Теоретические понятия как форма теоретического знания и методы теоретического познания: анализ, абстрагирование, синтез
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Анализ, абстрагирование, синтез являются универсальными логическими методами научного познания, обеспечивающими формирование понятий, как эмпирических, так и теоретических. (сух. С. 91-93)

Понятие как форма теоретического знания является формой мышления, в которой отображается какой-то класс объектов в форме аналитически расчленённой совокупности их основных, общих отличительных признаков, общих закономерных связей, существенных сторон, которые закрепляются в  определениях понятий (дефинициях).

Для формирования понятий, отображающих не только общие отличительный признаки какого-то класса объектов, но и их концептуальное единство, необходимо применение комплекса методов анализа, абстрагирования, обобщения и синтеза.

Каждый объект познания является целостностью, единством своих частей, свойств, состояний. Для познания того, из чего именно складывается целостность познаваемого объекта, прежде всего, применяется метод анализа.

«Ана лиз является операцией мысленного расчленения (в принципе любых) целостностей»[17] - в этом состоит организационная сущность этого метода. Предметная содержательность метода анализа определяется существующими теоретическими моделями предмета и объекта познания. Так, если предметом исследования является определенная деятельность, то её анализ осуществляется как мысленное расчленение этой деятельности на элементы деятельности как таковой. Результатом такого анализа будет характеристика субъекта этой определенной деятельности, её объекта, применяемых культурных средств и предмета деятельности, а также её продукта.

Результат анализа предмета исследования создает предпосылки для познания его различных сторон и элементов по отдельности, т.е. независимо друг от друга, и для формирования абстрактных научных понятий об этих сторонах и элементах.  

Продолжением анализа является абстрагирование - мысленное отвлечение отдельных признаков и сторон объекта от самого объекта и от прочих его признаков. «Абстрагирование всегда ведет к формированию научного понятия как упрощенной модели предмета, в которой предмет представлен только со сто­роны абстрагированного свойства, признака».[18]

 

С помощью абстрагирования выделенные в результате анализа стороны предмета мысли превращаются в самостоятельные предметы познания. Результатами такого познания должны быть новые знания о сторонах и элементах познаваемого предмета, которые закрепляются, прежде всего, через определение содержания понятия, соответствующего этому предмету.

 

Наука стремиться к такому содержанию понятий, которое представляло бы собой связную логическую систему, концептуальное единство. Это обеспечивается применением метода синтеза.

Синтез противоположная анализу операция, заключающаяся в объединении ранее выделенных частей в целое, для получения знаний о целом путем выявления тех существенных связей и отношений, которые объединяют ранее выделенные в анализе части в одно целое.

Синтез как прием теоретического познания предполагает мысленное проникновение во внутренние связи, во внутреннее единство интегрируемых частей вплоть до единства противоположностей. В этом смысле синтез является ступенью углубления познания в свой предмет. Если ранее было высказано положение, что без анализа невозможно формирование содержания понятий, то теперь это положение надо развить: содержание понятий состоит из признаков, выделенных с помощью анализа, но само содержание является результатом синтеза признаков в целостность.

 

Понятие является продуктом мысленного эксперимента. В эмпирических зависимостях отдельная вещь выступает как самостоятельная реальность. Но если произвести мысленное конструирование этих реальностей, зафиксированных представлениями, в целостные системы взаимодействия, когда отдельные изменения и связи вещи рассматриваются как моменты более широкого взаимодействия, то выявляются новые, внутренние зависимости, которые непосредственно чувствами наблюдаться не могут. Такое мысленное конструирование, с целью выявления внутренних, сущностных качеств предметов называется мысленным экспериментом.

В.С.Библер выделяет следующие особенности мысленного эксперимента: "1) предмет познания мысленно перемещается в такие условия, в которых его сущность может раскрыться с особой определенностью, 2) этот предмет становится объектом последующих мысленных трансформаций, 3) в этом же эксперименте мысленно формируется та среда, та система связей, в которую помещается этот предмет, если построение мысленного предмета еще и можно представить как простое "абстрагирование" свойств реального предмета, то этот третий момент по сути дела, является продуктивным добавлением к мысленному предмету лишь в этой особой среде и находит свое, раскрывшее его содержание" (15, с.200).

 

Проблема, гипотеза и теория как формы теоретических знаний и методы теоретического познания: умозаключение, моделирование, идеализация.

Основу сложных теоретических форм познания, таких как проблемы, гипотезы и теории, образуют теоретические высказывания.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 272.