Теоретических высказываний, (с. 56-57)

 «К формам теоретического знания относятся также теоретические высказывания, включающие в свой состав теоретические термины. Теоретические высказывания фиксируют результаты теоретического познания. Языковой формой выражения теоретического высказывания, как и в случае эмпирических высказываний, является повествовательное (индикативное) предложение, а также риторический вопрос».

«К теоретическим научным высказываниям относятся прежде всего всеобщие строго универсальные высказывания с кванторами «все» и «ни один» и чисто экзистенциальные высказывания (высказывания существования) с кванторами «существуют» или «некоторые», адресованные, как правило, к бесконечным или ко­нечным множествам объектов, которые исследователь в принципе не может перебрать исчерпывающим образом». Пример универсального высказывания:  «Все электроны имеют отрицательный электрический заряд». Пример экзистенциального высказывания: «Существует магнитный монополь (частица с одним магнитным полюсом)».

Проблема как форма теоретического знания отражает то, что   еще не познано, но необходимо познать. Это знание о незнании в виде вопроса, который возникает в ходе познания и требует ответа.
Гипотеза – это форма теоретического знания, содержащая предположение о существовании каких-либо  качеств предмета познания, сформулированное на основе уже установленных научных ряда фактов или наукой законов. Гипотетическое знание носит вероятностный характер и требует проверки, доказательства и обоснования; оно не должно содержать в себе логических, формальных противоречий и должно допускать возможность его подтверждения (верификации) или опровержения (фальсификации).

 «Высшей формой теоретического знания считается научная теория как система простых и сложных высказываний и входя­щих в них понятий (терминов). Научная теория — становящаяся форма знания. На стадии зарождения научная теория не является автономной и общепринятой системой. Стадия зрелости, завер­шенности теории характеризуется сформированностью основных принципов, выраженного понятиями и высказываниями основного содержания теории».[19]

Теория – это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области.

Т – это высшая, самая развитая организация научных знаний, которая дает целостное отображение закономерностей некоторой сферы действительности и представляет собой знаковую модель этой сферы. Особенностью теории является то, что она обладает предсказательной силой. В теории имеется множество исходных утверждений, из которых логическими средствами выводятся другие утверждения, т е в теории возможно получение одних знаний из других без непосредственного обращения к действительности. Т не только описывает определенный круг явлений, но и дает им объяснение. Т является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения м/у высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

1. Умозаключение как метод формирования теоретического знания (93- )

«Умозаключение в целом является выведением одних высказываний (суждений) из других высказываний. Таким образом, умозак­лючение является формой получения выводного знания.

Умозаключение состоит из исходных, заданных высказываний, называемых посылками, и выводимого из посылок высказывания, называемого заключением, следствием. Особенностью умозаключения является то, что следствие в нем получается без непосредственного обраще­ния к опыту, к наблюдению предмета мысли.

По характеру связи заключения с посылками умозаключения подразделяются на:

· демонстративные (истинность заключения в них с необходимостью вытекает из истинных посылок), к которым относятся дедук­тивные умозаключения, в которых заключения имеют ту же или меньшую степень общности по сравнению с посылками;

· правдоподобные (истинность заключения в них вытекает из истинных посылок лишь с известной степенью вероятности, но не с необходимостью), к которым относятся индуктивные умозаключения, в которых заключения имеют большую степень общности в сравнении с посылками». [20]

«Как метод научного познания дедуктивные умозаключения (дедукция) применяются при дедук­тивно-аксиоматическом развертывании содержания зрелых на­учных теорий».[21]


Дата: 2019-02-19, просмотров: 11.