Скажите ей: «Тише, Танечка, не плачь! Не утонет в речке мяч!» (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Мальчик (показывает) помогает Тане достать мяч. Покажи­те (приглашает детей к картине) мальчика, который достает мяч. Он его веточкой достаёт. А теперь покажите, как мальчик веточкой достает мяч дети, сидя на .стульчиках, имитируют движение). А что делает девочка с куклой? («Смотрит, как мальчик достает мяч».) Она присела (покажите как) и смот­рит».

Воспитатель предлагает детям послушать рассказ про Таню и ее друзей:

«Дети играли в мяч и уронили его в большую лужу. «Ой!» — испугалась девочка с куклой и присела около лужи. «А-а-а! — заплакала Танюшка,— бедный мой мяч! Он утонет, утонет в луже!» — «Не плачь, не плачь! Мяч я достану»,— успокоил Танечку мальчик в полосатой рубашке. Он взял веточку и стал толкать мяч к краю лужи. Еще, еще немножко, и мяч будет спасен. Хорошие у Танюши друзья. Находчивые!»

Педагог повторяет рассказ. Дети старшей подгруппы подго­варивают слова (подчеркнуты).

Не убирая картину, воспитатель читает детям стихотворение А. Барто «Мячик». Повторяет его. В старшей подгруппе можно попросить одного-двух детей рассказать стихотворение наи­зусть.

Занятие 13

Ход   занятия

 

Воспитатель демонстрирует на фланелеграфе картинки, раз­говаривает с детьми по их содержанию:

«Выглянуло солнышко (показывает картинку) и проснулись уточки (еще картинка). Проснулись, закрякали: кря-кря-кря . Как закрякали уточки?» (Хоровой и 3—4 индивидуальных от­вета.)

Воспитатель повторяет фразу, побуждая детей договаривать слова:

— Выглянуло ... (солнышко), проснулись... (уточки), про­снулись и ... (закрякали).

— Проснулись и гуси (новая картинка). Пошли на пруд по­ плавать. Идут, кричат: га-га-га! Как гуси кричат? Куда идут?

— Солнышко выглянуло, индюк проснулся. Вот он какой этот индюк (картинка): сам большой, хвост колесом. По двору
индюк ходит, сам с собой разговаривает: бал-бал-бал. Как индюк сам с собой разговаривает?

— И курочки проснулись. «Кко-кко-кко,— говорят,— вот мы, кко-кко-кко ». Кто проснулся? Как вы догадались, что курочки проснулись?

Далее детям младшей подгруппы показывают голубей и пе­тушка, напоминают, как они кричат, проснувшись рано утром. Затем воспитатель читает им потешку «Наши уточки с утра...». Повторяет потешку 1—2 раза, поощряя попытки малышей пов­торять звукоподражания.

С детьми старшей подгруппы вторая часть занятия проходит иначе. Познакомив их с утками, гусями, индюками, курами, воспитатель проводит дидактическое упражнение «Кто пришел и кто ушел?».

— Выглянуло солнышко, и во двор вышла маленькая де­вочка. Вот она (показывает картинку). Девочка вышла покор­мить птиц. Вначале пришли к ней... (уточки). Потом пришли ... (гуси), пришел ... (индюк), прибежали ... (курочки). Быстро поели. Вначале ушел ... (индюк), потом ушли на пруд... (гуси) (рассказывая, педагог убирает соответствующие картинки). А к девочке прибежал ... (петушок). И прилетели ... (голуби).

Далее воспитатель вызывает ребенка, просит снять любую из картинок и рассказать о том, кто ушел. «Поели уточки и ушли»,— рассказывает ребенок. Второй ребенок убирает дру­гую картинку: «И курочки ушли» и  т. д.

Заканчивая занятие, воспитатель еще 2—3 раза читает по­тешку. Дети договаривают за ним отдельные слова, подражая голосам птиц.


Занятие 16

Ход занятия

 

Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на его столе, лежат овощи.

«Сейчас я буду доставать овощи из корзины по одному. По­смотрю, знаете ли вы их»,— говорит педагог и достает морковь, лук, картофель, помидор, капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей.,

«Дети,— продолжает воспитатель,— кукла Машенька (берет куклу) решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, на­лила ь нее воды и поставила на плиту. (Выполняет назван­ные действия.) Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка и капуста. Что тебе, Машенька, принести? Тебе нужна картошка? Картошка нужна. Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?»

Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.

«Иди, Митя, найди в корзине картошку,— приглашает педа­гог ребенка.— Что у тебя в руке?.. Валера, что достал Митя?.. Отнеси, Митя, картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе кар­тошку...

Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук. Кто найдет луковицу? Что это?.. («Лук, луковица».) А теперь надо найти морковь. Скажи, Катя, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка».

Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструк­ции: простыми («на, Машенька, лук»; «я принес капусту») и сложными («чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»). Они должны также отражать представления об овощах, которые дети получили на предшествующих занятиях. Напри­мер: «Морковку можно натереть на терке».

Обращения к кукле воспитатель должен продумать заранее. Это сложный вид работы, и импровизация по ходу занятия, без предварительной подготовки, редко бывает удачной.

5. Занятие 17*

Ход занятия

 

Перед детьми на подносе лежат овощи. Воспитатель берет один из овощей (морковь), показывает его детям. Не называя и не требуя этого от детей, он говорит: «Надо найти такой же овощ, как у меня». Вызывает одного ребенка. После того как задание будет выполнено, педагог объясняет, правильно ли оно выполнено и почему. Далее он приглашает сразу двух детей, которые отыскивают другой овощ. Остальные дети контроли­руют правильность выполнения задания.

Воспитатель говорит: «Посмотрите, Игорь и Оля нашли та­кие же овощи, как у меня? Да, Оля ошиблась. Она взяла с под­носа лук, а не?.. («Морковь».) Оля, положи лук и поищи мор­ковь. Вот теперь правильно. Теперь у меня, у Оли и у Игорька по одной морковке. А сколько всего? («Много».) А теперь надо найти вот такой овощ...» Завершая эту часть занятия, воспи­татель повторно дает задания детям, которые в первый раз до­пустили ошибки.

Педагог показывает детям картинки. Ориентируясь на кар­тинку, ребенок находит на подносе нужный овощ.

Для младшей подгруппы занятие на этом заканчивается. В старшей - детям предлагают еще одно задание. Они садятся за столы, сдвинутые в одну линию (поставлены заранее). Воспита­тель выдает каждому ребенку по 4 карточки лото из набора «Овощи». Он показывает детям карточку, и те, глядя на обра­зец, находят у себя аналогичные картинки.

Не следует предлагать детям поднимать картинку, чтобы по­казать ее воспитателю. Это для малышей сложно: им трудно быстро отделить картинку от поверхности стола. Целесообразно приучать детей ставить на картинку указательный палец или чуть выдвигать ее вперед.

Д Е К А Б Р Ь

Занятие 20

Ход занятия

 

На столе воспитателя легковая и грузовая автомашины, ав­тобус, трамвай. Воспитатель «звонит» по телефону и просит прислать такси. «Вова,— обращается он к мальчику,— ты се­годня шофер. Садись в такси — легковой автомобиль и поезжай за мной». Если мальчик ошибается и выбирает не ту автомаши­ну, воспитатель обращается за помощью к другому ребенку.

Продолжая занятие, педагог спрашивает, на какой машине он приехал (хоровой и индивидуальные ответы). Предлагает назвать машины, стоящие на его столе. Предупреждает, что сейчас какая-то из них уедет, и говорит: «Зажмурьте глаза. От­кройте их. Чего не стало?» («Грузовой автомашины».)

