Раздел 2. Наука как деятельность по производству научных знаний
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Раздел 2. Наука как деятельность по производству научных знаний.

Тема 2.1. Научное познание как целенаправленная деятельность. 2 часа

Структура науки как целенаправленной деятельности (как культурно-опосредованное отношение): субъект научного познания, объект и предмет научного познания (реалистическая и феноменолистическая концепции предмета научного познания); методы как культурные средства, применяемые при организации научного познания; научные знания как продукт научного познания.

Научное знание необходимо отличать от псевдонаучного, лженаучного и т.п.

http://www.grandars.ru/college/filosofiya/lzhenauka.html

Метод как средство научного познания.

     

    Научное знание не может быть получено без применения научного метода, обеспечивающего полноту и достоверность, доказательность и обоснованность полученных данных о предмете познания, объективность, системность, рациональность и теоретичность. Научное познание — это организованная форма познания объектов. Формой такой организации является научное исследование, основанное на применении специальных методов познания.

В структуре познавательной деятельности методы познания выступают в качестве культурного средства, при помощи которых субъект познания устанавливается познавательное отношение с объектом познания и получает продукт познания – знание о предмете познания. Это качество метода познания отмечено еще Гегелем, который считал, что метод познания «поставлен как орудие, как некоторое стоящее на субъективной стороне средство, через которое она соотносится с объектом».

От выбора субъектом познавательной деятельности метода познания зависит качество получаемого продукта. Продукт познавательной деятельности – это знание о предмете познания, которые представляют собой образы, формы вещей, ставшие относительно самостоятельными по отношению к миру вещей, о которых имеется это знание. В образе вещи будут отражены только те её качества и свойства, на которые было обращено внимание человека. Так повседневная жизнедеятельность человека, по необходимости концентрирующая его внимание на том, что в неё включено, становиться источником обыденного знания. Для получения новых научных знаний, необходимых для организации новых видов целенаправленной деятельности, нужно, чтобы в сферу внимания субъекта познания попали определенные свойства и качества объектов познания. Эту функцию выполняют научные методы познания. Например, методы анализа и синтеза обращают внимание познающего субъекта на взаимосвязь качеств предмета познания как целого и качеств его элементов.

 Как правило, получение новых научных знаний возможно только на основе применения нового метода научного познания. Чтобы разработать такой метод, необходимо понимание, что это такое.

Рис. 2. Модель производства

 

Основные функции науки как способ закрепления

Теоретическая и практическая значимость научного знания

Как продукта научного познания.

 

Теоретическая и практическая значимость полученного в результате научного исследования научного знания отражает определенную роль, необходимость этого знания для теории или для практики в определенной области науки или практической деятельности человека.

 

Обусловленность связи между методами научного познания и формами научного знания:

Взаимосвязь основных групп методов познания и форм научного знания обусловлена качествами методов научного познания как культурных средств.

Метод познания как культурное средство

Описание научного факта

Результатом наблюдения, эксперимента является научный факт, который описывается языком в форме высказывания (суждения).

«Эмпирические высказывания используются для эмпирического описания объектов познания. В общем плане описание на эмпирическом уровне научного познания — это фиксация резуль­татов опыта (наблюдения и эксперимента) с помощью выбранных в данной науке языковых средств [52. С. 199-200]. В качестве примера можно взять перечисление основных симптомов какой-либо болезни. Так, острый холецистит характеризуется совокупностью признаков: острое начало после погрешности в диете, обычно сильные боли в правом подреберье, повышенная температура, напряженность мышц живота, учащенный пульс, тенденция к снижению артериального давления, желтушность кожных покровов, склер и слизистых на 2-3 сутки.

К описанию примыкает характеристика объекта познания. Характеристика — это указание наиболее важных в каком-либо отношении черт предмета познания, в которых индивидуально преломляется его общая родовая сущность. Обычно характе­ристика содержит комплекс признаков. Например, в техническом паспорте изделия кроме его описания дается и характеристика, Например, для автомобиля указывается максимальная скорость, мощность двигателя, количество потребляемого топлива на 100 км пути и др. Такое указание может состоять, в частности, в простой демонстрации именуемого объекта [«это — компьютер»). Это демонстрация именуемого объекта, называемая остенсивным определением. Она играет важную роль в первичном установлении смысла и значения имен. [14]

Эмпирическое понятие

На основе совокупности научных фактов формируется еще одна форма эмпирического знания  - эмпирическое понятие (общее представление).

«Эмпирическое понятие  - это форма мышления, синтезирующая и фиксирующая некоторую совокупность общих чувственно-наблюдаемых признаков предметов познания. Эта совокупность признаков предмета познания образует содержание понятия, которое раскрывается с помощью операции его определения. «Понятие характеризуется не только содержанием, но и объемом. Множество всех тех объектов, которым присущи все входящие в содержание понятия признаки, образуют объем соответствующего понятия».[15]

Примером эмпирического понятия может служить определение: «живое - это то, что двигается, питается, дышит, растет и размножается». Эмпирическое понятие применяется, например, при организации познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

 

Эмпирическое понятие является результатом эмпирической абстракции.

