Характеристика познавательных и технологических функций науки

 Познавательные функции науки:

1. Описательная функция науки заключается в том, что данные о предмете познания (о его элементах и связях между ними, о процессах) излагаются на языке определенной науки — так происходит первичная интерпретационная научная обработка полученных данных с позиций определенной науки. В результате реализации этой функции исследователь получает знания об основных качествах и свойствах предмета исследования. При реализации этой функции используются результаты имеющихся исследований.  

2. Объяснительная функция заключается в разъяснении причин возникновения и существования выявленных качеств и свойств предмета познания, отражающих связи между его элементами и связи с другими предметами. При объяснении из состава теории выбираются некоторые законы, которым подчиняются наблюдаемые факты и которые позволяют осмыслить их в системе теоретического знания.

Это разъяснение причин осуществляется через соотнесение того, что выявлено с тем, что уже известно: вновь выявленных и описанных на языке определенной науки связей, обнаруженных в познаваемом предмете, с уже установленными закономерностями и законами, характеризующими этот предмет. Так обнаруживаются новые формы проявления уже известных в определенной науке закономерностей и законов.  

Разъяснение причин качеств, свойств, связей, вновь выявленных в предмете познания, может происходить и через их соотнесение с всеобщими и общими закономерностями и законами, установленными на философском уровне познания. Так может быть теоретически обоснована возможность устойчивого проявления этих связей, т. е. выработана гипотеза о существовании новых закономерностей и законов существования и развития предмета познания.  

3. Предсказательная функция заключается в выработке прогнозов, которые описывают:

· возможные способы существования предмета исследования, возникающие при определенных возможных обстоятельствах, 

· возможность возникновения каких-либо проблем в исследуемой предметной области,

· пути повышения эффективности и результативности научно проектируемой деятельности.

    Эта функция реализуется посредством использования знаний о закономерностях и законах существования и развития предмета познания, выявленных при осуществлении описательной и объяснительной функций теорий, через соотнесение уже имеющихся знаний о законах и закономерностях с вновь открытыми. Наиболее распространенной формой прогноза является научная гипотеза.

    Предсказание проблем в организуемой деятельности осуществляется на основе выявления тех закономерных связей, вследствие возникновения которых при определенных условиях понижается эффективность и результативность этой деятельности.

 

Технологические функции прикладной науки:

1. Проективная функция заключается:

– в выработке системы принципов проектирования, определяющих основные качества проектируемого объекта или процесса. Эти принципы должны отражать те закономерности и законы, условия проявления которых в предмете познания могут стать основой разработки проекта;

– в выработке правил проектирования технологий производства какого-либо продукта;

– в проектировании - разработке проекта производства (технологии) какого-либо продукта (технология представлена правилами производства какого-либо продукта).

2. Организационная функция заключается в организации опытно-экспериментальной работы, направленной на апробацию вновь разработанных технологий производства какого-либо продукта.

3. Рефлексивно-коррекционная функция заключается:

– в анализе результатов апробации технологий производства какого-либо продукта на практике и выявлении степени их результативности (обнаружение дельта результата) и эффективности;

– в формулировании проблем, нерешенных в ходе апробации технологий (проектов) производства какого-либо продукта

– в корректировке технологий производства какого-либо продукта.

     

    При рассмотрении науки как социального института на первый план выходят её социальные функции, которые обнаруживают возможности и способности науки участвовать в формировании культуры, в решении проблем жизнедеятельности общества, в повышения качества жизни людей.

 

Социальные функции науки исторически изменяются и развиваются. Содержание этих функций зависит как от состояния науки, так и от запросов общества, государства, запросов отдельных социальных общностей. К социальным функциям науки  чаще всего относят четыре основные.

1. Культурная функция науки заключается в том, что наука как феномен культуры является основным фактором социо-культурного развития людей, основным средством их образования. Наука обеспечивает освоение человеком мира на уровне понятий и категорий, позволяет понять мир как единство во многообразии, ……

    Наука меняет характер целенаправленной деятельности людей. Её развитие происходит не за счет обобщения и распространения «передового» опыта уже совершенной деятельности, а через создание проектов принципиально новых видов продуктов и технологий, в основании которых лежит использование теоретических знаний. Наука, наряду с философией, позволяет индивидам достичь уровня личностной культуры, когда предельная степень универсальности человека совпадает с предельной степенью его уникальности.

2. Мировоззренческая функция науки заключается в том, что осваиваемые людьми научные знания способствуют формированию в их сознании научной картины мира, которая становится основанием научного мировоззрения индивидов. Мировоззренческая функция науки реализуется в полной мере, если научные знания, научная картина мира для индивидов становятся более убедительными, достоверными, продуктивными, чем другие формы знаний о мире. В сознании человека научная картина мира постоянно соотносится с обыденным, мифологическим, религиозным и философским осмыслением действительности. Наука помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии и через это выработать свое, научное мировоззрении.

    Для реализации мировоззренческой функции науки ученому недостаточно отрыть новое знание. Ему необходимо убедить людей в том, что только наука через исследование рационалистических аспектов отношения человека к миру позволяет  получить такие знания о действительности, которые позволили бы человеку действовать с уверенностью в результате до минимума сократив ошибки в своей деятельности. При этом не следует забывать, что ведущую роль в формировании научного мировоззрения выполняет философия. Только философский уровень познания позволяет синтезировать достижения различных наук и на этой основе формировать целостную научную картину мира.

3. Функция науки как непосредственной производительной силы заключается в том, что начиная с середины ХХ века мир существует и развивается на основе  устойчивых взаимосвязей между наукой, техникой и производством. Научные знания стали основным фактором производства принципиально новых групп продуктов и технологий. Большинство наук стали развиваться как прикладные, взяв на себя задачу создания моделей и прообразов установок промышленного преобразования естественных веществ и объектов. Научные работники стали инициаторами создания и внедрения в производство нововведений инноваций, новых технологий, форм организации и др. Ученых стали относить к производительным работникам.

4. Функция науки как социальной силы заключается в том, что и научные знания и методы науки используются для разработки социальных проектов, представляющих собой научно обоснованные технологии функционирования и развития деятельности людей, предприятий, учреждений и организаций, отдельных отраслей производства, отдельных стран, человечества в целом. Особенно важно проявление науки как социальной силы при решении глобальных проблем современности.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 16.