Тесты и нормативные оценки общей физической подготовленности, рекомендуемые при отборе баскетболистов в вузы
Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тесты

Оценка, баллы

5 4 3 5 4 3

Мужчины

Женщины

Прыжок вверх с места, см. 65 60 55 55 50 45 Бег 23 м, с. 4,1 4,2 4,4 4,6 4,8 5,0 Челночный бег, с. 15,4 15,8 16,6 17,0 17,3 17,6

Примечание. Челночный бег проводится на баскетбольной площадке, старт и финиш на лицевой линии. Тестируемый бежит к ближайшей линии штрафного броска и возвращается к линии старта; потом бежит к центральной линии и возвращается к линии штрафного броска; потом бежит к дальней линии штрафного броска и возвращается к месту старта.

 

Волейбол. При отборе талантливых волейболистов в высшие учебные заведения оценивается их специальная (табл. 47) и общая (табл. 48) физическая подготовленность.

Таблица 47 - Виды испытаний и нормативные оценки специальной подготовленности, рекомендуемые при отборе волейболистов (мужчин и женщин) в вузы

Виды испытаний

Оценка, баллы

5 4 3

Подача мяча (верхняя прямая в зоны 1, 6, 5, из 5 подач – количество попаданий). Подачи, выполненные другим способом, оцениваются из четырех баллов. 3 2 1

Передача мяча двумя руками сверху над собой в прыжке в круге диаметром 2 м (из 10 подач – количество попаданий). 10 8 6

Прием мяча (в зонах 1 и 5) двумя руками снизу с подачи в зону 3 (из 10 приемов – выполнено правильно). 10 9 8

Нападающий удар из зоны 4, 2 в зоны 1, 6, 5 (из 6 попыток – количество раз). 6 5 4

Участие в двухсторонней игре (оценка техники).

Оценивается по пятибалльной системе

       
Оценка тактики.        

Таблица 48 - Тесты и нормативные оценки общей физической подготовленности, рекомендуемые при отборе волейболистов в вузы

Тесты

Оценка, баллы

5 4 3 5 4 3

Мужчины

Женщины

      Бег «елочкой» (9, 6, 3 м), с. 27,0 28,0 29,0 28,0 29,0 30,0

Прыжок вверх с места, см. 71 68 65 50 45 44

Прыжок вверх с разбега толчком двух ног с касанием рукой отметки, см. 83 78 75 60 58 55

Метание набивного мяча (вес 1 кг) из-за головы двумя руками в прыжке на месте, м. 16,0 15,0 14,0 12,5 12,0 11,5

Гандбол. Нормативные оценки специальной и общей физической подготовленности, рекомендуемые для отбора гандболистов в вузы, приведены в табл. 49 и 50.

Таблица 49 - Виды испытаний и нормативные оценки специальной подготовленности, рекомендуемые при отборе гандболистов в вузы

Виды испытаний

Оценка, баллы

5 4 3 5 4 3

Мужчины

Женщины

Броски мяча на точность с разбега (из 12 бросков – количество попаданий). 10 8 6 10 8 6

Броски мяча на точность после ведения, с. 11,6 12,5 14,0 13,5 14,5 16,0

Броски мяча на дальность и точность в коридоре шириной 3 м, м. 45 40 36 40 36 32

Участие в двухсторонней игре (оценивается техника и тактика).

Оценивается по пятибалльной системе

     
Тест вратаря, с. 19,0 20,0 21,0 21,0 22,0 23,0

Примечания:

1. Для вратарей могут предлагаться отдельные тесты. Вместо первого теста вратарь может выполнить следующий тест. Находясь в центре ворот, после сигнала, отталкиваясь ногами, правой рукой касаются правого от себя верхнего угла ворот, потом левой рукой касаются нижнего угла линии штанги, правой рукой – правого нижнего угла и левой рукой – левого нижнего угла. Касание штанги должно быть не ниже 20 см в верхней части ворот и не выше 20 см в нижней части ворот.

2. Броски мяча на точность проводятся с разбега в три шага с 9-й линии (с центральной позиции) в цель размером 60 × 60 см, размещенную в углах ворот.