«Эмпирическая абстракция состоит в отвлечении исследователя от некоторых эмпирически существующих свойств реальных объек­тов и сосредоточении внимания на остальных их свойствах. Такое выделение свойств, умственно изолированных от других эмпири­чески существующих свойств объектов, ставит на место реального эмпирического объекта в определенном отношении упрощающую его умственную схему. Эмпирическая абстракция, таким образом, оказывается первым шагом перехода познания на уровень рассмот­рения теоретических объектов. С.50

 

 

«Словесной формой выражения понятий являются слова и словосочетания. Понятие, представленное словом или словосочетанием, является смыслом этого слова»

 Языковым выражением понятия является термин.

С помощью понятий формируются простые и сложные, состоящие из других высказываний суждения. Отличительной особенностью простых суждений является наличие утверждения или отрицания принадлежности признаков объектам (атрибутивные суждения), существования чего-либо (суждения существования), отношений между объектами познания (суждения об отношениях). Языковой формой выражения простого суждения является повествовательное (индикативное) предложение, а также риторический вопрос.

 

Эмпирическое знание, выраженное в языке, представлено такими элементами, как эмпирические термины и эмпирические высказывания. Эмпирические термины выражают эмпирические понятия, содержание которых формируется из чувственно наблюдаемых признаков объектов познания.

 Высказывания, фиксирующие результаты единичного чувственного контакта субъекта познания с объектом, именуются эмпирическими сингулярными высказываниями или «протокольными предложениями». В формулировке эмпирических высказываний участвуют эмпирические термины.

 

 

Решение научной проблемы

У Суханова

С.113 - С научной проблемы начинается научное исследование как форма организации научного познания. Научное исследование включает: уяснение смысла проблемы, формулировку проблем­ного вопроса, формирование стратегии, методологии и методики поиска решения проблемы, само решение проблемы, его проверку и обоснование.

 

с. 118

Программа

3. Формулировка общей проблемы научного исследования. Определение предмета, объекта и темы исследования. Развертывание проблемы исследования на уровне определения цели и задач научного исследования (или: Определение порядка решения проблемы (логики исследования) через формулировку цели, частных проблем и задач).

Теория и гипотеза

Выдвижение гипотезы.

 

Выдвижение гипотезы в итоге предполагает формулировку предположения либо о некоторых свойствах объекта или процесса (описательная гипотеза), либо о причинах познаваемого явления (объяснительная гипотеза), либо о способах решения какой-либо проблемы (практической, познавательной или научно-познавательной или научно-технологической) (гипотеза, сочетающая в себе качества и объяснительной и описательной гипотезы – общая гипотеза).

 

Логически гипотеза формулируется по схеме условно-категорического умозаключения, в котором нужно подтвердить или опровергнуть определённую посылку. В этом смысле она выглядит как положение, которое с логической необходимостью следует из имеющегося знания, но выходит за его пределы (границы), и является переформулировкой обнаруженной и разрешаемой проблемы.

 

Формулировка предположения возможна на основе результатов исследования, организованного через применение методов анализа и синтеза.

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение, разбор) - логический прием, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно или практически расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как часть расчлененного целого.

Синтез (от греч. synthesis - соединение, составление, сочетание) - мысленное соединение частей предмета, расчлененного в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого. В процессе синтезирования познается нечто новое - взаимодействие частей как целого.

Методы анализа и синтеза не могут применяться без опоры на имеющиеся знания о предмете исследования. Прежде всего, это общепризнанные знания о предмете той области науки, в рамках которой проводится научное исследование.

 Например, в области педагогике предметом анализа и синтеза всегда выступает образовательный процесс как педагогический (т.е. целенаправленный), или его элементы. Конкретизация предмета исследования происходит через согласование качеств общих элементов образовательного процесса с той образовательной целью, которая должна быть реализована через этот процесс. Образовательный процесс в педагогике представлен взаимосвязанными и взаимообусловленными процессами воспитания и обучения. Основными элементами образовательного процесса являются деятельность обучающегося и деятельность педагога взаимосвязанные и взаимообусловленные в форме педагогического взаимодействия, ориентированные на реализацию системы целей образования через усвоение и освоение содержания образования. Основными способами организации педагогического взаимодействия являются формы, методы и приемы воспитания и обучения.

На этапе анализа предметом исследования являются имеющиеся способы организации образовательного процесса. При этом устанавливаются те свойства его элементов, которые не утрачивают своего значения при решении проблемы вашего исследования и те свойства, которые определяются особенностями вашего предмета исследования.

На этапе синтеза формируется модель образовательного процесса, в которой отражены о то, что имеет значение относительной истины, и то, что предположительно, т.е. имеет признаки гипотезы.

Описание этой модели и есть предположение о возможных качествах элементов образовательного процесса, наличие которых позволит решить проблему вашего конкретного исследования. В результате анализа и синтеза фактического материала, имеющего отношение к практической проблемной ситуации, в свете научных и практических данных, происходит отделение существенного от несущественного и обобщение существенных фактических обстоятельств.