Воспитатель возвращает грузовик на прежнее место. Про­сит кого-нибудь проверить, исправна ли автомашина, не сломалась ли. Выполняя задание, ребенок показывает и называет кузов, кабину, колеса, руль и т. п.

Затем воспитатель «отправляет в рейс» автобус, трамвай.

Далее дети рассматривают картинки, которые демонстри­рует воспитатель («Телевизор» или «Живые картинки»), и го­ворят, что на них изображено.

Примерные сюжеты картинок: девочка и пудель едут в такси (они должны быть хорошо видны в окне машины); мальчик едет в автобусе, а бабушка с внучкой — в трамвае; в красивом грузовике едут веселые зверята: зайчишка, ежонок, белочка (они могут ехать и в расписной тележке, которую везет медвежонок).

Занятие можно закончить игрой. На автобусе, который вос­питатель вместе с малышами построил до занятия из стульев, дети отправляются в путешествие.

— Бип, бип! — сигналит шофер.

— Девочки и мальчики! Не забудьте купить билеты! — на­
поминает кондуктор. 

— Ура! Поехали!— радуются пассажиры.

— Следующая   остановка «Лесная полянка»,— объявляет
шофер. (Или: «Зеленый лужок», «Избушка на курьих ножках»,
«Кафе «Чебурашка» и т. п.)




Занятие 27

Ход занятия

 

Перед детьми фикус и китайская травка (последнюю можно заменить аспарагусом—елочкой). Воспитатель называет расте­ния. Отмечает, что фикус похож на маленькое дерево, у него боль­шие и широкие листья, их не очень много; есть ствол. У травки ствола нет, много листочков, они длинные и узенькие. (Объясне­ния сопровождаются показом.)

Воспитатель просит нескольких детей (по одному) показать фикус, травку, большой и широкий лист, длинный и узкий, пред­лагает повторить названия растений, их частей.

Затем педагог объясняет, что растения растут. Он показывает маленькое растение и ставит его рядом с большим — фикусом. Говорит, что и фикус рос-рос и стал вот таким большим, так что теперь похож на дерево. Предлагает посмотреть, как фикус и травка «пьют» воду. Объясняет, что у фикуса и травки есть в земле корешки. Этими корешками они и «пьют» воду. (Можно показать детям корешки луковицы, которую за несколько дней до занятия воспитателю следует посадить в банку с водой.) Педа­гог поливает растения. Дети наблюдают, как быстро исчезает вода, обмениваются впечатлениями.

Далее воспитатель осторожно влажной тряпочкой протирает листья фикуса. Показывает, как осторожно надо протирать листья, чтобы не сломать их. «А у травки протереть листья?» — спрашивает педагог. И, получив согласие, протирает их. Дети от­мечают, что и у фикуса и у травки листья теперь чистые.

Занятие 30

Ход занятия

 

Перед детьми сидит (стоит) кукла Катя. Рядом — красивая коробка. «В коробке,— говорит и показывает воспитатель,— Ка­тина одежда». Достает пальто. Дети называют его, припоминают названия его деталей (воротник, рукава, пуговицы). Называют (самостоятельно или повторяют за воспитателем) цвет пальто. Вешают пальто в шкаф, стоящий рядом. Кто-нибудь из детей достает из коробки новую вещь, называет ее и передает Кате, повторяя вслед за педагогом: «На, Катя, шапочку!» Фраза может быть и более сложной по конструкции: «Посмотри, Катя, какая красивая шапочка!» Или: «Это, Катя, шапочка. Ее надевают на голову».

Вызываемые поочередно дети достают из коробки шапку, коф­ту, рейтузы (колготки). Далее Катя начинает собираться на про­гулку. «Сначала надо надеть пальто, не правда ли?» — спраши­вает кукла, надевая пальто. «Нет, нет! — протестует воспита­тель.— А как же ты теперь наденешь кофточку?»

Воспитатель последовательно надевает на Катю рейтузы, бо­тинки, кофту, шапку, пальто. Дети подсказывают кукле и воспи­тателю, что за чем следует надевать.

Куклу выносят в раздевалку. Она смотрит, как одеваются дети. Некоторым из них подсказывает (напоминает) последо­вательность одевания.

Я Н В А Р Ь

Занятие 32

Ход занятия

 

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем по очереди назвать шарик, кубик, кирпичик. Объясняет, чем кубик отличается от кирпичика: «Кирпичик длиннее, на него можно поставить два кубика (показ). А кубик высокий, как ма­ленький домик. Кубик — домик, а кирпичик — дорожка к доми­ку».

Далее воспитатель раскладывает на своем столе кирпичики, шарики, кубики. Предлагает каждому ребенку взять по одному предмету. Дети возвращаются на свои места, показывают взятое друг другу. Воспитатель спрашивает, кто какую фигуру выбрал. Проверяет, правильно ли дети соотносят предмет с его назва­нием. Подсказывает правильные ответы.

Затем педагог предлагает всем, у кого кубики, поднять их вверх. Если ребенок ошибся, говорит ему: «Я просила поднять кубик. Он похож на домик. А у тебя кирпичик — дорожка к до­мику».

Далее дается задание поднять кирпичики. В процессе выпол­нения задания педагог предлагает детям проверить, не ошиблись ли соседи слева и справа.

Воспитатель ставит на стол воротца и предлагает детям, взяв­шим шарики, прокатить их в воротца.

Затем педагог размещает на коврике шарики, кубики и кирпи­чики. Приглашает детей взять с коврика по одному кирпичику. Проверяет, как они справились с заданием. Предлагает показать кирпичики друг другу. Дети обмениваются впечатлениями: «У ме­ня красный кирпичик. И у меня красный. А у Олега кубик ...» Воспитатель хвалит заметивших ошибку, дает ребенку возмож­ность исправить ее. Собирает кирпичики и вновь раскладывает их на ковре. Детям предлагает взять по одному кубику. Задание проверяется так же, как и предшествующее.

Занятие заканчивается игрой. По совету воспитателя дети про­катывают шарики в воротца, строят дорожку к домику, башенки из кубиков.

 

Занятие 36

Ход     з а н я т и я

 

На столе воспитателя коробка. «В коробке,— показывает вос­питатель,— лежат... Иди, Аннушка, посмотри, что в коробке ле­жит. Возьми что-нибудь из коробки и покажи детям. Что ты достала? («Утюг. Утюжок».) Спроси у детей: что у меня? Что я вам показываю?.. Аннушка, а для чего нужен утюг? Покажи, как гладят утюгом». (Можно предложить погладить ленточку; проверить, горячий ли утюг, и т. п.)

Воспитатель ставит утюг на стол перед коробкой. Приглашает к столу следующего ребенка,

В коробке могут лежать: крупная (для пальто) пуговица, ка­тушка ниток, косынка, носовой платок, одежная и зубная щетки. Дети не только рассказывают, для чего нужна вещь, но и показы­вают, как чистят одежду щеткой, примеряют косынку и т.д.

Воспитатель убирает коробку. Вещи остаются на столе. Теперь

педагог, вызывая к столу ребенка, просит, например, найти то, чем чистят зубы, спрашивает, как называется эта вещь, уточняет название ее частей, качеств. («Щетка маленькая. У нее есть руч­ка». И. т. д.)

Затем педагог предлагает детям сесть за столы, на которых изображениями вниз лежат предметные картинки.

Дети берут по одной картинке. Воспитатель просит показать (поставить на картинку палец или чуть выдвинуть ее вперед) картинки с изображениями вещей, которые можно гладить (платье, фартук, платочек и т. д.). Если ребенок ошибся и показал на предмет, который гладить нельзя, картинка от него «убегает» (забирается воспитателем), и педагог дает ребенку запасную.

