Финансовые риски связанные с покупательной способностью денег
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

рискам, связанным с покупательной способностью денег, относятся инфляционные и дефляционные риски, риски ликвидности, валютные риски.

 

Инфляционный риск - это риск того, что при росте инфляции получаемые денежные доходы обесцениваются с точки зрения реальной покупательной способности быстрее, чем они растут по номиналу. [5] В таких условиях организация несет реальные потери.

 

Равенство товарной и денежной массы устанавливает формула

И. Фишера, которая называется формулой обмена или формулой количественной теории денег:

 

М * V = P * Q,                                    (2.1)

 

где М - величина денежной массы;

 

V- скорость обращения денежной единицы;

Р - уровень цен в стране;

Q - количество товаров и услуг за период времени.

Эта формула показывает уровень ликвидности экономики, т.е.

соотношение товарной и денежной массы. Если, в частности, денежная

 

Масса больше товарной, то такая ситуация приводит экономику к инфляции.

Учет инфляции необходим при расчете наращенной суммы денег и определении действительной ставки процентов при их получении. Для учета инфляции используются: дисконтирование всех будущих экономических показателей; вычисление инфляционной накидки и ряд других методов, которые изучаются в специальных экономических курсах (макроэкономика, финансовый менеджмент, экономика предприятия и т.д.).

 

Так, если С - наращенная сумма к сроку окончания кредита с учетом инфляции, то она определяется по формуле:

 

где  - сумма полученной ссуды; (2.2)

i - ставка процента;

h- темпы выдачи ссуды, годы;

 

n- продолжительность ссуды, годы.

Формула И. Фишера, учитывающая уровень инфляции:

i =i+ α+ i α (2.3)

где ia - ставка ссудного процента, учитывающая инфляцию;

а- темп инфляции;

i - ставка ссудного процента без учета инфляции.

Сумма (а + iа) является величиной, которую необходимо прибавить к реальной ставке доходности для компенсации инфляционных потерь. Эта величина называется инфляционной премией.

 

Дефляционный риск – проявляется в том, что при росте дефляции происходит падение уровня цен, ухудшение экономических условий предпринимательства и снижение доходов.

 

Риски ликвидности - это риски, связанные с возможностью потерь при реализации товаров из-за изменения оценки их качества и потребительной стоимости.

 

Валютные риски представляют собой опасность потерь в результате изменения курса валют, которое может произойти в период между заключением договора и фактическим производством расчетов по нему при про-ведении внешнеэкономических, кредитных и других валютных операций.

Различают валютные риски для импортера и для экспортера.

Валютные риски для экспортера связаны с падением курса иностранной валюты с момента получения или подтверждения заказа до получения платежа и во время переговоров. Валютные риски для импортера связаны с повышением курса валюты в отрезок времени между датой подтверждения заказа и днем платежа.

Валютные риски включают в себя три разновидности: экономический

риск;риск перевода;риск сделок.

 

Экономический риск для организации состоит в том, что стоимость его активов и пассивов может меняться в большую или меньшую сторону из-за будущих изменений валютного курса.

 

Риск перевода имеет бухгалтерскую природу и связан с различиями в учете активов и пассивов организации в иностранной валюте.

 

Риск сделок - это вероятность наличных валютных убытков по бизнезоперациям в иностранной валюте. Риск сделок, таким образом, рассматривает влияние изменения валютного курса на будущий поток платежей и на будущую прибыльность организации в целом.

 

Инвестиционные риски

 

Инвестиционные риски сопровождают организации при вложении ими средств в те или иные проекты и включают в себя следующие подвиды рисков: риск упущенной выгоды,риск снижения доходности,риск прямых финансовых потерь, капитальный, страновый, временной.

 

Риск упущенной выгоды - это риск наступления косвенного финансового ущерба в виде неполучения прибыли в результате неосуществления какого-либо мероприятия.

 

Риски снижения доходности включает следующие разновидности рисков: процентные риски и кредитные риски.

