Методами эмпирического познания являются: наблюдение, эксперимент, в которых производятся такие процедуры получения, структурирования и репрезентации опыта как обследование, измерение, описание, сравнение. Эмпирические методы научного познания отличаются наличием предварительного теоретического основания, составляющие предметную содержательность методов.
Научный факт получают через применение теоретически организованного метода наблюдения и метода эксперимента.
1.Наблюдение как метод научного познания представляет собой упорядоченные действия субъекта познания, направленные на обследование существующего в естественных условиях объекта познания при помощи органов чувств. При этом объект познания не подвергается преобразованиям со стороны наблюдателя в ходе наблюдения.[11]
Упорядоченность познавательных действий субъекта при организаии наблюдения достигается через определение цели наблюдения, объекта и предмета наблюдения, программы наблюдения, формы обработки результатов наблюдения.
Метод наблюдения как системы принципов и правил организации познания представлен его программой. Любая программа наблюдений представляет собой перечень правил обследования предмета наблюдений с целью выявления наличия или отсутствия каких-либо общих качеств предмета познания. Совокупность этих качеств не определяется произвольно. Исследователь определяет перечень признаков (показателей), подлежащих обследованию, опираясь на уже существующие теоретические модели предмета познания:
· на сенсорные эталоны чувственно воспринимаемых качеств объектов познания, такие как форма, размер, цвет, звук, вкус, запах, характер поверхности, характер действий;
· на содержание эмпирических понятий.
При проведении исследований в области определенной науки программа наблюдений включает в себя качества объектов познания, относящиеся к предметной области этой науки. Так для одного и того же объекта наблюдений, например, человека, предметами наблюдений могут быть здоровье человека – для медицины, поведение человека – для психологии, личностный опыт человека – для педагогики и т.п.
Так как познавательные возможности ощущений ограничены различными порогами чувствительности органов чувств и узким спектром воспринимаемых органами чувств внешних сигналов, при наблюдении и экспериментах часто применяются приборы. В связи с этим наблюдения делятся на прямые (с использованием познавательных возможности органов чувств человека) и косвенные (приборные). Косвенные наблюдения проводятся с применением приборов-усилителей, расширяющих спектр познавательных возможностей человека (микроскопы, телескопы, усилители звуков), приборов-преобразователей, преобразующих недоступные прямому наблюдению характеристики, формы движения в доступные, а также приборов-измерителей, приборов-анализаторов, приборов-регистраторов и др.
2. Эксперимент предназначен для познания объектов в контролируемых и изменяемых исследователем «искусственных» условиях их существования.[12]
В социогуманитарных науках эксперимент максимально сближается с организованным наблюдением и практически сводится к систематическому наблюдению (называемому «естественным экспериментом»). Он относится к описательному уровню познания (предоставляет данные для описания объектов), хотя и выполняет определенные объяснительные функции (предоставляет данные для объяснения). В отличие от естественных наук, эксперимент при любых схемах организации социогуманитарного эмпирического исследования относится к его заключительному этапу. [13] Например, в педагогике эксперимент нужен для опытно-экспериментальной проверке какой-либо модели образовательного процесса, комплекса педагогических условий. Различают констатирующий и формирующий эксперименты.
Измерение Измерением называют совокупность действий с целью нахождения числового значения величины в принятых единицах измерения.
Описание научного факта
Результатом наблюдения, эксперимента является научный факт, который описывается языком в форме высказывания (суждения).
«Эмпирические высказывания используются для эмпирического описания объектов познания. В общем плане описание на эмпирическом уровне научного познания — это фиксация результатов опыта (наблюдения и эксперимента) с помощью выбранных в данной науке языковых средств [52. С. 199-200]. В качестве примера можно взять перечисление основных симптомов какой-либо болезни. Так, острый холецистит характеризуется совокупностью признаков: острое начало после погрешности в диете, обычно сильные боли в правом подреберье, повышенная температура, напряженность мышц живота, учащенный пульс, тенденция к снижению артериального давления, желтушность кожных покровов, склер и слизистых на 2-3 сутки.
К описанию примыкает характеристика объекта познания. Характеристика — это указание наиболее важных в каком-либо отношении черт предмета познания, в которых индивидуально преломляется его общая родовая сущность. Обычно характеристика содержит комплекс признаков. Например, в техническом паспорте изделия кроме его описания дается и характеристика, Например, для автомобиля указывается максимальная скорость, мощность двигателя, количество потребляемого топлива на 100 км пути и др. Такое указание может состоять, в частности, в простой демонстрации именуемого объекта [«это — компьютер»). Это демонстрация именуемого объекта, называемая остенсивным определением. Она играет важную роль в первичном установлении смысла и значения имен. [14]
Эмпирическое понятие
На основе совокупности научных фактов формируется еще одна форма эмпирического знания - эмпирическое понятие (общее представление).
«Эмпирическое понятие - это форма мышления, синтезирующая и фиксирующая некоторую совокупность общих чувственно-наблюдаемых признаков предметов познания. Эта совокупность признаков предмета познания образует содержание понятия, которое раскрывается с помощью операции его определения. «Понятие характеризуется не только содержанием, но и объемом. Множество всех тех объектов, которым присущи все входящие в содержание понятия признаки, образуют объем соответствующего понятия».[15]
Примером эмпирического понятия может служить определение: «живое - это то, что двигается, питается, дышит, растет и размножается». Эмпирическое понятие применяется, например, при организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.
Эмпирическое понятие является результатом эмпирической абстракции.
«Эмпирическая абстракция состоит в отвлечении исследователя от некоторых эмпирически существующих свойств реальных объектов и сосредоточении внимания на остальных их свойствах. Такое выделение свойств, умственно изолированных от других эмпирически существующих свойств объектов, ставит на место реального эмпирического объекта в определенном отношении упрощающую его умственную схему. Эмпирическая абстракция, таким образом, оказывается первым шагом перехода познания на уровень рассмотрения теоретических объектов. С.50
«Словесной формой выражения понятий являются слова и словосочетания. Понятие, представленное словом или словосочетанием, является смыслом этого слова»
Языковым выражением понятия является термин.
С помощью понятий формируются простые и сложные, состоящие из других высказываний суждения. Отличительной особенностью простых суждений является наличие утверждения или отрицания принадлежности признаков объектам (атрибутивные суждения), существования чего-либо (суждения существования), отношений между объектами познания (суждения об отношениях). Языковой формой выражения простого суждения является повествовательное (индикативное) предложение, а также риторический вопрос.
Эмпирическое знание, выраженное в языке, представлено такими элементами, как эмпирические термины и эмпирические высказывания. Эмпирические термины выражают эмпирические понятия, содержание которых формируется из чувственно наблюдаемых признаков объектов познания.
Высказывания, фиксирующие результаты единичного чувственного контакта субъекта познания с объектом, именуются эмпирическими сингулярными высказываниями или «протокольными предложениями». В формулировке эмпирических высказываний участвуют эмпирические термины.
Дата: 2019-02-19, просмотров: 280.