Далее воспитатель просит показать (и назвать) то, что мож­но резать ножом (сыр, хлеб, арбуз и т.д.).

В заключение воспитатель, показывая картинки, перечисляет, что можно гладить, что режут (разрезают) ножом.

Занятие 40

Ход занятия

 

Воспитатель показывает овощи и фрукты (на подносе); Вызывает сразу 4—5 человек к столу. Дети берут с подноса по одно­му предмету и, показав всем присутствующим, называют: «У меня морковка... А у меня большая свекла... У меня маленькая свекла». «Про нее можно сказать — свеколка »,— уточняет воспитатель, и малыши повторяют новое слово.

Дети возвращаются на свои места, а к столу выходит следую­щая подгруппа (задание должны выполнить все участники заня­тия).

Далее проводится игра «Не ошибись». Педагог показывает яркую картинку — изображение овоща (фрукта), ставит ее на подставку доски. Приглашает ребенка взять этот же овощ (фрукт) с подноса и положить рядом с картинкой. Ребенок со­провождает свои действия речью: «На картинке морковка. И ря­дом морковка».

После того как в игре примут участие еще несколько человек, педагог усложняет задание: выставляет сразу по 2 картинки, причем один из изображенных на них овощей (фруктов) на подносе отсутствует. Ребенок должен ответить так: «На картин­ке огурчик, а на подносе его нет». Старшие дети подтверждают правильность ответа. Если ребенок ошибается и неправильно соот­носит натуральный овощ и его изображение, педагог прячет кар­тинку и возвращает предмет на поднос.

Затем воспитатель организует игру «Кто: рассказывает?». Он вызывает ребенка и предлагает ему встать рядом с собой, спиной ко всем присутствующим. В это время кто-то из детей выходит к столу, берет с подноса фрукт (овощ), говорит: «Я взял и дер­жу в руке яблоко». Кладет предмет и возвращается на место. «Угадай, кто держал в руке яблоко и сообщил тебе об этом?» — спрашивает педагог у водящего ребенка. Если тот узнает това­рища по голосу, дети хлопают в ладоши, подтверждая ответ, а узнанный занимает место водящего. Если малыш ошибается, то водит еще раз.

5. Занятие 41*

Ход  занятия

 

Перед детьми на мольберте цветной рисунок, на котором изображен большой красивый петух с пышным хвостом (хвост намечен контуром и не раскрашен). В том месте, где должны начинаться перья, сделаны прорези. (Перья воспитатель заранее вырезает из бумаги и окрашивает с двух сторон.) Сбоку от моль­берта — стол воспитателя. На нем разложены перья трех цветов (для старшей подгруппы) или двух (для младших детей). Педа­гог обращает внимание детей на петуха. Показывает другого петуха (картинка, игрушка) с ярким пышным хвостом. Поясняет, что первый петушок тоже хочет иметь красивый хвост, и просит малышей подарить ему перышки: красные, зеленые, желтые (по­казывает) .

«Вначале перышко петушку подарю я,— говорит педагог.— Петушок, какое перышко тебе подарить?» («Красное».) Воспи­татель находит красное перышко, показывает детям, затем встав­ляет его в прорезь и говорит: «Вот тебе, петушок, красное пе­рышко».

«Пусть Вова подарит мне перышко»,— просит петушок.

Задания следует разнообразить: ребенок выбирает любое перо, показывает его детям, называет цвет («Решил подарить петушку желтое перо»); петушок просит ребенка подарить ему перо определенного цвета и т.д.

Если ребенок ошибается, петушок кукарекает: «Кукареку! Хо­чу другое перо. Хочу перо зеленое!»

В заключение дети любуются красивым петушиным хвостом. «Красивый у меня хвост!» — радуется петушок. «Очень-очень красивый!» — подтверждают дети.

«Петушок доволен,— говорит воспитатель,— и разрешил мне прочесть про него стихотворение:

Петушок у нас горластый,

 По утрам кричит он:

«Здравствуй!»

На ногах его сапожки,

На ушах висят сережки,

 На головке — гребешок,

Вот какой он, петушок!>

(Г. Бойко. Петух.)

Воспитатель читает стихотворение повторно.

 

Ф Е В Р А Л Ь

Занятие 44

Рассматривание картины «Катаем шары» (автор серии Е. Бат урина). Дидактическая игра «Прокати шарик в ворота»

Цель: учить детей рассматривать картину, радоваться изображенному, отвечать на вопросы воспитателя по ее содержанию; воспроизводить увиденную на картине ситуацию (катание-прока­тывание шариков в ворота), сопровождая свои действия речью.

Ход занятия

 

Воспитатель демонстрирует картину. Дети высказываются по ее содержанию. «Что же делают мальчики?» — спрашивает пе­дагог. («Катают шарики; Прокатывают шарики в ворота» — хоровые и индивидуальные ответы.) Сколько шариков у мальчи­ков?.. («Много».) Они лежат?.. («В коробочке».) Который маль­чик будет катать шарик?.. («Мальчик, у которого в руках крас­ный шарик».) А кто шарик поймает?.. («Мальчик в полосатой рубашке».)

Мальчик приготовился ловить шарик. Покажите, как он дер­жит руки... «Катай скорее шарик»,— говорит другу мальчик в полосатой рубашке. Что он говорит?.. (Хоровой и индивидуаль­ные ответы.) «Лови!» — отвечает тот и прокатывает шар в жел­тые ворота.

Беседа по содержанию картины заканчивается рассказом пе­дагога: «Решили мальчики катать шары. Сели друг против дру­га, а посередине поставили желтые ворота. Мальчик в полоса­той рубашке присел на корточки и приготовился ловить шар.

Сейчас мальчик в красной рубашке прокатит его в ворота. Лови! Не зевай!»

Затем воспитатель спрашивает: «Вы хотите поиграть так же, как мальчики?..» Он ставит на стол такие же желтые ворота, как и на картинке. Вызывает двоих детей. Сами дети и их дейст­вия должны быть хорошо видны остальным. Одному из детей воспитатель вручает шарик, просит назвать его цвет или пред­лагает выбрать любой шарик и назвать его цвет. (Старшим детям можно дать шары трех цветов, младшим — двух.)

«Катай мне шарик»,— просит ребенок партнера. «Лови»,— отвечает тот и прокатывает шар. Такой диалог — обязательное условие игры для детей старшей подгруппы.

Затем воспитатель вызывает еще двоих детей.

В конце занятия педагог ставит на стол еще несколько ворот (3—4), чтобы шары могли прокатывать все дети (поочередно). Поощряет ребят, которые сопровождают игру речью.

 

 

Занятие 51

Ход занятия

 

Дети сидят полукругом, в центре которого журнальный (дет­ский) стол.

Воспитатель вносит знакомую детям куклу. (Малыши, узнав Катю, радуются.) «Здесь будет,— педагог обводит рукой поверх­ность стола,— Катина комната. Тут Катя будет жить. Катенька, тебе нравится твоя комната?» (С этой фразой к кукле обра­щаются и дети.) «Нет,— отвечает Катя.— Не нравится мне моя комната. Стола нет, стула нет. Кровати нет».

Воспитатель ставит кровать. Спрашивает у детей: «Что это? Зачем Кате кровать?» Предлагает кукле осмотреть кровать, а за­тем лечь в нее. «Ложись. Ляг, Катенька!» — предлагают и дети. Катя ложится и засыпает. «Пусть поспит,— говорит воспита­тель,— а мы ей комнату устроим. Стол поставим... Что это? За­чем Кате стол...?» — «И стулья надо»,— обязательно скажет кто-нибудь из детей. «Зачем стулья?» — интересуется педагог. Вы­слушивает ответы и ставит в комнату стулья.