 

процентным рискам относится опасность потерь организации в результате повышения процентных ставок, выплачиваемых им по привлеченным средствам, над ставками по предоставленным кредитам. К процентным рискам относятся также риски потерь, которые могут понести инвесторы в связи с изменением дивидендов по акциям, процентных ставок на рынке облигаций, сертификатов и других ценных бумаг. Рост рыночной ставки процента ведет к понижению курсовой стоимости ценных бумаг, особенно облигаций с фиксированным процентом. При повышении процента может начаться массовый сброс ценных бумаг, эмитированных под более низкие фиксированные проценты и по условиям выпуска досрочно принимаемых обратно эмитентом. Процентный риск несет инвестор, вложивший средства в среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем повышении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Инвестор мог бы получить прирост доходов за счет повышения процента, но не может высвободить свои средства, вложенные на указанных ранее условиях. Процентный риск несет и эмитент, выпускающий в обращение среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги с фиксированным процентом при текущем понижении среднерыночного процента в сравнении с фиксированным уровнем. Эмитент мог бы привлекать средства с рынка под более низкий процент, но он уже связан выпуском им ценных бумаг.

Кредитные риски связаны с возможностью невыполнения организацией своих финансовых обязательств перед инвестором при использовании для финансирования производственно-хозяйственной деятельности внешнего займа. Таким образом, кредитные риски - опасность неуплаты заемщиком основного долга или процентов, причитающихся кредитору. К кредитным рискам также относятся риски таких событий, при которых эмитент, выпустивший долговые ценные бумаги, оказывается не в состоянии выплачивать проценты по ним или основную сумму долга.

 

Кредитные риски подразделяются на имущественные, моральные и деловые риски. Имущественный риск связан с тем, что собственных активов заемщика может быть недостаточно для покрытия объема кредита. Моральный риск связывается с моральными качествами заемщика, опасностью его недобросовестности. Деловой риск определяется тем, насколько организация способна производить необходимую прибыль за тот период времени, на который ею был взят кредит и связывается с опасностью ухудшения конкурентного положения организации, получившей коммерческий или банковский кредит, или неблагоприятной экономической конъюнктурой.

 

Риски прямых финансовых потерь включают в себя следующие разновидности рисков: биржевые риски, селективные риски, риски банкротства.

 

Биржевые риски представляют собой опасность потерь от биржевых сделок. К этим рискам относятся, например, риски неплатежа по коммерческим сделкам, риски неплатежа комиссионного вознаграждения брокерской фирмы.

 

Селективные риски - это риски неправильного выбора способа вложения капитала, например, вида ценных бумаг для инвестирования при формировании инвестиционного портфеля.

 

Риски банкротства представляют собой опасность полной потери организацией собственного капитала в результате неправильного выбора способа вложения капитала и неспособности его рассчитываться по взятым на себя обязательствам.

 

Капитальный риск - риск того, что инвестор не сможет без потерь высвободить инвестированные средства.

 

Страновый риск - риск потерь в связи с вложением денежных средств

 

объекты, находящиеся под юрисдикцией страны с неустойчивым социально-экономическим положением.

 

Временной риск - риск потерь, которые связаны с инвестированием средств в неподходящее время.

 

При этом необходимо отметить, что многие риски взаимосвязаны между собой, и изменения в одном из них вызывают изменения в другом, но все они в конечном счете влияют на результаты деятельности предпринимательской фирмы и требуют учета для успешной деятельности этой фирмы.

3.4. Прочие виды рисков Инновационные риски

 

 В составе производственных рисков выделяются также инновационные риски. Инновационный риск - это вероятность потерь, возникающих при вложении предпринимательской фирмой средств в производство новых товаров и услуг, которые, возможно, не найдут ожидаемого спроса на рынке .

 

Инновационный риск возникает в случае:

 

· отрицательных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

 

· неправильной оценки спроса на новую продукцию, когда новый товар или услуга не находят покупателя;

 

· неправильной оценки эффективности затрат на новые более дешевые технологии, поскольку слишком короткий период времени организация оказывается единственным обладателем новой технологии и сверхприбыль не успевает покрыть произведенные затраты;

 

· несоответствие новой продукции или услуги нормам и нормативам

 

· невозможность продажи созданного при этом нового оборудования, так как оно не подходит для производства иной продукции илиуслуги;

 

· несоответствие качества нового товара или услуги техническим параметрам, запланированным в ходе конструкторско-технологических разработок, из-за использования старого оборудования.

 

Отраслевые риски

Отраслевой риск - это вероятность потерь в результате изменений в экономическом состоянии отрасли и степень этих изменений как внутри отрасли, так и по сравнению с другими отраслями. При анализе отраслевого риска необходимо учитывать следующие факторы :

 

· деятельность фирм данной отрасли, а также смежных отраслей за определенный (выбранный) период времени;

 

· насколько деятельность фирм данной отрасли устойчива по сравнению с экономикой страны в целом;

 

· каковы результаты деятельности различных предпринимательских фирм внутри одной и той же отрасли, имеется ли значительное рас-

 

· хождение в результатах.

