Сточки зрения длительности во времени риски можно разделить на кратковременные и постоянные. К группе кратковременных рисков относятся те, которые угрожают предприятию в течение конечного, известного отрезка времени. Например, риск потерь во время перевозки груза, или риск неплатежа по конкретной сделке. К постоянным рискам относятся те, которые непрерывно угрожают производственно-хозяйственной деятельности организации в данном географическом районе или в определенной отрасли экономики. Например, риск неплатежа в стране с несовершенной правовой системой или риск разрушения сооружений в районе с повышенной сейсмической опасностью.
По степени правомерности хозяйственного риска могут быть выделены оправданный (правомерный) и неоправданный (неправомерный) риски. Граница между ними в разных видах производственно-хозяйственной деятельности, в разных секторах экономики различна.
Классификация рисков в зависимости от возможности их страхования
Все риски можно также разделить на две большие группы в соответствии с возможностью страхования: страхуемые и нестрахуемые. Риск страхуемый - вероятное событие, на случай наступления которого проводится страхование. В зависимости от источника опасности страховые риски подразделяются на риски, связанные с проявлением стихийных сил природы, и на риски, связанные с целенаправленными действиями человека. Если потери, возникающие в результате страхуемого риска, покрываются за счет выплат страховых компаний, то потери, возникающие в результате нестрахуемого риска, возмещаются из собственных средств организации.
Практическое занятие №3
1) Чем на Ваш взгляд вызвано многообразие рисков?
2) Перечислите критерии и виды классификации рисков.
3) Назовите основные виды риска.
4) Расшифруйте классификацию рисков в зависимости от основной причины возникновения (природные, техногенные, экологические, политические, экономические, технические, производственные, финансовые, отраслевые, инвестиционные, инновационные и т.д.).
5) Дайте характеристику рискам, связанным с загрязнением окружающей среды.
6) В чем проявляются политические риски?
7) Назовите виды финансовых рисков.
8) Покажите общие черты и проявления инфляционного (дефляционного) риска.
9) Дайте характеристику видам риска, связанным со снижением доходности (процентные, кредитные и др.).
10) Дайте краткую характеристику рискам прямых финансовых потерь (биржевой, селективный, банкротства, кредитный и др.).
11) Охарактеризуйте риски, вызванные опасностью потерь, связанных с изменением курса валют (валютный риск).
12) Дайте характеристику рисков, связанных с уклонением, передачей, распределением риска (страховой риск).
13) Назовите основные виды производственных рисков.
14) Охарактеризуйте основные виды транспортных рисков.
15) Назовите основные виды имущественных рисков.
16) Покажите основные особенности спекулятивных, предпринимательских и коммерческих рисков.
В ы полните задания
№2.1. Классификация риска по масштабу проявления, величине потерь и проявлению негативных последствий [8]
Прежде всего, классификацию негативных последствий рискованной деятельности следует проводить по масштабу проявления. Саму же «масштабность» риска целесообразно характеризовать не одной, а несколькими измерениями. Сначала, поскольку всегда рискуют определенные люди, нужно обязательно учесть, сколько людей подвергается риску. Здесь интересным представляется мнение Е. С. Вентцель , которая утверждала:
«Чем опаснее возможная ошибка предсказания, тем ближе к нулю должна быть вероятность события, чтобы его считать практически невозможным». В таблице 2.1. представлены данные, которые дают достаточно ясное представление о том, какие требования предъявляют в США к ядерным реакторам, исходя из величин возможных потерь при авариях и катастрофах. Как видим, данные весьма поучительные.
Таблица 2.1.
Характеристики требований к уровням потерь при авариях на АЭС
Вероятность авариислучнареактгод(../) | Последствия (число случаев в год) | ||||||
Смертельные слу-чаи | Острая лучеваяболезнь | Смертность от ра-кавтечение10-40лет | Опухоли щито-виднойжелезывтечениелет10-40 | Генетические де-фектыупо1-20-коленияпотомков | Потери имущест-вамлрддолл,. | ||
5 • 10-5 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |
5• 10-6 | 1 | 300 | 170 | 1 400 | 25 | 1,9 | |
5 • 10-7 | 110 | 3 000 | 460 | 3 500 | 60 | 3 | |
5• 10-8 | 900 | 14 000 | 860 | 6 000 | 110 | 8 | |
5 • 10-9 | 3 300 | 45 000 | 1 500 | 8 000 | 170 | 14 | |
52 |
Если самый важный показатель риска - количество людей, подвер-гающихся риску, учтен, то затем потребуется ввести такие классификаци-онные признаки, как величина потерь или убытков в адекватно подобран-ных шкалах, а также размер ареала, на котором зафиксирован ущерб. И наконец, обязательно потребуется учитывать длительность проявления
негативных последствий и динамику изменения уровней потерь во време-ни. В итоге получится, что классификационная характеристика Х м.у. мас-штаба риска экономической деятельности будет выражаться, как мини-мум, пятимерным вектором вида:
Х м.у = х1, х2, х3, х4,
где х1 - число людей, понесших потери или убытки или подвергшихся не-
гативному воздействию последствий экономической деятельности; х2 - адекватная характеристика величины причиненного ущерба; х3 - размер ареала, в рамках которого фиксируется ущерб; х4 - длительность проявления последствий ущерба; х5 - характер динамики ущерба
Для того чтобы можно было судить о степени масштабности проявле-ния конкретных негативных последствий рискованной деятельности, ре-зультаты негативных последствий потребуется шкалировать (измерять). С целью обеспечения заданных требований к надежности вынесения сужде-ний шкалу для оценки вектора Х м у масштаба ущерба следует выбирать достаточно осторожно. Наиболее надежными считают качественные шка-лы; количественные - более точными [8].
