Знание как продукт научного исследования: Знание как форма освоения человеком предметного мира: объективная реальность - деятельность – мысль (знание). Предметные формы существования мира для человека: вещественно-конкретное, вещественно-абстрактное, мысленно-абстрактное, мысленно-конкретное). Научное знание как мысленно-абстрактное. Мысленно-конкретное (философское знание) как средство упорядочивания научных знаний. Критерии научности знания.
Метод как средство научного познания: операциональная и предметно-содержательная сущности метода научного исследования.
Метод познания как культурное средство научно-познавательной деятельности: опосредование методом субъекта и объекта познания; корреляция метода с качествами продукта, объекта, предмета и субъекта научного познания.
1. Структура науки как целенаправленной деятельности
Слово «наука» используют в разных смыслах. Науку рассматривают и как социальный институт, и как систему развивающихся знаний, и как фактор, влияющий на все сферы жизни человека и на его сознание, но прежде всего наука возникает и существует как особый вид целенаправленной деятельности.
Научная деятельность в целом - это интеллектуальная деятельность, направленная на получение и применение новых знаний для:
- решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем;
- обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.
Термин «научное исследование» позволяет представить научную деятельность как процесс получения новых научных знаний, складывающийся из последовательных действий, направленных на выявление проблем практики, анализ имеющихся знаний формулировку научно-познавательных проблем, формирование метода исследования, и получение на основе применения этого метода новых научных знаний, создание на основе этих знаний новых технологий.
Аристотель считал, что научное исследование должно содержать четыре основные этапа, а его основными результатами должно быть следующее:
1) изложение истории изучаемого вопроса, сопровождаемое критикой предложенных предшественниками точек зрения и решений и определение тех теоретических оснований на основании которых формулируется проблема и гипотеза (добавлено курсивом мною – Н.Л.Х.);
2) на основе этого — четкая постановка проблемы, которую нужно решить;
3) выдвижение собственного решения — гипотезы;
4) обоснование этого решения с помощью логических аргументов и обращения к данным наблюдений, демонстрация преимуществ предложенной точки зрения перед предшествующими.
Большинство научных диссертаций до сих пор пишутся по этой схеме.
Основу научной деятельности, научного исследования составляет наука как особый вид познавательной деятельности – научно-познавательная деятельность, которая направленна на выработку объективизированных, системно организованных и обоснованных знаний о мире – т.е., знаний, отвечающих критерию научности. Для человека, начинающего заниматься наукой, очень важно понять особенности научной деятельности, чтобы стать способным осознанно идти к реализации её цели – получению научных знаний.
Научная деятельность обладает всеми характеристиками целенаправленной деятельности, которая является специфически-человеческим способом отношения к миру. Целенаправленная деятельность представляет собой культурно-опосредованное отношение с миром и складывается из следующих моментов: субъекта деятельности, объекта деятельности, культурного средства деятельности, предмета деятельности, продукта деятельности, дельта результата деятельности.
С убъект деятельности (отношения) – активная, творческая, свободная сторона отношения, сам человек (индивид, группа, народ, человечество).
В целом активность человека направлена как на внешний для него мир, так и на самого себя, что приводит к возникновению связи, или другими словами, отношения с миром. Предметная определенность активности субъекта задается системой его личностных ценностей и целью деятельности.
Субъект, прежде всего, выступает носителем определенной системы ценностей и цели, которые определяют направленность его активности.
Личностные ценности представляют собой внутреннюю детерминанту поведения и деятельности человека. Личностные ценности существуют как стремление человека к тем видам отношений с миром и тем качествам этих отношений, которые были пережиты им как сущностно-значимые.
Ценности, реализуемые в определенной деятельности, проявляются как её мотив, ядром которого выступают её ценностные основания.
Цель деятельности – это образ продукта деятельности. Следовательно, субъектом научной деятельности является только тот, кто может сформировать цель своей научной деятельности - четкий образ её продукта, т.е. образ тех научных знаний, которые должны быть получены в результате.
Ценностная направленность активности субъекта деятельности задается фактически имеющейся у него системой личностных ценностей. В неё могут входить, а могут и не входить ценности, в которых отражается то, что значимо для организации научной деятельности и как собственно научной, и как результативной и эффективной. Определением этого значимого занимается философия науки.
Если в результате освоения философских знаний о науке у человека возникнет устойчивое стремление к организации своей научной деятельности в соответствии с принципами и правилами её организации, которые определяются как значимые, то можно сказать, что мировоззренческая функция философии науки по отношению к нему выполнена – в систему его личностных ценностей вошли те, которые отражают значимое для осуществления научной деятельности.
В качестве объекта любой целенаправленной деятельности выступает мир во всей своей целостности существующий сам по себе, независимо от человека по своим закономерностям. Это тот мир, который И. Кантом назван «вещью в себе». Мир понимаемый как объект познания существует, воздействует на человека независимо от его потребностей и желаний, и оказывает сопротивление его субъективности. Такое понимание объекта деятельности позволяет понять, что мы познаем мир для того, чтобы постичь его таким, каков он есть на самом деле.
Следует отличать объект деятельности как таковой и объект конкретного научного исследования. В качестве последнего называют предмет той науки, в рамках которой осуществляется конкретное исследование, соотнесенный с проблемой исследования.
Активность человека - субъекта (S) в отношении с объектом всегда проявляется через природные и культурные средства. В познавательной деятельности человеком используются средства познания, данные ему от природы – это органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание). Но возможности органов чувств человека в его познавательной деятельности задаются культурными средствами. Культурное средство деятельности - это то, что человек помещает между собой и миром в качестве проводника воздействия на мир и проводника обратного действия мира на человека; это культурная форма - то, что создано людьми самостоятельно, без опоры на инстинкты, то, что должен выбрать из имеющегося или создать сам субъект деятельности. Через средство (культуру или культурное средство) человек осуществляет взаимодействие с миром.