Затем воспитатель вносит платяной шкаф, буфет. Спраши­вает названия этих предметов мебели, объясняет назначение, ста­вит в буфет посуду, а в шкаф вешает платья.

После того как комната будет оборудована, воспитатель пред­лагает разбудить Катю: «У меня есть колокольчик (показывает), с его помощью мы разбудим куклу. Послушайте, как звучит колокольчик: динь-динь-динь. Повторите». Дети хором и по одному произносят звукосочетание.

Просыпается Катя. Она радуется новой мебели, спрашивает у малышей про шкаф и буфет. Дети отвечают на ее вопросы. Кук­ла усваивает новые сведения не сразу. Так, она может перепутать буфет со шкафом, а малыши должны заметить и исправить ее ошибку.

«На улице сегодня чудесная погода! — говорит педагог.— Снежок надает! Катя оделась и пошла гулять. Большая краси­вая снежинка опустилась на Катину варежку. Катя подула на снежинку (показывает), и та полетела. А вы хотите подуть на снежинки?» Воспитатель раздает детям небольшие рыхлые кусоч­ки ваты. Объясняет и показывает, как надо дуть. Упражнение выполняется 2—3 раза.



Занятие 55

Занятие 58

Ход занятия

 

Целесообразно вначале рассмотреть с детьми золотую рыбку на картинке (можно рассмотреть и заводную игрушку — золотую рыбку). Рассматривая картинку (игрушку), дети показывают и называют голову, глаза, рот, хвост. Отмечают, что рыбка пла­вает, а хвост помогает ей плавать.

«Я сейчас приглашу вас посмотреть, как плавает настоящая рыбка, как виляет хвостиком,— говорит воспитатель.— Но вна­чале запомните: нельзя стучать по стеклу — рыбка пугается. Нельзя ловить рыбку: можно уронить и даже задушить ее».

Педагог удобно рассаживает детей вокруг стола, на котором стоит банка с рыбкой. В ней, как в аквариуме, песок, камешки, растения. «Наблюдайте за рыбкой,— советует воспитатель,— и негромко рассказывайте, что вы заметили. («Рыбка плывет, мах­нула, вильнула хвостом, раскрыла рот, смотрит, за камень заплыла, глотает корм и т. п.»)  Рыбка живая, она ест, глотает корм»,— заключает воспитатель. Закончив наблюдения, дети ти­хонько отходят от стола.

Вне занятий они наблюдают рыбок в своем аквариуме. Надо приучать детей правильно себя вести при этом: не толпиться око­ло аквариума, не заглядывать в него сверху, а взять стулья и сесть рядом; смотреть, не прижимаясь к стеклу, не пугать рыбок.

 

М А Р Т

Занятие 61

Инсценирование сказки Д. Биссета «Га-га-га!»

Цель: учить детей различать животных по внешнему виду и голосам, вызвать симпатию детей к герою сказки — маленькому гусенку Вилли, познающему мир; упражнять детей в произнесе­нии звукоподражаний.

Ход занятия

 

Эту сказку воспитатель рассказывает, показывая картинки на фланелеграфе или «Живые картинки» (картинок нужно много, но их легко подобрать). Вилли, отправившийся гулять, встречает, котенка, собаку, лошадь, взрослого человека и мальчика, золотую рыбку, коров, кур, петуха, пчелу и голубой автомобиль. Все, кого встречал гусенок, не умели «гагакать», а отвечали на приветствие малыша по-своему. Только голубой автомобиль просигналил «га-га-га». И гусенок был горд этим.    

Дети, следя за рассказом, повторяют вслед за воспитателем звукоподражательные слова и отдельные фразы.

ДОНАЛЬД БИССЕТ

ГА-ГА-ГА!

Жил  на свете гусенок, по имени Уильям. Но мама звала его всегда Вилли.

— Гулять пора, Вилли! — говорила ему мама. - Зови и остальных, га-га-га!

Вилли очень. любил га-га-гакать, созывая всех на прогулку.

— Га-га-га!

— Га-га-га!

— Га-га-га!

— Га-га-га! — так и мел он всю дорогу.

Однажды на прогулке он встретил котенка. Симпатичного чер­ного котенка с белыми передними лапками. Вилли он очень понра­вился.

— Га-га-га! — сказал он котенку.— Га-га-га!

— Мяу! — ответил котенок.

Вилли удивился. Что значит «мяу»? Он всегда думал, что кошки, как и гуси, говорят «га-га-га»!

Он пошел дальше. Щипал по дороге травку. День был чудесный. Светило солнце, и пели птицы.

— Га-га-га! — пел Вилли.

— Гав-гав! — ответила собака, бежавшая по дороге.

— И-го-го! — сказала лошадь.

— Н-но! — крикнул молочник своей лошади.
Бедный Вилли не понял ни слова.
Прошел мимо фермер и крикнул Вилли:

— Привет, гусенок!

— Га-га-га! — ответил Вилли.
Потом пробежали дети.

Один мальчик подбежал к Вилли и крикнул:

— Кыш!

Вилли огорчился. У него даже в горле пересохло.

— Я знаю, что я всего-навсего гусенок. Но зачем же кричать
мне «кыш!»

В пруду он увидел золотую рыбку, но на все его «га-га-га» рыбка только хвостиком вильнула и не сказала ни слова. Вилли пошел дальше и встретил стадо коров.

— Му-у-у! — сказали коровы.— Му-у-у-у-у-у!
Потом он встретил кур.

— Ко-ко-ко,— закудахтали куры.— Ко-ко-ко!
А петух добавил:

— Ку-ка-ре-ку-ууу!

«Ну хоть бы кто-нибудь сказал мне «га-га-га», — подумал Вилли. — Не с кем даже поговорить. Вот скука!»

— Жжжжжжжжжж,— прожужжала пчела.

Голуби ворковали, утки крякали, а вороны каркали, сидя на верхушках деревьев.

И никто, никто не сказал ему «га-га-га»!

Бедный Вилли даже заплакал, и слезы закапали с клюва на его хорошенькие красные лапки.

— Га-га-га! — рыдал Вилли.

И вдруг издалека послышалось родное «га-га-га». А потом на дороге появился голубой автомобиль.

— Га-га-га! — сказал автомобиль.

Все английские автомобили говорят «га-га-га», а вовсе не « би-би».

— Га-Га-га! — обрадовался Вилли.

— Га-га-га! — сказал автомобиль и проехал мимо.
Вилли глаз не мог оторвать от автомобиля.

Он почувствовал себя самым счастливым гусенком на свете.

— Га-га-га! — повторил автомобиль и скрылся за поворотом.

— Га-га-га! — крикнул ему вдогонку Вилли.








Занятие 62

Наблюдение за птичкой

Цель: вызвать у детей радость от наблюдения живого объекта, желание оберегать птицу и ухаживать за ней; добиваться, чтобы, наблюдая птицу, дети называли, что она делает (летает, прыгает, клюет, смотрит и т. п.).

Ход занятия

 

Не показывая птичку, воспитатель рассказывает детям: «Красивая птичка живет в нашей группе! Веселая птичка живет щ нашей группе! Вспомните, что умеет делать наша птичка. (Вы­слушивает и уточняет ответы детей.) За нашей птичкой интересно наблюдать: то она сидит на жердочке и поет, то клюет зернышки, то пьет водичку, запрокидывая маленькую головку (вот так!), то чистит перышки.