количественными шкалами для компонента вектора масштаба ущерба экономической деятельности обычно вопрос решается достаточно просто. Что касается назначения для этих компонент качественных шкал, то при их выборе следует исходить из принципа однозначной семантики, который обеспечит и возможность вынесения решения, и соблюдение необходимых семантических традиций конкретной сферы предпринимательской деятельности. Например, для шкалирования масштабной компоненты х1, характеризующей число людей, подвергшихся негативному воздейст-вию последствий экономической деятельности, можно предложить следующие качественные градации: «индивидуальный ущерб», «ущерб для малой группы лиц», «ущерб для средней группы» и т. д. - вплоть до градаций типа «национальный ущерб» и «мировой ущерб». Адекватными качественными характеристиками величины х2 причиненного ущерба могут служить «дневной (недельный, месячный, годовой) доход одного человека», «дневной доход фирмы» и т.п. Размер ареала, в рамках которого фиксируется ущерб (компонента х3 вектора Х му масштаба ущерба), может качественно характеризоваться, например, как «локальный», «региональный», «глобальный». Для качественной оценки длительности проявления последствий ущерба можно использовать градации типа «однократный», «короткий», «длительный», «жизнь одного поколения» и др. Что касается компоненты х5 (характер динамики ущерба), то, пожалуй, для ее измерения целесообразно использовать только качественные градации: «динамики нет», «динамика с нарастанием (убыванием) ущерба».
Как только шкалы для идентификации уровней предпринимательского риска выбраны, а результаты измерения получены, тут же появляется возможность отображать формализованные результаты масштабирования графически. Обычно это делается с целью повышения наглядности, обеспечения многомерности, или «объемности», восприятия
y | |
100 | |
80 | |
60 | |
x5 | x1 |
40 | |
20 | а1 |
0 | а2 |
а3 | |
x4 | x2 |
x3
Рис 2.4. – Диаграмма сравнительной оценки масштабов ущерба для трех альтернатив экономической деятельности
Экономическая деятельность в смысле ее негативных последствий
будет считаться тем более привлекательной, чем меньше для нее значения характеристик х1, х2,..., х5 масштабов ущерба. Другими словами, более предпочтительными следует считать те альтернативы экономической деятельности, для которых линии графиков значений характеристик х1, х2,..., х5 проходят как можно ближе к центру диаграммы. Для полноты общей картины результатов деятельности отобразим на диаграмме шкалу значений положительного экономического эффекта. Обозначим через у результаты экономического эффекта. Ясно, что при прочих равных условиях каждый предприниматель стремится к тому, чтобы положительный эффект у экономической деятельности был бы как можно выше. Поэтому на нашей диаграмме точки, отображающие значения у результата экономического эффекта, для более предпочтительных альтернатив ведения экономической деятельности будут лежать дальше от центра диаграммы, а для менее предпочтительных альтернатив - ближе к центру.
y | x1 | x2 | x3 | x4 | x5 | |
а1 | 100 | 5 | 5 | 5 | 5 | 5 |
а2 | 40 | 50 | 30 | 55 | 40 | 55 |
а3 | 30 | 30 | 50 | 80 | 80 | 30 |
итоге при указанных нами направлениях предпочтения по осям диаграммы получается, что чем дальше от центра по оси у проходит линия графика и чем ближе к центру диаграммы она пересекает оси х1,х2,..., х5, тем, следовательно, более предпочтительным оказывается способ экономической деятельности. В таком случае, как показывает анализ графиков на рис. 2.4., альтернатива а 1 является наилучшей среди всех. Помимо того, что у нее наивысший, 100 % ный уровень полезного эффекта, она характеризуется наименьшими значениями масштабов потерь (на рис. 2.4. эти значения практически отразились в виде жирной точки в центре диаграммы). Что касается двух оставшихся альтернатив а 2 и а3, то эти альтернативы несравнимы по критерию Парето (см. главу 7) в том смысле, что у альтернативы а2 по сравнению с альтернативой а3 выше значение у полезного эффекта и одновременно ниже значения характеристик х2, х3 и х4, но зато хуже, чем у альтернативы а3 такие характеристики ущерба, как
х5.
Иногда к графическому представлению удобно прибегать для того, чтобы продемонстрировать динамику процесса. На рисунке 2.5. представ-лены два графика, каждый из которых характеризует какую-то конкретную ситуацию идентификации масштаба причиненного ущерба. В частности, на рис. 2.5.а отдельной точкой отображена ситуация с причинением однократного без динамики ущерба в момент времени t0. На рисунке 2.5.б - причинение ущерба с нарастающей динамикой его уровней, причем различные уровни ущерба зафиксированы в моменты t0, t1, t2, t3, t4.[8]
х3 | x3 | t4 | ||||
t3 | ||||||
Размер | Размер | t2 | ||||
t1 | ||||||
ареала | ареала | |||||
t0 | t0 | |||||
x2 | ||||||
x1 | Величина | Величина | ||||
ущерба | ущерба | |||||
Число людей | а | Число людей | б | |||
Рис. 2.5. – Графики ущербов
Для оценки тяжести последствий рискованной деятельности одного только представления о масштабах риска может оказаться недостаточно. Иногда ЛПР просто не может или даже вынуждено оценивать риски также
по форме их проявления. Что такое «форма» и чем она отличается от «содержания»? Приведем такой пример, ваза, банка, кувшин и т.д. – это форма в которую можно налить воду. Вода – это содержание, и оно принимает форму вазы или кувшина.
