Понятие «абстракция» имеет два значение: 1) как итог процесса познания (законы, определения, теории и выводы) и 2) как процесс отвлечения отдельных сторон, части целого, свойства, качества. Т.е. абстрактное – это одностороннее, а конкретное – это единство многообразия, единство сторон.
Процесс познания как совокупность последовательных действий по освоению человеком мира вещей можно представить через предметные формы существования мира для человека, которые можно описать, опираясь на категории конкретное и абстрактное.
Предметные формы существования мира для человека, отражающие основные этапы процесса познания этого мира:
· вещественно-конкретное,
· вещественно-абстрактное,
· мысленно-абстрактное,
· мысленно-конкретное.
Вещественно-конкретное представлено объектами и явлениями материального мира во всей их полноте и целостности. Это действительность, существующая объективно, т.е. независимо от нашего сознания как «вещь-в-себе».
Вещественно-абстрактное – это проявление отдельных свойств объектами материального мира в разнообразных отношениях с другими объектами. Человек обнаруживает свойства объектов, наблюдая за их движениями, либо действуя с ними разными способами. Вещественно-абстрактное предстает перед человеком как предмет эмпирического познания. Восприятие человеком отдельных свойств предметов познания приводит к возникновению мысленно-абстрактного – образов этих предметов, в которых отражены обнаруживаемые органами чувств человека свойства этих предметов. Так обнаруживается «вещь-для-нас», как явление, как феномен.
Мысленно-абстрактное – это уже знания человека о действительности – её мыслительные образы, обозначенные словом. Мысленно-абстрактное представлено на уровне представлений, понятий и категорий: знание уровня представлений - это, прежде всего, обыденное знание, которое предшествует научному, и научное эмпирическое знание; на уровне понятий и категорий – научное теоретическое знание. К мысленно абстрактному относятся также формы вненаучных знаний, к которым относят литературу (проза, поэзия), мифологию, религию, идеологию и обыденное знание.
Знания о мире не могут быть получены человеком иначе, чем через мысленно-абстрактное, но это сознает эффект многопредметности : в результате познания разными субъектами, использующими разные методы познания, создаются различные образы одного и того же объекта.
Научные знания, относящиеся к разным научным дисциплинам, отражают человека и мир односторонне, а поэтому они мысленно абстрактны. Таковы предметы всех наук и поэтому научные знания ограничены предметом определенной науки. Но знания нужны человеку для того, чтобы на их основе выстроить свою деятельность и достичь поставленную цель. Во внешней для человека деятельности, в которой он имеет дело с материальными вещами во всей полноте их существования, т.е. как с вещественно-конкретным, важно обладать как можно более полными знаниями об этих вещах. То есть существует объективная необходимость в синтезе знаний. Попытки осуществление такого синтеза предпринимаются через проведение междисциплинарных научных исследований. Но отдельные науки не в состоянии сами выработать теоретическое основание такого синтеза – создать мысленный образ отношения целостного человека с целостным миром. Эта проблема решается через философскую форму познания, продуктом которой является мысленно-конкретное.
Философское знание – это мысленно-конкретное знание о бытии как целостности. Мысленно конкретное знание формируется в результате синтеза всех имеющихся у человека знаний и может существовать только в сознании живого человека. Поэтому главной особенностью философских знаний является то, что посредством них фиксируется личностное понимание и мира в его целостности, и особенностей существования элементов мира с точки зрения этой целостности.
Эти особенности философского знания обуславливают возможность их использования в научных исследованиях в качестве методологического основания. Без обращения к философскому знанию невозможны ни междисциплинарные научные исследования, ни получение принципиально новых научных знаний ни в одной из наук.
Наукам не нужен ни целостный человек, ни общество как целостность. Их задача в получении наиболее полных и достоверных знаний об отдельных аспектах бытия отдельных групп объектов и явлений. В отличие от абстрактного подхода философия стремится вернуть человека к его целостности, а значит и к целостности мира - это сверхзадача философии. Она решается через синтез всех знаний о мире: обыденных, религиозных, научных, которая осуществляется с целью получения знаний о предельных взаимоотношениях (закономерностях) между миром и человеком на всех уровнях бытия.
Для субъекта научной деятельности очень важно, чтобы полученные им знания отвечали критериям научности. Знание критериев научности позволяет определить качественные характеристики научного знания - того, что стремиться получить субъект научного познания в результате своей деятельности, на этапе целеполагания.
Существует две группы критериев научности: критерии, отражающие качества научных знаний и критерии, отражающем качества деятельности по производству научных знаний.
Критерии научности, отражающие качества научных знаний:
1. Объективность как элиминирование (устранение) субъективности, связанной со спецификой сознания ученого – максимальное соответствие знаний о предмете самому предмету.
2. Достоверность (истинность) трактуется по-разному в дополняющих друг друга теориях:
• в теории корреспонденции (соответствие): истинность знания – это однозначное соответствие между высказываниями (убеждениями, суждениями) и соответствующими фрагментами действительности (фактами, состояниями дел, событиями). Из такого понимания истинности знания вытекают критерии «опытная проверяемость» и «обоснованность и доказательность», которые в таком сочетании применимы только к эмпирическому знанию.
• В теории когеренции (связность, согласованность) истинность знания есть не их соответствие существующей действительности, но согласование знаний между собой. Из такого понимания истинности знания вытекают критерии «формальная непротиворечивость» и «обоснованность и доказательность», которые в таком сочетании применимы только к теоретическому знанию.
• Взаимосвязь эмпирического и теоретического знания проявляется в обоснованности и доказательности теоретических знаний, проверяемых их соответствием эмпирическим данным, возможностью описывать и предсказывать явления. Рациональность отражения в знаниях универсальных, доступных только разуму причинных связей, а также признание формального доказательства в качестве главного средства обоснования знаний.
3. Системность. Этому критерию соответствуют знания, которые отражают способ понимания действительности как взаимосвязи целого и частей. Такое понимание становиться возможным при систематизированности знаний, для которой характерно: 1) четкое выделении основание систематизации знаний – т.е. способа определения частей, составляющих целое; 2) полнота знаний; 3) непротиворечивость знаний.
4. Теоретичность – рациональность возникает на базе теоретического познания, системность научных знаний обеспечивается через создание теоретических мо делей, в которых фиксируются сущностные (внутренне присущие), а значит инвариантные качества объектов познания, отличающие их от объектов другого рода и вида.
Получение научных знаний, соответствующих перечисленным критериям, достигается за счет применения определенного комплекса научных методов. «Без научного метода – нет научного знания!» – эта закономерность закреплена еще в одном критерии научности, отражающем качества деятельности по производству научных знаний: 5. наличие организованных форм познания - т.е. знание должно быть получено на основе применения комплекса методов, обеспечивающего полноту и достоверность, доказательность и обоснованность полученных данных о предмете познания. В комплекс методов включаются те, которые обеспечиваю проблемность знания (т.е. знания – это ответ на какой-либо вопрос), свободу от предвзятости, опытную проверяемость, воспроизводимость при помощи языка и т.п.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 319.