Птичка боится, когда люди (взрослые и дети) близко под­ходят к клетке. Тогда птичка не поет, не ест, а мечется по клетке, волнуется, как бы просит людей уйти, не шуметь, не пугать ее. Сегодня мы понаблюдаем за нашей птичкой. Чтобы она не пуга­лась, не металась в клетке, постарайтесь не шуметь, не кричать. А стулья я поставила вокруг клетки так, чтобы всем было все хорошо видно».

Дети садятся вокруг стола, на котором стоит клетка с птицей. Воспитатель предлагает негромко говорить, что делает птичка. Уточняет, конкретизирует ответы детей. Обращает их внимание на то, как птица поворачивает головку, как смотрит, как сидит, обхватив коготками жердочку, как она прыгает. Дети рассмат­ривают хвост, клюв птицы. Отмечают, что у нее есть крылышки, что она умеет летать и т. п.

Воспитатель уносит клетку с птицей. Вернувшись, он расска­зывает о зимующих птицах, используя «Живые картинки». На полотне — зимний пейзаж. На дереве — кормушка. Воспитатель рассказывает о том, что дети кормят птиц, и вставляет в прорези листа фигурки людей, птиц: птички ждут, когда дети вынесут зернышки и высыплют им в кормушку. Рассказ заканчивается демонстрацией следующей картинки: дети отошли от кормушки, смотрят, как птицы слетели с дерева и клюют корм.

Вне занятий воспитатель регулярно привлекает детей (по 2— 3 ребенка) к наблюдению за птичкой. Педагог удобно рассажи­вает их около клетки и насыпает птичке корм, меняет воду. Ос­тальных желающих просит подождать, не толпиться возле клетки, не толкаться. Скоро дети хорошо усваивают эти правила пове­дения. Выходя на прогулку, дети должны напоминать воспита­телю о необходимости захватить зернышки, крошки, чтобы покор­мить птиц, живущих на участке: воробьев, голубей. Во время прогулки они наблюдают этих птиц.

Занятие 67

Купание куклы Кати

Цель: помочь детям запомнить и употреблять в речи на­звания предметов, действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать, смывать мыло, вытирать, горячая, хо­ лодная, теплая вода.

Ход занятия

 

Воспитатель ставит на стол ванночку 9 водой, рядом —2 ве­дерка и кружку.

«Сегодня,—сообщает он детям,— будем купать Катю. В ван­ночке будем купать. А в какой водичке?» («В теплой».) Пригла­шает детей определить, какая вода в ванночке. Приносит куклу. Снимает с нее рубашечку, сажает в ванночку. Предлагает кому-нибудь из детей принести мыло (вещи разложены на соседнем столе). Ребенок приносит мыльницу. По пути он может от­крыть ее.

Дети повторяют слова мыльница, мыло.

Воспитатель просит ребенка принести губку. Спрашивает, зачем нужна губка. Моет Катю. Намыливая кукле голову, педа­гог взбивает пену и приговаривает:

Будет мыло пениться,

И грязь куда-то денется. (Повторяет 23 раза.) (С. К а пу ти к я н.)

Затем воспитатель говорит: «У меня в желтом ведерке горя­ чая вода. (Спрашивает название качества у двоих-троих детей.) А в синем — холодная. Я смешаю горячую воду с холодной. И бу­дет вода?.. («Теплая».) Этой теплой водичкой я смою с Катеньки остатки мыла». Моет куклу, приговаривая:

Теплую водичку

Льем на нашу птичку.

(Е. Благинина. Аленушка.)

Эти строчки повторяют и дети.

  Ребенок приносит полотенце, объясняет его назначение. Помогает подержать куклу, которую вытирает воспитатель. Далее Катю заворачивают в простынку, которую также приносит кто-тоиз детей, надевают ночную рубашку, укладывают в кровать.
«Вода в ванночке грязная и мыльная,— говорит педагог.
(Дети повторяют названия качеств.) — Ее надо вылить». Воспитатель убирает также мыло (прячет в мыльницу, приговаривая:
«Вот домик-теремок, в нем мыло живет»), вешает сушиться полотенце, отжимает губку. Затем он предлагает спеть Кате колыбельную:      

                                      Баю-баю, баиньки...

В огороде заиньки!

Зайки травоньку едят,

Кате спатеньки велят.

Дети повторяют колыбельную вместе с воспитателем 2— 3 раза.




Занятие 70

Ход   занятия

 

Дети сидят за тремя-четырьмя сдвинутыми в одну линию сто­лами, все лицом к воспитателю. Он предлагает их вниманию картину. Дети называют то, что видят: купают куколку (купают Катю), девочка купает и т.д. «Девочка выкупала куклу и смы­вает с нее мыло,— говорит педагог. («Теплой водой из кружеч­ки»,— добавляют дети.) — Рядом с девочкой стоит?.. («Маль­чик».) Мальчик держит полотенце, чтобы вытереть Катю. А что лежит на скамеечке?., на стуле?..» Воспитатель уточняет и обоб­щает ответы.

«Я раздала вам картинки,— продолжает занятие педагог.— Переверните их (лежат изображениями вниз) и скажите, у кого какая картинка. (Дети называют картинки, воспитатель прове­ряет правильность ответов.)

Когда девочка собралась купать куклу, ей потребовались та­буретка и ванночка. Посмотрите на свои картинки (не подсказы­вайте друг другу!) и догадайтесь, у кого табуретка... ванночка. (Ребенок, нашедший картинку, передает ее воспитателю, тот ста­вит картинку около большой картины.) Затем девочке потребо­вались мыло, губка. У кого они?.. Кружечка, полотенце. У кого эти вещи?.. Что наденут на куклу? («Колготки, рубашечку, платье, туфельки».) У кого колготки... рубашечка?..

Вот и помогли мы девочке в белом фартуке. Все приготовили: табуретку, ванночку, мыло... Теперь она может купать куклу». Примечание: детям младшей подгруппы дают картинки только с изображениями ванночки, табурета, мыльницы и поло­тенца. У двух детей могут быть одинаковые картинки.

Далее воспитатель рассказывает детям содержание картины: «Решили дети выкупать куклу. Принесли табуретку, поставили на нее ванночку, налили в ванночку теплой воды. Рядом, на красную скамеечку, положили зеленую губку и мыло. Раздели куклу. Одежду ее аккуратно разложили на большом стуле, а ма­люсенькие синие ботиночки под стул поставили. «Сейчас, сейчас, потерпи еще немножко,— уговаривает куклу девочка в белом фартуке.— Смою с тебя мыло, а потом сухо-насухо вытру. Ви­дишь, Илюша рядом стоит, большое белое полотенце в руках

держит».

При необходимости воспитатель повторяет рассказ еще раз.

 

 

5. Занятие № 27(из 2 мл)*

Ход занятия

 

На столе воспитателя — медвежонок. Он заглядывает в короб­ку, спрашивает: «Что там?»

«Игрушки,— отвечает воспитатель.— Сейчас я покажу их детям, а они назовут их». Достает курицу, гуся, утку. Дети называют птиц.

«Это утка?» — спрашивает медвежонок, указывая на гуся «Нет, это гусь,— поясняет педагог. — Видишь, он белый, с крас­ным клювом, у него длинная шея. Чтобы ты научился различать птиц, я попрошу детей еще раз назвать их». Воспитатель просит малышей не только называть птицу, но и описывать, как она вы­глядит. Дает образец высказывания: «Это, Мишенька, утка. У нее клюв толстый, как лопата, ноги короткие, лапы с перепонками. Это курочка. Клюв у нее маленький, ножки длинные и тонкие, на лапах коготки» и т. д. Если ребенок отвечает правильно, птица одобряет его ответ (гусь гогочет, утка крякает, курица кудахчет: «Кудах! Молодец, малыш!»).