этой связи уместно выделять следующие особые формы проявления риска в виде ущерба:
материального; морального; финансового.
№2.2. Пример производственного риска.
На рисунке 2.6. представлена схема процесса контроля качества продукции в ходе производственной деятельности. Проанализируем суть процесса контроля с помощью этого рисунка.
Из-за сбоев в работе оборудования, его изношенности, ошибок персонала и по многим другим причинам в процессе производства каждая единица выпускаемой продукции может случайно оказаться в одном из двух возможных S 0 и S 1 классов:
S 0 - множество кондиционных единиц выпущенной продукции;
S 1 - множество бракованных (некондиционных) единиц продукции.
Произведенная продукци
Возможные качественные состояния
S 0 S 1
Кондиционная Бракованная
Решения при контроле качества продукции | ||||||||
S 0 | S 1 | S 0 | S 1 | |||||
Кондиционная | Бракованная | Кондиционная | Бракованная | |||||
продукция | продукция | продукция | продукция | |||||
|
| |||||||
|
|
| ||||||
Последствия при вынесении решений при контроле качества | ||||||||
Верное решение, | Ошибочное реше- | Ошибочное реше- | Верное реше- | |||||
увеличение до- | ние, недополуче- | ние, увеличение | ние, списание | |||||
ходности | ние доходности | косвенных потерь | прямых потерь | |||||
Рис. 2.6. – Схема процесса контроля качества продукции в ходе производ-ственной деятельности
Вероятность Р 0 = P(S 0 ) изготовления кондиционной продукции тем больше, чем оборудование и технология совершеннее, однако все равно величина Р 0 этой вероятности не может быть равна единице. Соответственно вероятность Р 1 - P(S 1 )изготовления бракованного изделия, равная 1 - Р 0 - P(S 1 ), не может ни при каких условиях равняться нулю.
Совершенно очевидно, что доход от производственной деятельности может быть получен только от продажи качественной, кондиционной продукции. Следовательно, из всего объема N выпуска только доля, равная NP 0, принесет прибыль, а из-за остальных NP 1 единиц продукции будут одни убытки. Это происходит потому, что потребитель не обязан платить за некондицию и потребует заплаченные за нее деньги назад, да еще может
иск предъявить за причиненный его интересам материальный и моральный вред. А это, в свою очередь, означает, что производитель бракованной продукции заплатит и за транспортировку, и за оформление претензии, и за складирование такой продукции. Кроме того, не исключена оплата неустоек и судебных издержек.
Именно из этих соображений, чтобы как можно полнее отсечь от готовой партии долю NP 1 бракованных изделий, чтобы, так сказать, «отделить зерна от плевел», на производстве организуют и проводят контроль качества изготовленной продукции. В процессе контроля измеряют все важные характеристики у образцов этой продукции и решают, что с ними делать. Однако как методы измерения, так и измерительные приборы неидеальны, и поэтому результаты измерения всегда сопровождаются ошибками. Это аксиома теории измерения. Из-за этого, когда в процессе анализа результатов измерений выносят решение, оно может оказаться как верным, так и ошибочным. Иными словами, любой кондиционный образец из множества S 0 может быть правильно идентифицирован как кондиционный
включен во множество с именем «Кондиционная продукция», но такое же кондиционное изделие может быть ошибочно забраковано и, образно говоря, выброшено в контейнер S 1 с надписью «Бракованная продукция».
Ошибки измерения, так же как и ошибки изготовления, случайны, и вероятность а совершения ошибки, в результате которой бракуется кондиционная продукция, не равна нулю. Следовательно, только часть кондиционных изделий, равная NP 0(1 - α), будет отправлена заказчику и в дальнейшем принесет доход. Другая часть, а именно NP 0 α, будет утрачена, поскольку ее с вероятностью а признают «бракованной», и эта часть дохода не принесет. В итоге в результате неидеального контроля качества часть дохода недополучается и происходит перерасход ресурсов производственной деятельности.
Почти так же выглядит ситуация с контролем качества изделий, которые на самом деле относятся к множеству S l бракованных (некондиционных) единиц продукции. По результатам измерений среди них могут верно распознать только часть бракованных единиц продукции и отнести их к множеству S 1 элементов, классифицированных как «Бракованная продукция», а другую часть могут ошибочно идентифицировать как кондиционные и занести в класс S 0 с именем «Кондиционная продукция». Обозначим через β вероятность случайной ошибки, заключающейся в том, что бракованное изделие примут за кондиционное. Следовательно, среди NP 1 бракованных изделий будет случайно выявлена доля, равная NP 1 (1-β), действительно бракованных, a NP 1 β изделий будут ошибочно приняты за кондиционные. Результирующая сортировка представлена на рис. 2.7.[8]
Чтобы увеличить доход от реализации продукции в объеме, равном NP 0 (1-α), формально нужно увеличить вероятность Р 0 и уменьшить α. Для этого необходимо, прежде всего, постоянно заботиться о совершенствовании производственного оборудования и техники, его своевременном обновлении, настройке и ремонте. Результатом будет увеличение вероятности выпуска кондиционной продукции. Затем необходимо будет задуматься над совершенствованием процесса контроля, чтобы уменьшить вероятности α и β ошибок контроля.