3. Во втором тесте (броски мяча на точность после ведения) старт с лицевой линии. Испытуемый подбрасывает мяч к центру игрового поля, догоняет его, выполняет бросок по воротам, потом подбирает второй мяч, который лежит на 9-й линии, обводит три стойки и выполняет бросок с 9-й линии в цель размером 60 × 60 см, размещенную в углах ворот. Броски выполняются в прыжке. Стойки размещены в следующем порядке: средняя в центре игрового поля, две другие на расстоянии 3 м от средней.


Таблица 50 - Тесты и нормативные оценки общей физической подготовленности, рекомендуемые при отборе гандболистов в вузы


Виды испытаний

Оценка, баллы

     
5 4 3 5 4 3

Мужчины

Женщины

     
Бег на 30 м с высокого старта, с. 4,1 4,3 4,5 4,6 4,8 5,0

Тройной прыжок с места, м. 8,00 7,50 7,00 - - -

Челночный бег на 100 м, с. 23,0 24,0 25,0 25,0 26,0 27,0

Примечание. Челночный бег выполняется на половине игрового поля. Старт и финиш на лицевой линии. Каждый раз, возвращаясь к лицевой линии, испытуемый бежит к 6-й линии, к 9-й линии, 6-й линии, возвращаясь к линии старта.

 

Футбол. Определение подготовленности проводят отдельно для полевых игроков и вратарей (табл. 51). Нормативные оценки общей физической подготовленности сходны для игроков различных специализаций (табл. 52).

Таблица 51 - Виды испытаний и нормативные оценки специальной подготовленности футболистов при спортивном отборе в вузы

Виды испытаний

Оценка, баллы

5 4 3

1. Удар по неподвижному мячу с расстояния 16,5 м в одну из половин ворот, разделенных по вертикали. Мяч должен перелететь линию ворот в воздухе и опуститься за отметкой 10 м (из 5 попыток – количество попаданий). 4 3 2

2. Футболист находится в центре поля (расстояние 50 м от линии ворот). По сигналу жонглирует (не менее 5 раз) мячом, продвигаясь вперед. Перед первой стойкой останавливается мяч и последовательно обводит пять стоек (расстояние между стойками 7 м). После обводки последней стойки, не дойдя до линии штрафной площадки, выполняет удар по воротам. Мяч должен в воздухе перелететь линию ворот. Оценивается время выполнения упражнения (всего дается одна попытка), с. 12 15 18

3. Футболист должен преодолеть на максимальной скорости первую часть дистанции – 15 м. Направление последующих трех отрезков (каждый длиной 5 м) – под углом 90° к предыдущей. На втором отрезке через 2,5 м от старта стоит барьер высотой 0,7 м (в конце отрезка лежит мяч). На третьем – расставлены 4 стойки, на четвертом – не доходя до финиша 2,5 м – на высоте один метр висит второй мяч. Стартуя, футболист перепрыгивает через барьер, выполняет удар по мячу ногой, оббегает стойки, на последней прямой наносит удар по мячу ногой, не отрывая опорной ноги от земли и финиширует. Всего выполняется одна попытка. Фиксируется время выполнения упражнения, с. 5,0 5,5 6,0

4. Двухсторонняя игра (оценивается уровень технического и тактического мастерства).

Оценивается

по пятибалльной системе.

     
5. Удар с земли по неподвижному мячу на дальность и точность (попадание в квадрат 5 × 5 м), м. 40 35 30

6. Бросок мяча на дальность и точность (попадание в квадрат 2 × 2 м), м. 35 30 25

7. Выполнение упражнения 3, предложенного для полевых игроков, с. 5,0 5,5 6,0


Таблица 52 - Тесты и нормативные оценки общей физической подготовленности, рекомендуемые при отборе футболистов в вузы


Виды испытаний

Оценка, баллы

5 4 3
Бег на 30 м, с. 4,0 4,3 4,6
12-мин бег, м: - до 30 лет; - после 30 лет.   2960 2850   2850 2800   2800 2700

Велосипедный спорт. При отборе талантливых велосипедистов в вузы предлагаются следующие испытания (табл. 53).

