Операциональная и предметно-содержательная характеристики методов научного познания

Любой метод познания характеризуется предметно-содержательно и операционально.

Операционально метод представляет собой «систему принципов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания», так как они характеризуют порядок познавательных действий и операций.[1] Например, структурно-функциональный метод представлен общим принципом системности, принципом согласованности (взаимообусловленности) большой и малых функций системы, принципом определения элементов системы по их функциям. Названные принципы отражают основные положения теории функциональных систем и конкретизируются через ряд правил, определяющих порядок научного исследования через описание последовательности действий субъекта познания. Так структурно-функциональный метод может быть представлен следующей последовательностью действий (правилами):

1) выявить внешнюю (большую) функцию объекта, при описании которой необходимо как можно более полно и точно отразить его назначение в тех мегасистемах, элементом которых он является;

2) определить малые функции объекта, т.е. те его возможные действия за счет которых может быть реализована его внешняя функция;

3) установить элементы объекта, обеспечивающие выполнение выявленных малых функций объект (при этом выполняется следующее общеметодологическое требование: элементы одной структуры не должны включать в себя друг друга)

4) все малые функции согласуются друг с другом: уточняется характер функционирования каждого из элементов системы таким образом, чтобы реализация функций каждого элемента системы создавала условия для функционирования всех других ее элементов.

 

Приведенный пример показывает, что операциональная характеристика научного метода познания определяется соответствующей системой научных знаний, которая составляет предметную содержательность этого метода. Как пишет К.Н. Суханов: «метод рождается превращением описательных положений теории в методологический принцип получения нового знания».

Возникает вопрос: «Из каких именно знаний складывается предметная содержательность метода научного познания?» Ответ на этот вопрос можно получить, анализируя место и функцию метода познания в познавательной деятельности.

Как средство познавательной деятельности научный метод познания должен обеспечивать получение определенных знаний о предмете познания в соответствие с поставленной субъектом целью. Эта функция научного метода познания будет выполнена, если используемый субъектом метод выступает интегрирующим основанием познавательной деятельности: его качества должны быть соотносимы с качествами предмета и продукта познания и с качествами субъекта познания. Это значит, что предполагаемые определенным методом нормативные принципы и правила организации познавательной деятельности выводятся, прежде всего, из уже имеющегося знания  обо всех моментах деятельности: о субъекте познания, об объекте и предмете познания, о продукте познания и о возможных средствах познания. Например, если в качестве продукта познания вы ожидаете получить знания о предмете познания как целостности, то необходимо применение системного метода, если знания о его развитии – диалектического метода и т.п. Применение различных методов предполагает и различные предметы познания. В качестве таковых могут выступать как объекты и явления материальной действительности, так и уже имеющиеся знания о них. В первом случае будут применяться методы эмпирического познания, во втором – теоретического. Выбор метода познания зависит и от познавательных возможностей субъекта познания: одному человеку достаточно получение теоретических знаний, другой «верит только своим глазам» – т.е. эмпирическим методам познания. 

Итак, предметная содержательность научного метода познания состоит в том, что его операциональная составляющая определяется системой философских и научных знаний о качествах субъекта, продукта и предмета познавательной деятельности. Предметная содержательность метода научного познания свидетельствует о наличии объективного основания у нормативных принципов и правил, выражающих этот метод. В качестве такого основания выступают философские и научные знания об объективно существующем мире. Научные знания как предметное содержание метода научного познания обеспечивает преемственность в науке, накопление и упорядочивание научных знаний. Философские знания обеспечивают возможность синтеза знаний, прежде всего об элементах познавательной деятельности, что повышает результативность и эффективность научных исследований. Синтез знаний при проведении междисциплинарных исследований также невозможен без опоры на философские знания, которые только и позволяют понять закономерную связь между предметами разных наук. Обращение к философским знаниям при определении метода научного исследования обеспечивает также выход любой науки на новые горизонты научного познания.

Хайдеггер обращает внимание на то, что применяя какой-либо метод познания мы всегда исходим из определенного предпонимания мира.[2] То есть, предметная содержательность метода представляет собой определенное предпонимание мира. В основе такого предпонимания человеком мира лежат эталонное знание. На уровне чувственного познания – это, прежде всего, сенсорные эталоны (эталоны размера, формы, цвета, действия и т.п.) – наиболее общие качества объектов материального мира, обнаруживаемые при помощи органов чувств. Любой человек при описании любого предмета на уровне представлений ориентируется, прежде всего, на эти эталоны.

Основой теоретического познания также является эталонное знание, в качестве которого выступают определенные теоретические модели (концепты) объективно существующего мира, в которых образ мира дается на уровне понятий. Недаром текст курсовой иди дипломной работы, диссертаций начинаются, как правило, с описания разных определений базового для исследования понятия.

Для рациональной формы эмпирического и теоретического уровней познания (как научного, так и философского) принципы и правила познания, выражающие определенный метод, выводятся из определенных теорий, которые представляют собой концептуально организованные системы знаний, описанные на уровне понятий и категорий (предельно универсальных понятий). «Многие философы признают, что метод — это та же теория, но повернутая своим острием на познание и преобразование объекта с целью дальнейшего познания объекта».[3] 

Таким образом, предметная содержательность методов познания, образованная определенными теориями, обеспечивает не только получение определенных знаний о предмете познания, но и их систематизацию Знание можно определить как форму существования и систематизации результатов познавательной деятельности человека.

Итак, все вышеизложенное позволяет утверждать, что метод познания представляет собой систему принципов и правил (требований), определяющих порядок познавательных действий субъекта познания; эта система принципов и правил вырабатывается на основе концептуально организованной системы знаний о действительности, отражающей определенный способ понимания этой действительности как взаимосвязи целого и его частей.

Эти признаки научного познания обнаруживаются уже первым философом науки - Аристотелем, который определил, как должно выглядеть полное и четкое научное объяснение явления или события. Согласно его философии каждое явление обусловлено четырьмя причинами: формальной (связанной с сущностью явления, его структурой или понятием), материальной (обусловленной субстратом, веществом, в котором воплощается эта форма и структура), движущей (конкретной побудительной причиной), целевой (связанной с тем, «ради чего», «зачем» происходит явление). Если удается установить и объяснить все эти причины, то задача науки оказывается полностью выполненной, явление считается познанным и объясненным.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 12.