Общий объем произве-
Р 0
Денной продукции
Р 1
N
Кондиционная про-
Бракованная про-
дукция в объеме,
дукция в объеме,
равном NP 0
равном NP1
β
Признана бра-
Признана кон-
кованной NP 0 α
диционной
NP 1 β
Прямые и косвенные потери и убытки
Рис. 2.7. – Результирующая сортировка после контроля партии продукции
ТЕМА 4 РИСК В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИИ И БЮДЖЕТИРОВАНИИ
План
4.1.Типичные ошибки в бизнес планировании и повышение его устойчивости
4.2 Бюджетирование риск-менеджмента
4.1.Бизнес планирование и бюджетирование
Бизнес-план (БП) документ, который описывает все основные аспекты будущей коммерческой деятельности предприятия или фирмы, анализирует все проблемы, с которыми они могут столкнуться и определяет способы решения этих проблем.
На основании этого документа инвесторы предоставляют денежные средства. Бизнес-план имеет два направления:
o внутренние – подготовить заказчику информационное сырье, программу реализации проектного предложения с оценкой результатов на каждом этапе
o внешнее – информирование о техническом, организационно экономическом, финансовом, юридическом и прочих преимуществах фирмы внешних инвесторов и другие заинтересованные организации, муниципальные органы, принимающие решения, и коммерческие банки, предоставляющие кредиты.
Бизнес-план – документ перспективный и составлять его рекомендуется на 3-5 лет вперед. Отсюда очевидна необходимость учета всех влияющих факторов на деятельность фирмы, в том числе и возникновение возможных рисков.
Состав, структура и детализация БП определяется функциональной спецификой и размером фирмы, активностью рынка сбыта, продвинутостью 9конкурентов, а также стратегическими целями и локальными задача-
ми конкретного бизнеса. В зависимости от целей составления БП его разделы могут разрабатываться с той или иной степенью конкретизации.
|
| Таблица 4.1. | ||||||||||||||
| Состав разделов бизнес-плана и их цель |
|
| |||||||||||||
Название | Состав раздела |
| Цель |
| ||||||||||||
раздела |
|
|
| |||||||||||||
1 | 2 |
| 3 |
| ||||||||||||
1. Резюме | результаты и выводы БП, новизна произ- | объективная оценка про- | ||||||||||||||
| водства, новизна предполагаемой про- | дукции, | деятельности | |||||||||||||
| дукции, сведения об объеме продаж, вы- | фирмы, | анализ | объема | ||||||||||||
| ручке, затратах, прибыли, срок возврата | продаж, оценка риска и | ||||||||||||||
| капитала | прибыли |
| |||||||||||||
2. | Исходные | функциональные особенности, местопо- | основание для анализа и | |||||||||||||
данные | арак- | ложение, условия использования террито- | засчетов |
| ||||||||||||
теристики | рии |
|
|
| ||||||||||||
3. | Прогноз | современное состояние и тенденции эко- | прогноз | коммерческой | ||||||||||||
конъюнктуры | номических процессов в инвестиционной | деятельности | привле- | |||||||||||||
ранка | сфере | каемых фирм |
| |||||||||||||
4.Стратегия | маркетинговая ситуация, программа осу- | анализ | состояния рынка, | |||||||||||||
маркетинга | ществления стратегий, потенциальные по- | изменения цен, внешних и | ||||||||||||||
| требители, рыночная конъюнктура, цены, | внутренних факторов, эф- | ||||||||||||||
| каналы сбыта, реклама, прогноз новой | фективности | рекламы, | |||||||||||||
| продукции, ценообразование, ценовые по- | оценка сильных и слабых | ||||||||||||||
| казатели | сторон фирмы, производ- | ||||||||||||||
| ственных возможностей | |||||||||||||||
5.Конкуренци | потенциальные конкуренты: оценка объ- | сравнительный | анализ, | |||||||||||||
я |
| ема их продаж, доходов, перспектив вне- | анализ | целей, | стратегий | |||||||||||
| дрения моделей, основные социально- | конкурентов, их | сильных | |||||||||||||
| экономические | характеристики,уровень | и слабых сторон |
| ||||||||||||
| качества и дизайна их продукции, поли- |
|
|
| ||||||||||||
| тика их цен |
|
|
| ||||||||||||
6.Товар-слуга | описания продукта: потребительские свой- | оценка | потребительских | |||||||||||||
| ства товара, отличие от товаров кон- | свойств продукции, ана- | ||||||||||||||
| курентов, степень защищенности товара | лиз товаров конкурентов, | ||||||||||||||
| патентами, прогноз цен и затрат на про- | анализ цен и затрат на | ||||||||||||||
| изводство, организацию сервиса. | производство продукции | ||||||||||||||
7.Определени | единовременные и текущие затраты, дис- | объем и структура затрат | ||||||||||||||
е затрат | контирование, | прогнозирование инфляции | по видам, источникам и | |||||||||||||
| с определением по источникам финанси- | направлениям |
| |||||||||||||
| рования |
|
|
| ||||||||||||
8.План | про- | производственный процесс: перечень ба- | оценка | состояния дел по | ||||||||||||
изводства | зовых операций по обработке и сборке, | все пунктам плана про- | ||||||||||||||
| поставке сырья, материалов, комплек- | изводства |
