Обычно ненаучны:
Сторонники лженауки часто выдвигают новые гипотезы не для получения нового знания, а для дополнительной поддержки своих теорий.
Характерные черты псевдонаучного знания выявлены В.А. Жилиной:
1. Псевдонаучное знание - это знание в рационально имитированной под науку форме, которое рациональному измерению не подлежит.
2. заведомо уводится в сферу непознавательного.
3. альтернативность науке и замена инновации нетрадиционностью
Например, провокативная терапия Франка Форрели , основными методами которой были оскорбления, конфузионный транс, клоунада, невербальное общение.
4. замена проблемы истины проблемой доступности
Видов технологии создания псевдонауки не так много [5].
Первый способ – манипулирование на междисциплинарном подходе. Делается сознательный микс, чаще всего на отработанных естественнонаучных моделях. Их элементы «обматывают» гуманитарными технологиями. Например, физиологическая модель организма «приправляется» восточно-философскими терминами или психическими свойствами поведения человека, выдаваемыми за положения психологии.
Второй способ условно можно обозначить как от противного, так как здесь обоснование псевдознания будет исходить из необходимости альтернативности традиционной науке. Современный мир требует инноваций, но последние гораздо проще заменить нетрадиционностью. А все, что нетрадиционно – весьма современно и модно. Фактически это перенос фэнтэзи за рамки кинематографа в реальную жизнь, а псевдознание – это та самая заветная волшебная палочка.
Третий – замена трудной проблемы истинности принципом приемлемости. Если наука требует усилий, а это неизбежно вызывает сопротивление субъекта, то более востребованным будет путь сокращения усилий. Притягательно провозгласить устаревшим академическое знание и заменить его приемлемо упрощенным, да еще и приправленным неким элементом трансцендентности. Наиболее востребованный сегодня вариант – позиционировать тайну внутри самого потребителя такого знания, чем умело играть на имитации значимости Я, к которому знание обращено».
5. Жилина В.А., Омельченко А.М. ПСЕВДОНАУКА: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ
В сборнике: МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Сборник материалов VIII Международной научной конференции. Под редакцией В.А. Жилиной. 2017. С. 45-48.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 287.