Таблица 53 - Виды испытаний и нормативные оценки, рекомендуемые при отборе велосипедистов в вузы

Виды испытаний

Оценка, баллы

5 4 3 5 4 3

Мужчины

Женщины

     
Гонка на время с раздельного старта 10 км, мин, с. 14.30 14.45 15.00 16.30 16.45 17.00

Подтягивание на перекладине, раз. 15 12 8 - - -

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз. - - - 25 20 15

Прыжки в длину с места, см. 240 220 200 200 180 160

Бег 1500 м, мин, с. 5.00 5.10 5.20 - - -

Бег 800 м, мин, с. - - - 2.50 3.00 3.10

Гребной спорт. Отбор гребцов в вузы производится по следующей программе (табл. 54).

Таблица 54 - Виды испытаний и нормативные оценки, рекомендуемые при отборе гребцов в вузы

Виды испытаний

Оценка, баллы

5

4

3

5

4 3

Мужчины

Женщины

Специальная физическая подготовка

Академическая гребля

1 – 1000 м, мин, с. 2 – 1000 м, мин, с.

3.30

3.25

3.40

3.35

3.50

3.45

3.55

3.50

4.05 4.00 4.15 4.10

Гребля на байдарках и каноэ

К – 1 – 500 м, мин, с. С – 1 – 500 м, мин, с.

1.58

2.10

2.00

2.15

2.06

2.20

2.12

-

2.16 - 2.20 -

Общая физическая подготовка

     
Бег 3000 м, мин, с. Бег 2000 м, мин, с. Приседание со штангой 50 кг за 30 с, раз (для гребцов-академистов). Приседание со штангой 30 кг за 30 с, раз (для гребцов-академистов). Подтягивание на перекладине, раз.

11.00

-

 

27

 

22

11.20

-

22

 

-

 

18

11.40

-

18

 

-

 

16

-

9.15

-

 

25

 

6

- 9.30 -   18   5 - 10.0 -   16   3

Плавание, мин, с.

50 м

 

0,42

50 м

25 м

50 м

 

1.11

50 м

25 м

Без учета времени

Без учета времени

                           

Плавание. При отборе пловцов в вузы оцениваются результаты предыдущих соревнований, техника плавания различными способами, специальная (табл. 55) и общая (табл. 56) физическая подготовка.

1. Показать в избранном виде плавания результат на оценку: 5 – I спортивный разряд и выше; 4 – результат между I и II спортивными разрядами, 3 – II спортивный разряд.

2. 200 м комплексное плавание с результатом не ниже II спортивного разряда и оценки техники способов (оценивается 9 нормативов: старт, четыре поворота и четыре способа плавания).

Таблица 55 - Виды испытаний и нормативные оценки специальной подготовленности, рекомендуемые при отборе пловцов в вузы

Виды плавания

Оценка, баллы

5 4 3

Мужчины

100 м кроль га груди, мин, с 100 м брасс, мин, с 100 м дельфин, мин, с 100 м кроль на спине, мин, с 59,5 1.12,5 1.04,5 1.08,5 59,6-1.03,2 1.12,6-1.16,5 1.04,6-1.08,0 1.08,6-1.12,5 1.03,3-1.07,0 1.16,6-1.20,5 1.08,1-1.11,5 1.12,6-1.16,5

Женщины

100 м кроль га груди, мин, с 100 м брасс, мин, с 100 м дельфин, мин, с 100 м кроль на спине, мин, с 1.06,5 1.25,5 1.13,5 1.16,5 1.06,6-1.10,0 1.25,6-1.30,0 1.13,6-1.18,5 1.16,6-1.21,5 1.10,3-1.13,5 1.30,1-1.34,5 1.18,6-1.23,5 1.21,6-1.26,5

Таблица 56 - Тесты и нормативные оценки общей физической подготовленности, рекомендуемые при отборе пловцов в вузы

Виды испытаний

Оценка, баллы

5 4 3 5 4 3

Мужчины

Женщины

Наклон вперед стоя на гимнастической скамейке, см. Подтягивание на перекладине (хват сверху), раз. Сгибание-разгибание рук в упоре лежа, раз. Выкрут рук за спину с гимнастической палкой, измеряется расстояние между кистями рук, см.   Бег 100 м, с. Кросс 1000 м, мин, с. Кросс 500 м, мин, с. 20   13   -   Хват на 10 см уже ширины плеч   13,0 3.10 - 15   11   -   Хват на ширине плеч   13,5 3.15 - 10   9   -     Хват на 10 см шире плеч   14,3 3.20 - 20   -   20     Хват на 10 см уже ширины плеч 15,2 - 1.45 15   -   15     Хват на ширине плеч     15,7 - 1.50 10   -   10     Хват на 10 см шире плеч   17,0 - 1.55

Борьба вольная и греко-римская. При отборе борцов вольного и греко-римского стилей предлагают шесть видов испытаний (табл. 57).