| |||||||||||||
| тующих с полным перечнем условий, обо- |
|
|
| ||||||||||||
| рудования, зданий, сооружений, трудовые |
|
|
| ||||||||||||
| ресурсы, затраты на производство продук- |
|
|
| ||||||||||||
| ции |
|
|
| ||||||||||||
|
|
|
| |||||||||||||
Название | Состав раздела |
| Цель | |||||||||||||
раздела |
|
|
| |||||||||||||
| 1 | 2 |
| 3 |
| |||||||||||
9.Организаци | блоки и этапы программ, организация ра- | блок-схема | организации | |||||||||||||
я работ и фи- | боты, установления форм собственности, | работ | и | финансирования | ||||||||||||
нансирование | виды и источники финансирования, опре- | по | периодам | осуществ- | ||||||||||||
|
| деление величины и источников по- | ления | проектов, | анализ | |||||||||||
|
| лучения средств, обоснование полного | средств | по | источникам, | |||||||||||
|
| возврата средств и получения доходов | анализ платежей предпри- | |||||||||||||
|
|
| ятия, сроков окупаемости | |||||||||||||
|
|
| проектов |
| ||||||||||||
10.Рынок | положение дел в отрасли, потенциальный | оценка | положения | дел | в | |||||||||||
сбыта |
| потребитель, рыночная конъюнктура | отрасли, | анализ | темпов | |||||||||||
|
|
| прироста по отрасли, | тен- | ||||||||||||
|
|
| циальных | потребителей, | ||||||||||||
|
|
| рыночной конъюнктуры | |||||||||||||
11. | Опреде- | виды производства, себестоимость работ, | оценка объема, себестои- | |||||||||||||
ление | дохо- | услуг, условия ценообразования, налого- | мости работ услуг и т.д. | |||||||||||||
дов |
| обложения, получение валового и чистого |
|
| ||||||||||||
|
| доходов с учетом дисконтирования и ин- |
|
| ||||||||||||
|
| дексов инфляции |
|
| ||||||||||||
12. Финана- | прогноз объемов реализации, баланс де- | финансовый | анали | дея- | ||||||||||||
совый план | нежных расходов и поступлений, таблицы | тельности | предприятия, | |||||||||||||
|
| доходов и расходов, сводный баланс акти- | анализ баланса денежных | |||||||||||||
|
| вов и пассивов предприятия, график дви- | расходов | и | поступлений, | |||||||||||
|
| жения наличности | анализ |
| безубыточности | |||||||||||
|
|
| доходов и затрат, выявле- | |||||||||||||
|
|
| ние | внутрихозяйственных | ||||||||||||
|
|
| резервов | для | укрепления | |||||||||||
|
|
| финансового положения | |||||||||||||
13.Формиров | план и структура управления, источники | баланс | финансовых | рас- | ||||||||||||
ание | потока | водоснабжения, электроэнергии и т.д. | ходов | и | поступлений | с | ||||||||||
чистых |
| учетом всех видов необ- | ||||||||||||||
средств |
| ходимых налогов | ||||||||||||||
14.Оценка | расчетные показатели и их интерпретация: | оценка |
| экономической, | ||||||||||||
экономикой | срои окупаемости затрат рентабельность | коммерческой, | бюджет- | |||||||||||||
коммерчской | инвестиций, точка безубыточности и др. | ной, социальной эффек- | ||||||||||||||
и социальной |
| тивности инвестици | ||||||||||||||
фективности |
|
|
| |||||||||||||
15.Страхован | типы риска, условия их возникновения, | анализ рисков по источ- | ||||||||||||||
ие | имерче- | возможный ущерб, вероятность появления | никам и причинам, анализ | |||||||||||||
ского риска | новых технологий, альтернативные реше- | риска |
| статистическим, | ||||||||||||
|
| ния, меры профилактики риска, программа | экспертным и комбиниро- | |||||||||||||
|
| страхования и внешнее страхование от | ванным методами, | анализ | ||||||||||||
|
| рисков | выбора |
| инвестиционных | |||||||||||
|
|
| решений, поиск механиз- | |||||||||||||
|
|
| ма | предотвращения | рис- | |||||||||||
|
|
| ков, форм и условий стра- | |||||||||||||
|
|
| хования |
| ||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||
4.2.Порядок разработки бизнес-плана
Структура БП существенно не отличается при различных видах бизнеса, за исключением некоторых дополнений (рис.4.1.) [14]:
принятие решения о создании собственного дела;
2.анализ собственных возможностей:
3.выбор продукта или услуги;
4.исследование возможного рынка сбыта;
5.прогноз объемов сбыта;
6.выбор места для осуществления деятельности; 7, 8, 9.разработка плана производства; 10.разработка юридической схемы;
11.организация бухгалтерского учета;
12.решение вопроса страхования;
13.разработка финансового плана;
14.написание резюме к бизнес-проекту.
9 | |||||||||||||||||
5 | 10 | ||||||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 7,8 | 11 | 13 | 14 | ||||||||||
| |||||||||||||||||
6 | 12 | ||||||||||||||||
Рис.4.1. – Обобщенная схема составления бизнес-плана
Составлению бизнес-плана предшествуют следующие работы:
1) анализ и оценка текущего состояния предприятия;
2) анализ возможностей и проблем ранка;
3) анализ влияния состояния отрасли;
4) определение направлений и формирование целей на планируе-мый период;
5) разработка планов действий для определения целей и опреде-ления обходимых ресурсов.