В качестве основных культурных средств в научной деятельности выступает, то при помощи чего может быть получен продукт этой деятельности – научное знание. Комплекс культурных средств научной деятельности всегда складывается из научных знаний, выработанных другими людьми и закрепленных языком соответствующей отрасли научного знания (понятиями и категориями, принятыми в определенной науке) и методов научного познания. Взаимосвязь и взаимообусловленность этих двух групп культурных средств описана ниже.
Когда исследователь обращается к знаниям о мире, полученным другими людьми, он ищет только то, при помощи чего сможет понять существующую действительность, т.е. он ищет средства познания (подробнее об этом рассказано при описании метода познания). Объектом же познания всегда остается объективно существующий мир.
Следует отличать объект деятельности как таковой и объект конкретного научного исследования. В качестве последнего называют предмет той науки, в рамках которой осуществляется конкретное исследование, соотнесенный с проблемой исследования.
Применяемое субъектом культурное средство из всего мира, рассматриваемого как объект (О), выделяет только часть его, – то есть, предмет (Предмет). Предмет деятельности – это объект, взятый в отношении к субъекту через средство (культуру), предстающее «призмой», через которую мир для человека становится предметным; предмет – это та часть объекта, которая выделяется культурным средством, на которую это культурное средство «указывает». Предмет это то, что И. Кант назвал «вещью-для-нас», то, что нам является – явление, феномен.
В научной деятельности предметом является то, что фактически изучается субъектом научной деятельности посредством применения определенных средств научного познания. Далеко не всегда предметом научного исследования выступает то, что названо исследователем в качестве такового.
Различают реалистическую (материалистическую) и феноменолистическую концепции предмета научного познания.
Подробнее об этом у Суханова: 2.2.1. Материалистическая трактовка объекта научного познания – с. 20 -22, 2.2.2. Феноменалистская трактовка природы научного познания и онтологического статуса его объекта. – с. 23-28. ???????
Выделяя предмет, культурное средство одновременно воздействует на него и преобразует. В результате такого воздействия образуется продукт (Продукт). Продукт деятельности – это преобразованный в соответствии с целью деятельности предмет деятельности. Продуктом научной деятельности является преобразованный предмет познания –- идеализированная форма предмета - мыслительный образ этого предмета - его форма, получившая относительную самостоятельность.
Характер культурного средства определяет и характер продукта: если культурное средство представлено мыслительными формами (знаниями, ценностями), то и продукт, полученный в результате применения этих средств, представляет собой образ каких-то объектов или явлений мира, зафиксированный мыслительной формой; если же культурное средство материально, то материален и продукт, получающийся от его применения.
Дельта результат – разница между фактически полученным результатом и ожидаемым продуктом деятельности.
Целенаправленная деятельность представляет собой целостное отношение, т.е. такое в котором все его элементы и взаимосвязи между ними обеспечивают реализацию цели – образа продукта деятельности. Эту целостность обеспечивают определенные Качества названных моментов (элементов) целенаправленной деятельности, которые делают возможной её организацию, выступают её основаниями:
• субъект – инициирующее основание деятельности – субъективная сторона отношения;
• все элементы деятельности в их объективном, т.е. независящем от сознания субъекта существовании – объективирующее основание деятельности – объективная сторона отношения.
• культурное средство – интегрирующее основание деятельности – его качества должны быть соотнесены с качествами всех других элементов отношения – синтез субъективного и объективного;
• дельта результат – корректирующее основание деятельности – то, что позволяет обнаружить разницу между фактически полученным результатом и ожидаемым продуктом деятельности, найти причину такого несоответствия и скорректировать организацию деятельности.
Общая характеристика целенаправленной деятельности позволила установить следующие качества субъекта научной деятельности:
Субъектом научной деятельности является тот, кто:
1) может определить цель своей научной деятельности - четкий образ её продукта, т.е. образ тех научных знаний, которые должны быть получены в результате;
2) обладает сформированными ценностными основами научной деятельности – т.е. устойчиво стремится к организации своей научной деятельности в соответствии с принципами и правилами её организации, которые определяются как значимые в научном сообществе;
3) может отобрать и/или создать новые методы научного познания в качестве средств своей познавательной деятельности,
4) может организовать научное исследование на основе осознанного использования методов научного познания и методов научного проектирования.
5) способен к выявлению дельта результата научного познания и определения перспектив дальнейшего исследования.
2. Знание как продукт научно-познавательной деятельности.
Знание – это образы предметов, образы мира как целостности. Образы, зафиксированные на уровне представлений – продукт эмпирического познания, на уровне понятий – продукты теоретического познания.
«Знание — извлечённая человеком из вещи форма, которой он придаёт самостоятельность – это идеализированная форма вещи - это образы предметов, образы мира как целостности» (Нев. Фил. Науки)
«Знание — это форма освоения человеком предметов и мира как целостного предмета.
«Знание — извлечённая человеком из вещи форма, которой он придаёт самостоятельность – это идеализированная форма вещи.
Процесс извлечения формы и является познавательным освоением человеком предмета, мира вещей.
На самостоятельности знания базируется самостоятельность человека, позволяющая ему противостоять хаосу потока изменчивых вещей.
Характер научно-познавательной деятельности определяется её продуктом. В качестве основного продукта научной деятельности выступают научные знания.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 806.