 

Таким образом, гипотеза всегда выдвигается в контексте развития науки для решения конкретной научно-познавательной проблемы с целью объяснения новых экспериментальных данных либо устранения противоречий теории с отрицательными результатами экспериментов, или конкретной научно-технологической проблемы с целью создания научно обоснованной технологии организации деятельности по созданию определенного продукта.

 

При формулировании гипотез исследователь всегда опирается на имеющиеся научные знания. Например, в области педагогики любая гипотеза, содержит предположение по организации образовательного процесса как педагогического, т.е. целенаправленного. Поэтому в качестве посылок будут выступать суждения о том, что проблема организации образования, обеспечивающего получение определенного результата, будет решена, если:

· разработана система образовательных целей, отражающая, например, процесс становления личности

· определено содержание образования, обеспечивающее реализацию системы образовательных целей

· разработана педагогическая технология, представляющая собой последовательно реализуемый комплекс форм, методов и приемов воспитания и обучения, обеспечивающих усвоение и освоение содержания образования.

 

При проведении научного исследования используется термин «рабочая гипотеза», под которым понимается выдвигаемое на первых этапах исследования обоснованное предположение.

Специфика рабочей гипотезы — в условном и, тем самым, временном её принятии. Она служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результаты наблюдений и дать им первоначальное объяснение. Для исследователя чрезвычайно важно систематизировать имеющиеся фактические данные в самом начале расследования, рационально обработать их и наметить пути дальнейших поисков. Рабочая гипотеза как раз и выполняет в процессе исследования функцию первого систематизатора фактов. Из рабочей гипотеза может превратиться в устойчивую и плодотворную. Вместе с тем она может быть заменена другими гипотезами, если будет установлена её несовместимость с новыми фактами.

 

Теоретическая и практическая новизна научных знаний, описанных в форме гипотезы, обеспечивается тем, что для определения целей, содержания и способов организации образовательного процесса исследователь обращается к другим, не педагогическим областям научных знаний. Это могут быть знания о развитии человека, о становлении личности, о развитии коммуникативных способностей человека и т.п. Новизна научных знаний обеспечивается также применением тех теорий и концепций из разных областей науки и философии, которые до этого не применялись в качестве методологического основания разработки педагогических технологий. Например, педагогические технологии воспитания, как правило, разрабатываются на основе нормативистских аксиологических теорий, хотя наиболее полно условия возникновения личностных ценностей (результата воспитания) описываются в онтологических аксиологических теориях.

 

Выдвижение предположения осуществляется с помощью логических умозаключений.

Выдвижение гипотезы (версии) лишь определяет направление расследования, которое с ее построения, по существу, еще только начинается. Следующий важнейший этап в развитии гипотезы (версии) - это ее проверка.

 

 

Метод познания, основанный на выведении (дедукции) заключений из гипотез и других посылок, истинностное значение которых является неопределённым, называется гипотетико-дедуктивным (см. Метод гипотетико-дедуктивный). С точки зрения логики, это вывод по схемам условно-категорического силлогизма. Результат вывода — вероятно-истинное знание, так как дедукция переносит вероятность гипотетической посылки на заключение. В целом, гипотезы представляют собой суждения Суждение, поэтому к ним применимы все синтаксические и семантические различения, выработанные в логике (см. Логика).

Гипотетико-дедуктивный метод, в отличие от аксиоматико-дедуктивного, - это метод преимущественно экстенсивный, позволяющий не столько организовывать имеющееся множество истин, сколько расширять его за счет добавления новых истин. http://society.polbu.ru/moiseev_sciencephilo/ch32_i.html В.И. Моисеев. Философия и методология науки. Гипотетико-дедуктивный метод научного познания

 

В методологии науки наработан ряд качественных параметров, которым должна удовлетворять правильно сформулированная гипотеза с точки зрения её нормативно-процессуальной организации. В частности, особо оговариваются такие процедурные требования к гипотезе:

a) её принципиальная реализуемость на данном уровне развития знания и наличными средствами,

b) избегание в гипотезе оценочных суждений,

c) отсутствие в гипотезе непроинтерпретированных понятий,

d) минимизация в гипотезе различных ограничений и допущений.

Процедуры специфицируются для различных классов (типов) гипотез: основных и неосновных (ориентирующихся на разные исследовательские задачи), первичных и вторичных (возникающих на базе или взамен первых), а главное — структурных (ориентированных на выявление структур, свойств, характера связей объекта), функциональных (ориентированных на определение степени тесноты связей и взаимодействий внутри определённой целостности), объяснительных (причинно-следственных). В ряде типологий к объяснительным относят и функциональные гипотезы, в других типологиях их объединяют вместе со структурными в тип (класс) описательных гипотез (в обеих типологиях структурные гипотезы квалифицируются как описательные).

Методы изложения теорий

Обычно выделяют три взаимодополняемых способа изложения теорий: исторический, эвристический, аксиоматический ( у Суханова с.63-64)

Раздел 2. Наука как деятельность по производству научных знаний.

Дата: 2019-02-19, просмотров: 248.