При составлении БП используются статистическая, бухгалтерская и другая информация, которая должна подтверждаться ссылкой на перво-источник. Расчет основных стоимостных и натуральных показателей, применительно к строительству, включает следующие процедуры [14]:
§ определяются основные натуральные параметры застраивае-мой территории;
o производится распределение указанных параметров в соот-ветствии с очередью освоения территории по отраслям и объектам, по формам собственности и видам работ;
· определяют с помощью укрупненных показателей размеры единовременных и текущих затрат;
· производится распределение указанных укрупненных затрат и доходов по отраслям, объектам, очередям, годам, формам собственности.
· БП застраиваемой территории разрабатывается в три этапа:
· осуществляется сбор и анализ исходной информации, форми-руется стратегия маркетинга, прорабатываются альтернативные варианты проектных решений;
· формируется инвестиционная программа, в составе которой производятся расчеты единовременных и текущих затрат и доходов с распределением их по формам собственности, годам с последующим дис-контированием;
· рассматриваются показатели эффективности проектного предложения с учетом собранной информации.
· Материалы содержательной части, а также приложения оформляются
· текстовом, табличном и графическом виде.
Одним из блоков, на котором базируется затратная часть БП, является сметное планирование. В процессе бизнес-планирования составляются следующие сметы:
Ø продаж;
Ø производства;
Ø прямых материальных затрат;
Ø расходов на оплату труда производственного персонала;
Ø накладных общепроизводственных
расходов; себестоимости реализованной продукции;
Ø прибыли и убытков;
Ø текущих общехозяйственных расходов; капитальных затрат;
Ø движения денежных средств; статей актива и пассива
Стоимость денежного капитала представляет собой средневзвешенную величину, зависящую от 2-х факторов:
· цены каждого из источников финансирования, т.е. той доходности, которой требует владелец средств за право ее использования;
· доли этих средств в общей сумме капитала.
Вложение средств является оправданным только в том случае, если оно приносит доход больше, чем по альтернативным проектам с тем же уровнем риска.
Средне взвешенная стоимость капитала может быть определена как тот уровень доходности, который должен приносить инвестиционный проект, что бы можно было обеспечить всем категориям инвесторов получение дохода, аналогично тому, который они могли получить по альтернативным проектам с тем же уровнем риска.
Маржинальная стоимость капитала – изменение общей сумме прибыли от инвестиций, необходимое для удовлетворения требований инвесторов с учетом новых инвестиций (сумма капитала, необходимого для инвестиций).
Стоимость заемных средств равна эффективной процентной ставке вновь привлеченным кредитам, скорректировано с учетом практики исчесления налогов.
Стоимость капитала, полученного с помощью привлеченных акций:
K p | = | Д | р | ,(4.1) |
Р | ||||
р |
где Д р – ежегодный дивиденд на 1 привилегированную акцию; Р р – цена 1 общей непривилегированной акции.
Ценность обыкновенной акции для инвестора определяется дисконтированной величиной потока будущих доходов:
Р = ∑ | Д t | , | (4.2) |
(1 + К е )t |
где Р – цена акции; Д t – дивиденд в конце периода t; К е – желаемая инве-стором доходность своего капитала.
Для определения требуемого уровня доходности разрабатываются специальные методы:
· модель роста дивидендов;
· модель доходности по чистой прибыли;
o метод ценообразования на капитальные активы на основе дисперсии относительной средней величины.
Модель роста дивидендов
Если денежные поступления увеличиваются с одинаковым темпом q каждый из периодов времени, то формулу (4.2) можно записать в виде:
Д t ,(4.3)
е - q
На основе использовании данной модели две реально известные величины, сложившиеся на рынке акций, и величины дивидендных выплат, возникших в истекшем году. Таким образом, единственной величиной, ко торую надо прогнозировать, является темп роста дивидендов. Для решения этой задачи используются многочисленные методы прогнозирования.
Самый простой - экстраполяция на будущее того темпа роста дивидендных выплат, который наблюдается на протяжении нескольких предшествующих периодов времени.
Модель доходности по чистой прибыли
В данной модели отправной точкой является доход, который получил бы акционер при распределении всей прибыли компании после уплаты налогов виде дивидендов:
Р пр | = | NP S | , | (4.4) |
V S |
где Р пр- доходность по чистой прибыли; NP S - чистая прибыль на 1 акцию; V S - рыночная цена 1 акции.
Стоимость существующего капитала - если возможно определение величины доходности, требуемой инвестором, то и возможно определение того уровня доходности, которого должна достичь фирма, чтобы удовлетворить инвестора и обеспечит получение прибыли для себя.
Этот уровень зависит от уровня доходности конкурирующих вариантов инвестиций и соотношений рискованности вложений в собственные проекты рмы и альтернативные товары фондового рынка.
Стоимость вновь привлекаемого капитала - когда у фирмы недостаточно собственного капитала ей надо прибегнуть к увеличению капитала из внешних источников, например за счет эмиссии своих ценных бумаг. Это возможно лишь в том случае, если проект эмиссии предполагает уровень доходности более высокий, чем по существующему капиталу.
Предположим, что все доходы, полученные благодаря инвестициям будут направлены на выплату дивидендов, тогда для определения стоимости капитала можно использовать формулу:
К пе | = | К е | , (4.5) | |
1 | - f |
где К пе - необходимый уровень доходности по новому акционируемому капиталу ; К е - f - затраты на осуществление новой эмиссии акций в процентах к рыбной цене акций.