Далее проводится дидактическая игра «Что изменилось?». На фланелеграфе 3 - 4 картинки с изображением гусей, уток и кур. По сигналу педагога дети зажмуривают глаза, затем открывают и говорят, что изменилось (нет гуся, не стало утки, не стало одной курицы). Далее воспитатель меняет расположение фигур («Птицы идут друг за другом: впереди гуси, за гусями утки, а поза­ди всех куры. Отстали»).

«Что это куры отстали? — размышляет воспитатель.— Ведь птицы решили пойти на речку поплавать и понырять».— «Куры не пойдут на речку, они не умеют плавать»,— отвечают дети, вспомнив сказку В. Сутеева «Цыпленок и Утенок».

Воспитатель убирает кур. Рассказывает: «Пришли гуси и утки к воде, а спуститься боятся. На воде стоит большой пароход (по­казывает). Пароход стоит, гудит: ы-ы-ы-ы-ы . Как он гудит? «Ы-ы-ы — дым идет из трубы»,— гудит пароход (дети повторяют чистоговорку 2—3 раза; надо следить, чтобы они не забывали про­говаривать звук ы ). «Дым идет из трубы — ы-ы-ы-ы . Уплываю!»— в последний раз прокричал пароход и уплыл. А утки и гуси долго ему вслед смотрели, переговаривались: «Га-га-га, очень велик! Кряк-кряк-кряк, очень красив!» Дети воспроизводят «реплики» гусей и уток, подражая интонациям воспитателя.

А П Р Е Л Ь

Занятие 79

Наблюдение за, рыбками.

Ход занятия

 

На этот раз дети могут рассматривать рыбок, удобно располо­жившись вокруг аквариума. Воспитатель напоминает, что не следует придвигаться близко к аквариуму, водить по стенкам руками или стучать по ним, так как это может напугать рыбок. Педагог предлагает детям наблюдать за рыбками и негромко рассказывать о том, что они заметят. Уточняет и дополняет от­веты детей. Активизирует в их речи слова и обороты: стеклянный аквариум, плавают, хватают глотают корм ртом; хвост помо­ гает рыбке плавать, вверх всплыли, близко подплыла, смотрит и т. п.

Воспитатель насыпает рыбкам корм, дети смотрят, как рыбки глотают его.

Малыши рассаживаются спиной к аквариуму. Им показывают картину «Дети кормят рыбок» и рассказывают об изображен­ном. Затем воспитатель проводит беседу по картине. Он спрашивает: «Что делают дети? («Кормят рыбок».) Что лежит в банке, которую держит мальчик? («Лежит корм. Мальчик высыпает его рыбкам».) Где живут золотые рыбки? («В стеклянном ак­вариуме».) Сколько их? («Много».) Дети отмечают также, что рыбки глотают корм; что девочка заглядывает в аквариум; что ребята заботятся о золотых рыбках и не забывают кормить их.

Занятие 86

Ход занятия

 

На столе воспитателя лежат изображениями вниз сюжетные картинки (с одним действием). Например, бабушка шьет или вяжет; мама гладит; дворник поливает клумбы; девочка подме­тает; парикмахер причесывает и т. п.

Ребенок выбирает картинку, рассказывает о том, что на ней изображено. Воспитатель задает ему наводящие и уточняющие воп­росы: «Шофер ведет не легковую, а ...?» («Грузовую автома­шину».) И т. п. Затем педагог демонстрирует картинку детям, и те высказываются по ее содержанию. Воспитатель прислуши­вается к их репликам, уточняет, одобряет ответы. (Рассмотрен­ную картинку не обязательно убирать. Если она будет выбра­на кем-либо еще раз, рассказ может оказаться более развер­нутым.)

Затем педагог убирает картинки, а детям предлагает вспом­нить, как «поет» вытекающая из крана вода. (С-с-с.) Пока­зывает картинку с изображением умывающихся детей. Читает потешку «Водичка, водичка...». Повторяет ее 2—3  раза при участии детей.

В заключение воспитатель предлагает малышам «спеть» пе­сенку водички. Дети «поют» вместе и по одному «длинную песенку»: произносят звук с протяжно.

Занятие 88

Рассматривание комнатных растений и веток деревьев с поч­ ками

Цель: помочь детям припомнить названия знакомых им растений: фикуса и травки; рассмотреть ветку тополя (или др.) с почками; рассказать, что растения живые: растут, пьют воду, их надо поливать, содержать в чистоте.

Ход занятия

 

Перед детьми стоят знакомые им растения: фикус и травка. В старшей подгруппе можно рассмотреть еще и елочку (аспа­рагус). Воспитатель называет растения, просит повторить, за­помнить. Напоминает, что фикус похож на маленькое дерево. Предлагает показать и назвать ствол, листья. Дети отмечают, что листья у фикуса большие и широкие. «И чистые листья,— говорит педагог.— Потому что мы их недавно?..» («Протирали мокрой тряпочкой».)

Далее дети сравнивают фикус и травку (младшая подгруп­па) или травку и елочку (старшая). «У травки,— объясняет вос­питатель,— длинные и узенькие листья, а у елочки очень малень­кие листочки и их много (показывает)».

Занятие продолжается. Воспитатель вносит медвежонка. Тот просит детей показывать и называть растения. Например: «Вова, покажи, пожалуйста, фикус. А как называется это растение? У какого растения длинные и узенькие листья?» И т. п.

Затем медвежонок предлагает детям поиграть в прятки. «Уга­дайте, за каким растением я спрячусь?» — говорит он. («За елочкой»; «Спрятался за фикус». И т. п.)

Воспитатель напоминает, что растения живые, растут, что их надо поливать. Показывает срезанные ветки тополя, березы. Обращая внимание детей на почки, он объясняет, что это «до­мики, в которых спят листочки. Листочки проснутся, высунут но­сы, чтобы проверить, растаял ли снег, не очень ли холодно. И ес1-ли на улице тепло, вылезут из почек». Воспитатель ставит ветку (ветки) в воду и помещает в уголок природы.

К рассматриванию веток с почками возвращаются в после­дующие дни.

 

Занятие 92

Ход занятия

 

Воспитатель подводит детей к уголку природы. Просит найти фикус и сказать, какие у него листья. («Большие. Широкие».) Показывая на травку, педагог спрашивает, какие листья у этого растения. («Длинные, узкие, узенькие».)

Дети садятся на стулья. Воспитатель показывает им 2 ленты. Они одинаковой длины, но одна значительно шире. Педагог объясняет: «Это ленты. Вот широкая лента. Какая?» Спрашивает название качества у нескольких детей. Предлагает показать широ­кую ленту, а затем узкую, узенькую. Дети, которых он вызывает, повторяют прилагательные.

Педагог прикрепляет к фланелеграфу широкую и узкую по­лоски: это дорожки. На одну из них он помещает машину.

Спрашивает: «По какой дороге едет машина? («По широкой».) Проехала машина по широкой дороге и свернула на?.. («Узкую».) Далее воспитатель расстилает на столе широкий и узкий ков­рики и предлагает детям задания типа: «Саша, пусть твой ко­тенок побегает по узенькому коврику. На каком коврике бегает твой котенок?

Миша, покажи медвежонку широкий коврик. Скажи: вот ши­рокий коврик». И т. п.

Далее педагог раскладывает на столе предметы, различные по ширине. Дети выполняют задания такого рода: «Найди широ­кий (узкий) лист бумаги. Возьми со стола любую вещь. Скажи, какая она» (широкая или узкая).

Заканчивая занятие, воспитатель приглашает его участников еще раз рассмотреть и сравнить предметы по ширине, поощряет попытки приложить одну вещь к другой, следит за правильностью действий детей и их ответов.