 

работой предприятий отрасли, а следовательно, и с уровнем отраслевого риска непосредственно связаны стадия промышленного жизненного цикла отрасли и внутриотраслевая среда конкуренции. При этом уровень внутриотраслевой конкуренции является источником информации об устойчивости предпринимательских фирм в данной отрасли по отношению к фирмам других отраслей и, как правило, служит оценкой отраслевого риска. Об уровне внутриотраслевой конкуренции можно судить по следующей информации:

· степень ценовой и неценовой конкуренции;

 

· легкость или сложность вхождения организации в отрасль;

 

· наличие или недостаток близких и конкурентоспособных по цене заменителей;

 

· рыночная способность покупателей;

·  рыночная способность поставщиков;

· политическое и социальное окружение.

 

Однако перечисленные условия, в которых функционирует отрасль, подвержены неожиданным, иногда резким изменениям. Поэтому предпринимательским фирмам необходимо постоянно учитывать отраслевой риск при любых видах деятельности.

 

Технические риски

 

В составе производственных рисков выделяется обособленная группа технических рисков - эффективная предпринимательская деятельность, как правило, сопряжена с освоением новой техники и технологии, поиском резервов, повышением интенсивности производства. Однако внедрение новой техники и технологии ведет к опасности техногенных катастроф, причиняющих значительный ущерб природе, людям, производству. В данном случае речь идет о техническом риске. Технические риски зависят от уровня организации производства, своевременного проведения превентивных мероприятий (регулярной профилактики оборудования, мер безопасности). При этом риски потерь, возникающие в связи с неполадками в работе компьютерных систем при обработке информации, называются операционными рисками.

 

К техническим рискам относятся:

 

· вероятность потерь вследствие отрицательных результатов научно-исследовательских работ;

 

· вероятность потерь в результате недостижения запланированных технических параметров в ходе конструкторских и технологических разработок;

 

· вероятность потерь в результате низких технологических возможностей производства, что не позволяет освоить результаты новых разработок;

 

· вероятность потерь в результате возникновения при использовании новых технологий и продуктов побочных или отсроченных во времени проявления проблем;

 

· вероятность потерь в результате сбоев и поломки оборудования и т. д.

Следует отметить, что технический риск относится к группе внутренних рисков, поскольку предприниматель может оказывать на данные риски непосредственное влияние и возникновение их, как правило, зависит от деятельности самого предпринимателя.

 

Социальные риски

 

Социальные риски выражаются в возможности реализации неблагоприятных событий по причинам:

 

Ø конфликта компании с общественностью, отдельными социальными группами;

 

Ø нежелательного поведения работников компании, бизнес-партнеров и т. д.

 

Риски конфликтов с общественностью имеют место тогда, когда стратегия предприятия, эффективная для него, идет вразрез с интересами каких-либо социальных групп, местного населения, потребителей продукции. Ре-зультатом конфликтов могут стать акции протеста, ухудшение имиджа предприятия, его торговой марки, снижение реализации продукции, осложнение отношений с местной властью и пр. Часто источником таких конфликтов яв-ляется деятельность, связанная с загрязнением окружающей среды, выпуском социально и экологически опасной продукции.

 

Социальные риски данной группы можно предвидеть и их уровень может быть значительно снижен при условии эффективной организации работы службы предприятия по связям с общественностью (Public Relations).

 

Риски, связанные с сотрудниками предприятий, могут быть обусловлены их заболеваемостью или смертью кого-либо из персонала фирмы (особенно если работник выполняет одну из ключевых функций в компании). Кроме того, причиной потерь может стать небрежность, нечестность, безответствен-ность работников. Возникновение подобных рисков во многом связано с психологическими аспектами управления персоналом.

 

Как особый вид проявления социальных рисков можно рассматривать демографический риск, который проявляется через влияние демографической структуры населения на деятельность рыночных субъектов. В частности, если предприятие ориентировано на выпуск товаров для детей и молодежи, для него существует риск падения спроса в условиях снижения рождаемости и старения населения.

 

Стратегически риски

 

Стратегические риски анализируются с точки зрения перспектив развития компании и определяются вероятностью потерь в долгосрочной перспективе.