Когда не вся сумма доходов фирмы направляется на выплату дивидендов, а часть их сохраняется, необходимый уровень доходности равен:
К пе = | Д | , | (4.6) |
Р(1 - f ) + q |
где Д - сумма дивидендов; f- темп возрастания денежных поступлений; Р - цена акции.
Практическое занятие №4
Тема 6 риск-менеджер
6.1. Профессия риск-менеджер
6.2. Методологические основы принятия риск- решений
Профессия риск-менеджер
Автор книги «Управление рисками фирмы» Вяткин В.Н. приводит ци-тату успешного вербовщика риск-менеджеров, руководителя рекрутинго-вой компании, отвечающего на вопрос: «Какие качества ищут ваши клиен-ты в людях, способных претендовать на должность главного управляюще-го риском в корпорации?» [6]:
-отличные способности и навыки общения - коммуникатор; обладание мышлением предпринимателя - бизнесмен; компетенция в управлении рисками – специалист; превентивное мышление руководителя-стратега и тренера;
-должен быть глубоким и практичным знатоком своей узкой сферы внутри широкой области знаний о рисках и управлении ими.
коммерческих, финансовых, правительственных организациях, учебных заведениях и больницах, практически во всех организациях риск-менеджеры в основном работали со страхуемыми рисками. В то же самое время линейные руководители интересуются прежде всего такими рисками бизнеса, как конкурентные, операционные и кадровые неопределенности. Однако и те и другие стремятся к одним и тем же целям, ориентируются на финансовые результаты, решают однотипные задачи.
Отсюда следует, что любой менеджмент в бизнесе так или иначе является риск-менеджментом,
любой линейный руководитель в значительной мере является риск-менеджером дженералистом. то же самое время каждый работник фирмы на своем рабочем месте обязан вести работу наиболее продуктивным из всех безопасных методов. Это не только юридическое и общегуманистическое требование: такая ра-бота экономически выгодна. В рыночном обществе именно фирма отвеча-ет за выплату всех ущербов, которые произошли из-за ее действия или бездействия. И претензии по таким ущербам могут быть сокрушительны-ми. Короче говоря, в современном мире каждый работник в значительной мере становится риск-менеджером, сам риск-менеджмент в хорошо управ-ляемой компании становится разделенной коллективной профессией. Именно такой подход позволяет решить противоречие между расширени-ем потребности в риск- менеджерах и невыносимо высокими требования-ми к ним.
Каковы конкретные требования к профессиональным менеджерам? Чтобы ответить на этот вопрос, приведем фрагменты представления-заявки на участие в конкурсе «Риск-менеджер года», который ежегодно проводится на всемирной выставке-конференции-семинаре RIMS начиная
1978 г. [18] На это звание может быть представлен любой риск-менеджер из любой страны. Каждый кандидат оценивается по десяти критериям (рис. 6.2.) каждым членом специальной представительной комиссии. Побеждает тот, у которого окажется наивысший средний бал.
Одна или несколько крупных проблем организации, которые обнаружил и решил представляемый
Способность представляемого изобретательно
применять широкий спектр инструментов риск-менеджмента и страхования.
Примеры творческого и эффективного использования кандида-том возможностей страхового рынка для создания системы за-щиты организации.
Участие кандидата в создании системы разведки внутри и вне организации, которая эффективно собирает и хранит информа-цию о рисках, событиях и действиях, влияющих на управление рисками и страхованием организации.
Описание способности кандидата квалифицированно управлять подразделением риск-менеджмента и осуществлять функцию риск-менеджмента в других подразделениях организации.
Достижение наиболее экономически эффективной работы про-граммы управления рисками в долгосрочной перспективе.
Достижение высшей квалификации в одной или нескольких широких областях, что привело к улучшению управления основными операциями организации.
Проявление отношения и активные действия по укреплению и развитию профессии «риск-менеджер»: лекторство, пропаганда, журналистика, разработка софтвера, участие в работе профес-сиональных ассоциаций и т. п
англоязычной литературе по риск-менеджменту к главному управ-ляющему риском употребляется сокращение CRO - Chief Risk Officer. Это один из высших руководителей фирмы в ранге, примерно равном вице-президенту или заместителю исполнительного директора компании.
По данным статистики 85% CRO работают в энергетике, коммуналь-ном обслуживании, страховании, банках и сфере финансовых услуг. [6]
Службы риск-менеджмента редко становятся большими. Чаще они форми-руются в виде компактных спецслужб, способных на достижение доста-точно надежной безопасности минимальными средствами. Это требует от риск-менеджеров все большего уровня профессионализма, так как их дея-тельностью будет пронизана вся жизнь фирм.
Рынок технических средств безопасности растет очень быстро. Вни-мательное отношение к риску нарастает во всем обществе. И это не соци-альная паранойя, а естественная компонента технологической цивилиза-ции. Соответственно этим тенденциям будет расти социальный престиж профессии риск-менеджера и спрос на таких профессионалов, как джене-ралисты и специалисты в этой сфере.
современном информационном обществе образование и обладание информацией в любой сфере становятся фактором силы, а в управлении рисками они становятся даже факторами выживания. Не зря народная мудрость гласит: «Предупрежден - значит вооружен!»
широком смысле информирование и обучение в сфере риск-менеджмента можно структурировать таким образом:
· Чему учить? Кого учить?
· На каком уровне учить?
· США тон задают программы сертификации риск-менеджеров, мно-го лет развиваемые Страховым институтом Америки (Insurance Institute of America, IIA). Еще один лидер - программы сертификации Общества управления риском и страхованием (Risk and Insurance Management Society, RIMS). Ежегодные конференции и семинары, проводимые этим обществом в международном масштабе, являются подиумом для представ-ления достижений и новейших идей в области управления рисками и стра-хования.
