Идеализация как метод формирования теоретического знания
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Методом введения чисто умственных объектов теоре­тического познания является идеализация.

Идеализация — это форма абстрагирования, отличная от эмпирической абстракции. «…..смысл идеализации состоит в умственном наделении объектов эмпирически нереа­лизуемыми свойствами. Можно сказать, что идеализация — это способ умственного наделения объектов познания свойствами, от­сутствующими у эмпирически существующих объектов и в при­нципе не способными им реально принадлежать.

Идеа­лизация «направлена не просто на конструирование чисто умственных объектов познания. Она яв­ляется способом формирования правильно и регулярно устроен­ных умственных объектов, существенно облегчающих выделение общих характеристик объектов и законов, фиксирующих необхо­димо повторяющиеся отношения и связи».

Результатом идеализации являются такие понятия как «точка», «прямая», «абсолютно черное тело», «идеальный газ», в социогуманитарных науках – идеальный тип и пр. В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением признаков, нереализуемых в действительности. Образуется так называемый «идеальный объект», которым может оперировать теоретическое мышление при познании реальных объектов. «Если взять в качестве примера идеализированного объекта окружность, то этот объект и вводится в рассмотрение (говоря упрощенно) с помощью фикса­ции регулярности: «Все точки окружности находятся на одина­ковом расстоянии от точки, лежащей в плоскости окружности и называемой ее центром». В качестве другого примера идеализи­рованного объекта можно взять идеальный кристалл, характери­зуемый совершенной (лишенной каких-либо дефектов строения) трехмерно-периодической решеткой. Идеальный кристалл peaлизует регулярность, проявляющуюся в одинаковой развитости физически равноценных граней. Еще один пример — идеальная жидкость, характеризуемая непрерывностью (отсутствием струк­туры) и, как следствие, отсутствием вязкости, теплопроводности, внутреннего трения между любыми соседними слоями. С помощью идеализации осуществляется перевод познания на собственно тео­ретическую почву».

идеализация позволяет заменять эмпирически существующие объекты познания «правильными», регулярно уст­роенными объектами, что облегчает их описание с помощью общих и точных теоретических терминов и высказываний.»[25]

4.«Мысленный эксперимент — это метод научного познания, который заключается в получении нового или проверке имеющегося знания путём конструирования идеализированных объектов и манипулирования ими в искусственно (условно) задаваемых ситуациях. Метод мысленного эксперимента относится к области научно-теоретического знания (см. Методы научного познания) и представляет собой систему мысленных, практически не осуществимых процедур, проводимых над идеальными объектами. Мысленный эксперимент может выступать как самодостаточный (который в принципе не может быть реализован на практике, а часто и модельно) или рассматриваться как «воспроизведение» будущего реального эксперимента (см. Эксперимент). Будучи теоретическими моделями реальных ситуаций, мысленные эксперименты проводятся в целях выяснения согласованности основных принципов теории.

Характерной чертой научно-теоретического мышления является применение абстрактных объектов. Исследователь, развивая теорию, всегда манипулирует в своём воображении с особыми образами действительности, которые схватывают в обобщённой форме наиболее существенные признаки изучаемых явлений. Такие образы суть абстрактные объекты теоретического уровня знаний. Построение абстрактных объектов как теоретических образов реальной действительности и оперирование ими с целью изучения существенных характеристик действительности составляют задачу мысленного эксперимента. Поэтому роль мысленного эксперимента особенно велика в процессе зарождения нового теоретического знания.

В методологии науки мысленный эксперимент трактуется, с одной стороны, как мысленный процесс, представляющий план будущего реального эксперимента; с другой стороны, под мысленным экспериментом понимается особый вид мыслительной деятельности, при котором не просто продумывается ход реального эксперимента, а осуществляется такая комбинация мыслительных образов, которые в действительности вообще не могут быть реализованы. Понятие мысленного эксперимента в первом аспекте ещё не раскрывает его сущности и специфики как особого метода познания; такое раскрытие даётся лишь при втором понимании метода, хотя грань между ними весьма относительна. Любой мысленный эксперимент начинается как продумывание практически осуществимой операции, причём между продумыванием реального и осуществлением мысленного эксперимента трудно провести резкое различие, что, однако не даёт повода к их отождествлению. Различие между мысленным экспериментом и продумыванием реальных опытов начинается там, где мысль, отталкиваясь от первоначальных образов, переходит в область практически неосуществимых вещей, идеализированных объектов. Поэтому часто синонимом мысленного эксперимента выступает термин «идеализированный эксперимент».

По своей логической структуре мысленный эксперимент строится по принципам гипотетико-дедуктивного рассуждения, состоящего из двух относительно самостоятельных фаз:

1. квазиэмпирической (задание наглядных образов — идеализированных объектов);

2. логико-схематической (поиск способа перевода образов на язык теории, объективации мысленного эксперимента в концептуальных положениях).

Различают три основных типа мысленного эксперимента:

1. конструирующие мысленные эксперименты, связанные с «пространированием» понятийных фундаментальных схем теории;

2. аналитические мысленные эксперименты, ориентированные на построение либо примера, подтверждающего истинность теории, либо контрпримера (как правило, в форме парадокса);

3. синтетические мысленные эксперименты, выступающие средством конструирования научной гипотезы.

В современной науке мысленный эксперимент находит широкое применение в фундаментальных исследованиях. По мере усложнения теоретических исследований мысленный эксперимент приобретает всё новые функции. Так, в современном естествознании в связи с использованием метода математической гипотезы он становится одним из основных средств интерпретации математических формализмов. В экономике, демографии и социологии, широкое распространение получили эксперименты на математических моделях экономических, демографических и социальных процессов, проводимые с помощью компьютерных вычислений, позволяющие одновременно манипулировать различными комплексами экспериментальных факторов, берущимся в их взаимодействии между собой. Особым видом мысленного эксперимента здесь являются и сценарные разработки возможного развития хода событий».[26]

 



Дата: 2019-02-19, просмотров: 289.