 

Они могут проявляться, во-первых, как наличие ошибочного «самосознания» фирмы либо ошибочных оценок ее стратегического потенциала и стратегических приоритетов, которые приводят к несоответствию текущих и долгосрочных интересов. Например, распространенной является ситуация, когда

предприятие с целью повышения благосостояния работников и акционеров повышает заработную плату, сумму выплат по дивидендам. В результате снижается величина прибыли, которая может быть инвестирована в техническое перевооружение или расширение производства, что в долгосрочной перспективе приведет к снижению эффективности деятельности, а соответственно, снизит возможности повышения доходов и социального развития коллектива. Вероятность возникновения ситуации несоответствия кратко- и долгосрочных приоритетов особенно возрастает, если в течение планового периода меняется собственник компании.

 

Во-вторых, источником стратегического риска может стать ошибочное определение приоритетов фирмы в сфере отношений с финансовыми институтами, местной администрацией, посредниками, поставщиками, клиентами пр., в результате чего может быть не получен запланированный кредит, разрешение на реализацию запланированного проекта и т. д.

 

В-третьих, к реализации стратегического риска часто приводит неправильный прогноз конъюнктуры на рынках продуктов, ресурсов, инвестиции, труда. В частности, если фирма ориентируется на выпуск энергоемкой продукции, она понесет дополнительные издержки в условиях последующего повышения цен на энергоносители либо столкнется со снижением спроса на свою продукцию, если ее использование связано со значительным энергопотреблением. Кроме того, стратегический риск может быть связан с ошибочной оценкой перспектив развития рынка, экономики страны в целом, долгосрочных структурных изменений спроса и предложения.

 

Для снижения неопределенности в долгосрочной перспективе используются различные методы стратегического анализа. Одним из наиболее популярных является SWOT-анализ (аббревиатура по первым буквам английских слов - сила, слабость, возможность, угроза). Этот анализ дает возможность оценить положение фирмы с четырех сторон.

 

Маркетинговые риски

 

Риски маркетинговой деятельности связаны с вероятностью возникновения потерь во время сбыта продукции, услуг, а также в процессе взаимо-действия с контрагентами и партнерами с целью организации продаж. Данная группа включает в себя широкий спектр рисков, основные из которых рас-смотрим более подробно. [2]

 

Риски неправильной сегментации рынков сбыта означают вероятность потерь, источником которых является ненацеленность (недостаточная нацеленность) фирмы-производителя на определенные группы потребителей. В большей степени это касается новых продуктов с несложившимся рынком продаж.

 

Можно выделить следующие источники данной группы рисков:

 

1) недостаточная сегментация рынка. Новый продукт является слишком качественным либо дорогим для одних потребителей и недостаточно качест-

2) венным для других, слишком многофункциональным для одних потребите-лей и слишком узким для других. Снижение риска в этом случае может быть достигнуто путем производства вместо одного продукта универсальной направленности нескольких продуктов, нацеленных на более узкие сегменты рынка;

 

3) продукт предназначен для реализации в таких сегментах рынка, где потребность в нем по сравнению с другими сегментами либо неострая, либо недостаточно осознанная;

 

4) реализация продукта на данном сегменте рынка требует дополнительных условий (едоставление покупательского кредита, организация постоянного технического обслуживания), которые компания не может выполнить на данный момент;

 

5) недостаточная покупательная способность потенциальных потребителей, чтобы сделать производство, реализацию продукта эффективными, а также другие причины.

 

Риски ошибочного выбора стратегии продаж продукта связан с вероятными потерями, если используется не самая оптимальная система взаимоотношения с клиентами, сбыта товара, его продвижения к потребителю. Можно выделить следующие типы стратегических ошибок в организации продаж:

выбор неоптимальной системы реализации. В зависимости от типа рынка и товара могут использоваться система прямого сбыта (направлена на установление прямого контакта с покупателем), косвенного сбыта (использо-вание посредников), интенсивного сбыта (объединяет прямой и косвенный сбыт). С целью минимизации рисков в данном случае следует исходить из анализа затрат на организацию продаж.

 

Торговые посредники несут значительные постоянные расходы, связанные

 

организацией специализированной сети продаж и всех сопутствующих служб, однако переменные издержки на единицу продаваемого товара будут сравни-тельно низкими в связи с налаженной организацией сбыта. У производителей, как правило, постоянные затраты реализации невелики, поскольку служба сбыта является неосновным подразделением. По этой причине организация продаж от-лажена хуже, чем у специализированных посредников, а переменные затраты значительно выше. Данная ситуация может быть представлена графически .

