Наука как деятельность в системе производственных отношений

Производства не бывает как «производства вообще» - это всегда какое-либо конкретное производство. Если мы говорим о производстве научных знаний – это значит, что продуктом научной деятельности должны быть научные знания, необходимые для организации другой деятельности. Как писал Мираб Мамардашвили: «..знанием в классике считалось только то…. и тогда знанием являлось нечто, когда знание есть сила…» «…знанием является такое состояние знания, в котором одновременно имеется сила реализации своей потенциальной возможности в качестве этого знания. … знание значения слов не есть такое знание».[4] «Знанием является то, что обладает силой на реализацию своих потенциальных возможностей.[5]

1.Научное знание производится, во-первых, для того, чтобы быть использовано в качестве средства  в другой деятельности.

1.1.Необходимым средством организации материальной деятельности научное знание стало с момента возникновения крупного машинного производства. К. Маркс и Ф. Энгельс убедительно обосновали, что на определенном этапе исторического развития наука, будучи «всеобщим общественным знанием», «накопленным обществом»  становится самостоятельным фактором материального производства,  общественной производительной силой, когда она включается в процесс решения задач материального производства.[6]

Обусловленность результативности материальной деятельности достоверностью и полнотой используемых при её организации знаний о всех элементах деятельности позволяет рассматривать практику критерием истинности знаний. Если организуемая субъектом материальная деятельность характеризуется наименьшей дельтой результата, можно сделать вывод о высокой степени объективизации знаний (об их объективной истинности), применяемых при организации этой деятельности.

1.2.В современном быстроменяющимся, отличающимся большим количеством разнообразных связей мире обнаруживается необходимость научных знаний как средства, используемого при организации любой целенаправленной деятельности. Анализ оснований целенаправленной деятельности, обеспечивающих её целостность (см. тему 1.2.), показывает, что для организации деятельности с наименьшей дельтой результата (с наибольшей степенью её результативности), субъекту необходимы наиболее полные и достоверные знания обо всех элементах этой деятельности. На их основе субъектом создается проект предстоящей деятельности: опираясь на научные знания субъект деятельности может с достаточной степенью четкости и точности построить образ её продукта (т.е. определить цель деятельности); подобрать или создать культурное средство, качества которого должны быть максимально коррелированны с качествами ожидаемого продукта (цели), объекта и предмета деятельности, а также с качествами самого субъекта; определить оптимальный способ действия этим средством.

Такое использование научных знаний характерно для любой прикладной науки. Прикладное научное исследование направлено преимущественно на применение научных знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач. Прикладное научное исследование складывается из двух взаимосвязанных видов научной деятельности: научно-познавательной и научно-проектировочной. Конечным продуктом прикладных наук является проект какой-либо деятельности. Так для педагогики – это проекты образовательного процесса, для психологов – проекты каких-либо психологических тренингов или психологических технологий работы с клиентами, для технических наук – это проекты каких-либо технических устройств и технологий их создания. Научно-обоснованный проект создается на основе специально отобранных для его создания научных знаний, которые являются продуктом научно-познавательной деятельности и предметным основанием методов научного проектирования. 

 

1.3.Имеющееся научное знания также используется как средство в деятельности, направленной на получение нового научного знания. Так фундаментальные научные знания используются как средство в прикладных науках, теоретические знания при организации эмпирического познания, а эмпирические научные знания в теоретическом познании.

Фундаментальные научные исследования – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Термин (на латыни fundare — «основывать» ) отражает направленность этих наук на исследование первопричинных, основных законов природы.

Прикладные научные исследования – это такие исследования, которые используют достижения фундаментальной науки, для решения практических задач. Результатом исследования: создание и совершенствование новых технологий

Фундаментальная науки - это направление научной теоретической деятельности, направленной на формирование логичности построения работы в сфере прикладных наук. Основой фундаментальных наук есть философия. На основании философских утверждений базируется конкретика в разработках прикладных наук. Фундаментальные науки ставят вопросы - почему, зачем, для чего, в какой последовательности и так далее. Задача прикладных наук - ответить на эти вопросы конкретными результатами научных исследований в конкретной области знаний.

 

Сама наука определяет необходимость в новых научных знаниях через производство «знания о незнании». «Знание о незнании» является одним из результатов научного исследования, когда в каком-либо изучаемом отношении обнаруживается ограниченность, недостаточность наличного знания. Знание о незнании фиксируется в таких формах как вопрос, задача, противоречие, парадокс, которые становятся средствами, обеспечивающими получение новых знаний. 

1.4.Научные знания, включенные в содержание образования, являются основным средством педагогической деятельности, продуктом которой является образованный человек, способный быть субъектом деятельности. Таким образом, научные знания, хоть и опосредованно, через педагогическую деятельность, участвуют в производстве субъекта деятельности.

2.1.Во-вторых, имеющиеся научные знания могут выступать в качестве предмета научно-познавательной деятельности. Это происходит тогда, когда возникает необходимость в их уточнении, упорядочивании, проверке. В любом исследовании существующие научные знания становятся предметом познания на этапе определения степени разработанности проблемы исследования.

Итак, характер вырабатываемых научных знаний определяются той конкретной деятельностью, в которой эти научные знания применяются либо как культурное средство, либо как предмет дальнейшего преобразования.

 

Дата: 2019-02-19, просмотров: 23.