Серьезный источник информации и возможность получения образо-вания по управлению рисками и чрезвычайными ситуациями - это веб сайт Федерального агентства управления чрезвычайными ситуациями (Federal Emergency Management Agency). Здесь можно найти и бесплатные курсы по риск-менеджменту и управлению кризисами для дистанционного обра-зования. Кроме того, многое делает Американская ассоциация гражданской обороны (American Civil Defense Association), Американская ассоциация инженеров по технике безопасности (American Society of Safety Engi-neers), Национальный совет по безопасности (National Safety Council), Ин-ститут восстановления после катастроф (Disaster Recovery Institute) и Меж-дународная ассоциация кризисных руководителей (International Association of Emergency Managers). Особое место во всемирном образовании по безо-пасности труда занимает американский Центр национального ресурса по безопасности (National Resource Safety Center), который собирает, производит, продает, арендует разнообразные аудио, видео, плакатные и текстовые материалы по рискам.
1997 г. престижную премию получил подход к обучению в сфере риск-менеджмента, направленный на последовательное преобразование корпоративной культуры. Этот подход был разработан и внедрен риск-менеджерами американской транспортной компании Conrail и с конца XX в. пропагандируется в США. Суть системы в том, что к обычным механиз-мам обучения был достроен постоянно действующий механизм обучения сотрудников, который быстро превратился в часть организационной куль-туры фирмы.
Риск-менеджер фирмы Conrail рекомендует следующий вопросник для тех, кто хотел бы заимствовать их опыт:
Понимают ли все ваши сотрудники основные концепции риск-менеджмента?
Чувствуют ли они за собой полное право и обязанность добиваться безопасности на всех рабочих местах, помещениях и территориях?
Ориентированы ли ваши образовательные программы на тех, кто действительно в них нуждается?
Отвечает ли кто-то за то, чтобы программы разрабатывались ком-плексно, без пропусков и повторов?
Используете ли вы все средства, чтобы сделать рабочее время, по-траченное на учебу, эффективным?
Кто ведет занятия? Умеют ли преподаватели учить взрослых?
Проводится ли анкетирование слушателей и оценка качества препо-давания на каждом занятии?
Своевременно ли обновляются учебные материалы?
Объединены ли все учебные программы в долговременную програм-му развития корпоративной культуры управления рисками?
Ведете ли вы статистику происшествий, которая могла бы пока-зать, как влияет обучение на рисковую позицию фирмы и ее прибыль-ность?
Русское общество управления рисками только начинает активизацию этой масштабной образовательной работы, так в настоящее время в Рос-сии тематика управления рисками, включена в программы лицензирован-ных государством учебных заведений, определяется соответствующими формулировками Государственных стандартов высшего образования по специальностям 080200 «Менеджмент», 081100 «Государственное и муни-ципальное управление», 220600 «Инноватика». Обсуждается вопрос о соз-дании стандарта по дисцеплине «Риск-менеджмент».
В. Н. Вяткиным разработан и испытан в одном из государственных экономических университетов компьютерный протоколирующий учебно-экзаменационный комплекс. С по-мощью этой программы без помощи профессионального программиста могут создаваться электронные интерактивные учебники, тренажеры и экза-менаторы, каждый из которых можно включить в режим протоколирова-ния действий человека, который пользуется ими.
Возможности компьютерных средств обучения:
· учебный процесс последовательно и подробно протоколируется компьютером без участия человека, что снижает трудоемкость и по-вышает защиту от фальсификации, а также создаются документы на случаи трудовых споров;
· автоматически в памяти компьютера формируется и обновляется ба-за данных учебного процесса, что дает материал для его совершен-ствования и изучения рисков;
· экономится рабочее время обучаемых и обучающих;
· возможно принудительное подконтрольное обучение без затрат тру-да и времени контролеров;
· гарантированно и измеримо повышается качество обучения;
· факт обучения доказывается документально и повторимо, что важно для должностей, связанных с повышенной опасностью и законода-тельно обязательным обучением или инструктажем при допуске к работе;
· увеличиваются возможности самостоятельной работы и самообразования обучаемых;
· имеется возможность «натаскивания» обучаемых на вопросы, по ко-торым необходимы надежные конкретные знания или реакция во времени;
· увеличивается объем учебных материалов, которые гарантированно изучены обучаемыми;
· повышается общая компьютерная подготовка обучающих и обучае-мых;
· обеспечиваются сопоставимость и совместимость различных учеб-ных программ;
· повышается возможность контроля за содержанием учебных про-грамм и их соответствия стандартам;
· надежно контролируется самостоятельная работа обучаемого;
· повышается качество подачи материала с возможностью примене-ния всего комплекса мультимедиа;
· совместимость с Интернетом и возможности сетевого общения обу-чаемых между собой и с обучающим;
· имеются возможности изучения личных качеств обучаемого (добро-совестность, трудолюбие, реакция, способности к обучению, реак-ция на стресс);
· возможности аргументированного ранжирования претендентов на должности;
· экономится время экзаменующих и повышается надежность их работы;
· обеспечивается преемственность учебного материала и методик преподавания при смене преподавателей.
· все это без постоянного привлечения дорогостоящих консультантов
· преподавателей: им уделяется их подлинное место - преподавание дейст-вительно новых последних достижений.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 730.