Аналогично проводится занятие на усвоение качеств «длин­ный», «короткий».

5. Занятие 46*

Ход занятия

 

Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей подойти к пиа­нино (к шкафу) и достать с него красивую игрушку. Ребенок тянется к игрушке, встает на носки, затем говорит: «Никак. Дос­тать нельзя. Надо подставить стул».

«А почему нельзя достать игрушку?» — интересуется воспи­татель и подсказывает новое слово — высоко. Дети повторяют слово хором и по одному.

Педагог ставит на шкаф еще несколько игрушек. Спрашивает у детей: «Что стоит (лежит) высоко?» («Пирамидка стоит высоко, медвежонок сидит высоко, книжка тоже лежит высоко — не до­стать».)

Воспитатель переставляет одну из игрушек пониже. Теперь многие дети легко дотягиваются до нее. Повторяют слова низко, пониже. Педагог переставляет игрушку на детский стул. Малыши трогают ее, обмениваются впечатлениями («Стоит совсем низко. Мы ее выше»).

Малыши садятся на стулья. Оглядывают комнату и называют (или повторяют за воспитателем) предметы, которые стоят (ви­сят) высоко: плафоны, шторы, картина и т. п. «И заинька стоит высоко»,— говорят дети. Воспитатель достает игрушку и, мани­пулируя ею, рассказывает потешку «Заинька, походи ...». Для младших детей он повторяет потешку 1—2 раза, а те договари­вают слова.

С детьми старшей подгруппы педагог организует хоровод, и песенка про зайку исполняется 2—3 раза.

 

М А Й

Занятие 93

Ход занятия

 

На столе педагога лежат строительные формы: кубы, кирпи­чики, ворота (арка). Чуть поодаль — длинные и короткие до­щечки и палочки.

Вызывая детей, воспитатель просит найти длинную (корот­кую) дощечку, короткую (длинную) палочку, предлагает назвать предмет и его качество:. «Вот она, длинная дощечка».

Затем педагог дает задание взять со стола любой предмет и сказать, каков он по ширине (4—5 ответов). Воспитатель по­казывает, как можно сравнить предметы: приставить их друг к другу, приложить один к другому и пр. Потом он убирает до­щечки и палочки, отодвигает стол.

Вниманию детей предлагается картина «Дети играют в куби­ки». Педагог рассказывает, что на ней изображено. Объясняет: «Девочка сделала большие красивые ворота». Просит показать ворота, которые сделала девочка (1—2 вызова). Спрашивает, нравятся ли детям эти ворота, и предлагает ребенку построить такие же на столе (как указывалось, нужные формы заготовле­ны заранее). Воспитатель предлагает детям сравнить ворота, сделанные ребенком, с теми, что на картине, и дает образец вы­сказывание. Дети повторяют: «Сверху ворота красные, а снизу желтые». (Хоровое и несколько индивидуальных высказываний.)

Работа с детьми по картине продолжается. Воспитатель об­ращает их внимание на то, что мальчик (показывает) построил красную башню, задает вопрос: «Что построил мальчик?» (Хоро­вой и индивидуальные ответы.) Далее дети по предложению пе­дагога рассматривают, что везет мальчик в полосатой рубашке (машину, в машине — кубики). «Зачем мальчик в полосатой ру­башке везет кубики?» — спрашивает воспитатель. («Будет строить; отдаст ребятам». И т. п.). Продолжая беседу, педагог задает вопрос: «Что еще вы видите на картине?» Выслушав ответы, он уточняет их, хвалит детей за наблюдательность. В заключение дети слушают следующий рассказ: «Хорошо играть в кубики, интересно! Мальчик в черных шта­нишках построил высокую башню. Красивая получилась башня! Снизу желтая, вершинка — острая, красная. Девочка помогает ему. Она ворота сделала. Мальчик в полосатой рубашке — шофер. «Бип-бип! — сигналит он детям.— Я вам еще кубиков привез». Закончив рассказ, педагог приглашает детей подойти к картине и рассмотреть ее. Поощряет попытки построить такие же башню и ворота, как на картине.

Занятие 99

Ход  занятия

 

Воспитатель показывает детям картинки, на которых они уз­нают и называют повара, доктора, шофера. Вместо картинок

можно показать кукол, одетых в соответствующие костюмы (повар, врач), или сюжетную композицию (кукла стоит около машины. Она шофер). Дети называют профессию, отмечают детали костюма (белый халат и шапочку доктора; фартук и кол­пак повара и т. д.), называют орудия труда.

Воспитатель ставит перед детьми коробку. Рассказывает (и показывает), что в ней лежат различные вещи. Одни вещи нуж­ны повару, другие доктору, врачу, третьи шоферу. Предлагает помочь ему определить, кому что следует отдать. Вызывает ре­бенка. Тот выбирает, например, градусник (игрушка). Называет его, объясняет, зачем нужен градусник и кому следует передать его (доктору), располагает вещь около его «владельца» — кук­лы-доктора.

Педагог вначале сам раскладывает предметы, отделяя одну родственную группу от другой. В коробке могут лежать: гра­дусник, таблетки, лопатка-шпатель (для врача); терка, пова­решка, сковорода (для повара); колесо, руль (для шофера). Далее воспитатель, опираясь на помощь детей, перечисляет пред­меты, нужные в той или иной профессии. Или, передав ребенку куклу, предлагает найти нужную группу предметов и назвать их.

Детей младшей подгруппы воспитатель приглашает поиграть с предметами. На этом занятие заканчивается.

С детьми старшей подгруппы проводится упражнение на раз­витие слухового восприятия.

Отставив стол с игрушками, педагог просит вспомнить (на­поминает), как поет водичка и как поет комар. Дети отвечают все вместе и индивидуально. Затем им предлагается дидактическое упражнение «Угадай, чей голос».

Упражнение повторяется 5—6 раз.                              

Занятие 100

Ход занятия

 

Перед детьми на столе педагога игрушки (или картинки): птичка-синичка, заяц, мышка. Дети рассматривают и называют их. Воспитатель показывает детям зернышки (в баночке), ка­пусту, хлебную корочку и предлагает угадать, для кого приго­товлен этот корм: «Вот тебе, Вова, хлебную корочку. Что я тебе дала? Кого ты угостишь этой корочкой?». Если ребенок оши­бается и вручает корочку птичке, та «протестует». Например, начинает петь так: «Цу-ви, цу-ви. На столе стоит корм, который я люблю гораздо больше. Эта корочка не для меня».

После того как корм разложен, воспитатель уточняет, кто что будет есть: птичка-синичка — зернышки, зайка — капустку, мышка — корочку. «А ребяток,— педагог достает кувшин и раз­ливает в игрушечные чашки молоко (воображаемая ситуация),— я угощу молочком». Дети «пьют» молочко и благодарят воспи­тателя.

Затем воспитатель читает детям потешку «Травка-муравка». Предлагает послушать ее еще раз, сопровождает чтение показом соответствующих игрушек. Читает потешку в третий раз, не при­бегая к показу. Поощряет попытки -детей помогать ему при чте­нии.

В младшей подгруппе занятие на этом заканчивается. Дети (по желанию) могут подойти к столу воспитателя и покормить синичку, зайку, мышку, «попить» молока.

В старшей подгруппе можно предложить прочесть потешку одному-двум детям поочередно. Ребенок читает вместе с педаго­гом, остальные слушают. После этого старшие дети, так же как и ребята младшей подгруппы, могут поиграть с игрушками, ко­торые демонстрировались на занятии.