 

Как видно из рисунка, если объем производства и продаж планируется большим (превышает Q), целесообразно обращаться к специализированным посредникам. Это относится в первую очередь к массовым товарам. Если количество продукции незначительно, выгоднее прямая продажа. Особенно это касается дорогих, уникальных товаров;

 

 

Издержки

             Суммарные издержки про-

                  изводителя
                  Суммарные издержки по-
                   средника
               Условно-постоянные из-
                держки посредника
         Условно-постоянные из-

                                    Q

 

Объем производства (производства)

 

Рис 2.3. - Сравнительный анализ затрат реализации

2) передача полномочий по сбыту своей продукции не оптимальному для данного товара и рынка типу посредников;

 

3) ошибки при предоставлении прав на использование своей товарной марки посреднику (возможны случаи нанесения ущерба имиджу компании);

 4) неоправданное приобретение фирмой торговых знаков других известных компаний. Сумма, затраченная на приобретение нематериальных активов, может не принести ожидаемого эффекта увеличения продаж;

5) ошибки в организации собственной сбытовой службы;

 6) ошибки в выборе ценовой стратегии на рынке и т. д.

 

Риск неправильной организации маркетинговых исследований выражается в вероятности потерь при неадекватной оценке состояния рынка и настроений потребителей. Источником реализации данной группы рисков может быть:

 

· проведение исследования о возможном спросе на некоторый продукт без предварительного ознакомления с ним потенциальных покупателей;

 

· неправильный выбор метода проведения исследования (телефонный опрос, анкетирование и т. д.). Данная ошибка может явиться следствием того, что потенциальные потребители ответили на ограниченный круг вопросов и не имели возможности высказать свое мнение по некоторым важным, с их точки зрения, моментам;

 

· неправильный выбор объекта исследования. Например, фирма, которая планирует продавать свою продукцию непосредственно потребителю, выбрала своими респондентами менеджеров оптовых фирм, чье мнение может значительно отличаться от мнения покупателей;

· недостаточная репрезентативность исследования, т. е. недостаточно

· полный охват целевой группы потребителей при опросе;

 

· ошибки при подборе интервьюеров (опрашивающих) с точки зрения их квалификации, степени контактности и пр.;

 

· ошибки в ходе интерпретации результатов исследования и т. п.

Риск неэффективной рекламы

 

условиях широкого распространения средств массовой информации и высокой конкуренции реклама становится наиболее эффективным инструментом маркетинга и позволяет значительно увеличить объемы продаж. Тем не менее, неграмотное использование рекламы может привести к безрезультатной трате значительных средств, а в некоторых случаях и к серьезному ущербу имиджу компании и ее торговой марке. Источниками реализации рекламных рисков могут стать:

 

· неадекватный выбор вида рекламы, рекламной стратегии поведения фирмы на рынке;

 

· недостаточная или избыточная реклама по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до объекта воздействия;

 

· ошибки в сегментации рекламы, неточности при подготовке различных по содержанию рекламных акций для различных групп потенциальных покупателей;

 

· ошибки в выборе формы рекламы (например, неэффективной будет форма рекламы посредством рассылки информации через электронную почту, если многие из потенциальных покупателей просто ее не имеют);

 

· использование фирмой-производителем услуг недостаточно компетентных рекламных фирм (например, по причине желания сэкономить на рекламе) и т. д.

 

Риски непредвиденной конкуренции связаны с вероятными потерями, которые могут быть вызваны действиями фирм-конкурентов. Они могут проявляться в таких случаях, как:

 

Ø выход на рынок новых компаний-производителей аналогичной продукции (особенно, это касается появления зарубежных конкурентов в случае смягчения протекционистской политики государства);

 

Ø приход на рынок новых компаний, если этот рынок становится более выгодным и позволяет получить повышенную прибыль (например, рост спроса на оконные стеклопакеты в связи с их высокими энергосберегающими свойствами в условиях удорожания энергии и реализации государственной программы по энергосбережению привел к резкому обострению конкуренции на данном рынке);

 

Ø создание новой фирмы аналогичного профиля группой лиц, которые работали в данной компании ранее и хорошо подготовлены к ведению такого рода бизнеса;

Ø появление у конкурентов новых технологий производства, которые позволяют изготовлять аналогичную продукцию лучшего качества и с меньшими затратами;

 

Ø появление на рынке продуктов-заменителей, которые используются покупателями вместо произведенной фирмой продукции (например, распространение компьютеров с возможностями воспроизведения видео и музыки привело к снижению реализации традиционной видео и аудиотехники);

 

Ø замещение на рынке определенной потребности, которая удовлетворялась произведенной фирмой продукцией, другими потребностями, не связанными с использованием данной продукции (снижение спроса на периодические издания в связи с развитием интернета).

Дата: 2019-02-19, просмотров: 378.