Занятие 103

Ход занятия

 

Воспитатель расставляет на столе игрушечных цыплят. Пред­лагает послушать песенку, которую сочинили цыплята:

— Цыпа-цыпа! — Аты-баты!
Мы цыплята! Мы — цыплята!
Мы клюем, клюем, клюем
Все, что встретим на пути,

И поем, поем, поем:

— Пити-пити, пи-ти-ти!

(В. Берестов. Цыплята.)

Затем педагог еще раз читает стихотворение.

«А вот и Таня! — говорит воспитатель и ставит на стол кук­лу.— Она пришла кормить цыплят.

«Идите, идите, цыплята»,— зовет Таня. Как она их зовет? (Хоровой и индивидуальные ответы.) А цыплята не идут! Надо позвать их вот так: цып-цып-цып . Как надо их позвать? (Хоровой и несколько индивидуальных ответов.) Видите, сразу все цыпля­та вместе собрались. Посыплите им зернышек, пусть клюют» (воображаемая ситуация).

Педагог предлагает поиграть в игру «Позови цыпленка». «Ес­ли кто-либо из вас,— объясняет он,— позовет: цып-цып-цып , то цыпленок подойдет, чтобы поклевать крошек или зернышек».

Ребенок зовет цыпленка, тот подходит и клюет с ладони корм (воображаемая ситуация). Упражнение повторяется б—7 раз, после чего воспитатель говорит: «Таня и курочке зернышек ос­тавила. Они в блюдце лежат (показывает). Позовите курицу: цып-цып-цып . Кто прибежал? («Курица».) Скажите ей: «Зер­нышки в блюдце».

Педагог предлагает поиграть в игру «Позови цыпленка». Далее отмечают, что на картине нарисована Таня, которая кормит курочку и цыплят, а мальчик смотрит, как клюют цыплята. «А где лежат зернышки? — спрашивает педагог. («В мисочке, в блюде».) — А сейчас покажите, как девочка берет зерна из ми­сочки и сыплет их курице и цыплятам (задание всем детям). Клюют цыплята зернышки? А кто еще клюет их? («Курица».) У курицы клюв (показывает) большой, а у цыплят клювики?.. («Маленькие».) Вот эти желтые цыплятки смотрят на мальчика, а мальчик говорит им: «Клюйте зернышки, клюйте. Они вкусные». Что говорит мальчик?» (Хоровой и индивидуальные ответы.)

5. Занятие 106*

Рассматривание одуванчиков1

Цель: обогатить и уточнить представления детей о растениях своего участка (трава, одуванчик), научить узнавать и называть их, различать по цвету, строению (цветок и стебелек одуванчи­ка), вызвать радость от непосредственного общения с природой; учить продолжительно (2—3 с) и довольно сильно дуть на оду­ванчик.




Ход занятия

 

Дети вместе с воспитателем выходят на лужок, где растут одуванчики. Педагог предлагает им погулять по травке. «Трава зеленая, густая,— говорит он.— Какая травка?» (Несколько ин­дивидуальных ответов.)

Воспитатель обращает внимание детей на то, как много в траве желтых цветов. Спрашивает, не знают ли они название желтого цветка. Подтверждает, что это одуванчик. Предлагает найти одуванчик и, не срывая, остановиться рядом с ним. Дети ощупывают цветок                                   

одуванчика, отмечают, что он мягкий, мягонький.
«Травка зеленая,— говорит воспитатель,— а одуванчики? («Жел-­
тенькие, желтые».) Зеленая трава и желтые одуванчики — это
очень красиво! Не правда ли? Посмотрите, одуванчик растет на
длинном стебельке»,— педагог присаживается и раздвигает
траву, обнажая стебель. Дети смотрят, подтверждают: «Растет,
стебелек длинный». «Стебелек длинный и гладкий. Найдите оду-­
ванчики и осторожно потрогайте стебель. Он?... («Гладкий» —
хоровой и индивидуальные ответы,) Проверьте — легонько про­
ведите рукой по стебельку одуванчика снизу вверх, длинный
ли стебель? («Длинный».)                

Вот какой чудесный цветок одуванчик (срывает цветок, по­казывает детям). У него длинный и гладкий стебель, а навер­ху — мягкая, желтенькая шапочка (дети повторяют описание). Созреет одуванчик, и шапочка станет, как белый пушистый ша­рик».

Воспитатель предлагает найти и показать созревшие одуван­чики с головками, как пушистые белые шарики. Дети выполняют задание, рассказывают: «Я нашел пушистый белый шарик... У меня вот какой большой пушистый шарик». И т. п.

Затем по предложению педагога дети срывают по одному созревшему одуванчику и дуют на них так, чтобы с трех-четырех раз облетели все пушинки (упражнение на развитие дыхания). «Пушинки — это семена одуванчика. Из них вырастут новые одуванчики»,— рассказывает детям воспитатель и показывает пушинки-семена.

Воспитатель приглашает детей выбрать и сорвать по одному самому красивому одуванчику. Составив букет, предлагает по­дарить его кому-либо из сотрудников детского сада: няне, заве­дующей, методисту, повару и т. д. И тотчас же вместе с детьми отправляется вручить подарок (следует заранее договориться с человеком, которому предназначен букет, чтобы в определенное время он был на своем рабочем месте).

1 Аналогичные занятия можно провести по рассматриванию деревьев, кус­тов, травы.











ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ОКРУЖАЮЩИМ

(из книги Гербовой В.В. «Развитие речи в 1 мл. группе»)

О К Т Я Б Р Ь

 

Занятие 2

Дидактическая игра «Поручения».

Дидактическое упражне­ ние «Вверх-вниз»

Цель: учить детей различать и называть игрушки, а также их основные качества (цвет, размер); совершенствовать пони­мание речи, развивать слуховое восприятие; продолжать зна­комить детей с расположением групповой комнаты, с назначе­нием вещей, которые в ней находятся; учить детей понимать значение слов вверх, вниз к повторять их вслед за воспита­телем.

 

Ход занятия

 

На столе воспитателя игрушки: большой и маленький мед­веди, неваляшка, матрешка, красная и синяя чашки (настоя­щие предметы), большой и маленький кубы.

Указывая на < игрушки, воспитатель предлагает назвать их, сказать, какого они размера, цвета. Далее, вызывая к себе детей по очереди (ребенок должен стоять так, чтобы выполняемые им действия были хорошо видны всем), педагог предлагает каж­дому одно из перечисленных ниже заданий:

— Большого мишку напои чаем из красной чашки. (Если ре­бенок ошибается, медвежонок «рычит», «отворачивается», про являя свое неудовольствие. Аналогично ведут себя другие иг­рушки.)

— Поставь матрешку на маленький кубик.

— Маленькому медведю подари большой куб.

— Пусть неваляшка выпьет чаю из синей чашки.

— Возьми маленького медведя и посади на ковер.

— Отнеси на ковер большого медведя и посади рядом с ма­леньким.

— Заставь поплясать и позвенеть неваляшку.

После выполнения ребенком последнего задания все участ­ники занятия изображают неваляшек (сидя на стульчиках, слегка наклоняются влево-вправо).

Воспитатель строит из кубиков лесенку. По ней ходит мат­решка: вверх-вверх-вверх, вниз-вниз-вниз. Дети следят за ее действиями и вместе с воспитателем произносят соответствую­щие слова: вверх..., вниз... .

Заканчивая занятие, педагог просит детей помочь ему уб­рать игрушки и предметы, использованные на занятии. Затем он спрашивает, где хранится посуда (в буфете), где стоит бу­фет, где лежат кубики. Просит показать место их хранения. Советуется с детьми, куда удобнее посадить медведей, поста­вить неваляшку (матрешку). Следит за правильным исполь­зованием детьми слов посадить, поставить, положить.

 

Занятие 3

Дата: 2019-02-19, просмотров: 629.