Таблица 57 - Виды испытаний и нормативные оценки в системе отбора борцов вольного и греко-римского стилей в вузы

Виды испытаний

Оценка, баллы

Весовые категории, кг

До 54 До 63 До 76 До 97 Более 97
Перекаты на месте. И.П. – упор головой в ковер, руки соединены в «замок», предплечья касаются ковра, фиксируется время выполнения 10 подряд попыток, с. 5 4 3 20,0 22,0 24,0 21,0 23,0 25,0 21,0 23,0 25,0 23,0 25,0 27,0 30,0 32,0 34,0
Загибание на «мосту». И.П. – «мост», руки соединены в «замок», предплечье касается ковра. Фиксируется суммарное время по 5 забеганий в каждую сторону, с. 5 4 3 26,0 28,0 30,0 26,0 29,0 31,0 28,0 30,0 32,0 30,0 33,0 35,0 32,0 35,0 37,0
Броски манекена прогибом. Фиксируется время 10 подряд бросков, с. 5 4 3 25,0 28,0 31,0 25,0 28,0 31,0 28,0 31,0 34,0 33,0 36,0 39,0 35,0 38,0 41,0
Броски манекена через спину. Фиксируется время 10 подряд бросков, с. 5 4 3 29,0 32,0 35,0 31,0 34,0 37,0 32,0 35,0 38,0 37,0 40,0 43,0 39,0 42,0 45,0
Оценка техники.

В партере. Перевороты: закручиванием, забеганием, переходом, перекиданием, разгибанием (только для вольной борьбы), накатом, прогибанием.

Броски: накатом (только для вольной борьбы), прогибанием, через спину.

В стойке. Перевороты: нырком, выседом (только для вольной борьбы).

Броски: через плечи, через спину, прогибом.

Заваливание: сгибанием, закручиванием.

Комбинации главных приемов в стойке.

Контрольные поединки.

Один-три поединка по заданию экзаменатора.

Борьба самбо и дзюдо. Система отбора талантливых самбистов и дзюдоистов в вузы предусматривает выполнение пяти специальных испытаний и четырех тестов общей физической подготовки. Испытания специальной физической подготовленности предусматривают выполнение упражнений на «мосту», броски манекена, выполнение элементов страховки, оценку техники и участие в контрольных поединках.

1. Забегание на «мосту». И.П. – «мост», руки сцеплены в «замок», предплечье касается ковра (по 5 раз в каждую сторону). Оценка техники и нормативы в соответствии с весовыми категориями борцов приведены в табл. 58.

2. Броски манекена предлагается выполнить 10 раз с максимальной быстротой (броски манекена прогибом). Нормативные оценки приведены в табл. 59.

 


Таблица 58 - Техника выполнения и оценочные нормативы теста забегание на «мосту» (с)


Техника выполнения

Оценка, баллы

Весовые категории, кг

Самбо

До 62 До 74 До 82 До 100 Более 100

Дзюдо

До 60 До 71 До 86 До 95 Более 95
Забегание в обе стороны в максимальном темпе, не останавливаясь при переходах из упора головой в ковер на «мост», выполняя по два максимально широких приставных шага, не подпрыгивая. 5 26 28 28 30 32
Неплавный переход из упора на «мост» и из «моста» в упор, смена положения головы и предплечий из исходного положения более чем на 45°. 4 28 29 30 33 35
Выполнение только в одну сторону, короткие шаги, смена положения головы и предплечий из начального положения более чем на 90°, в положении «моста» и упора головой в ковер, касание ковра не лбом и носом, а задней частью. 3 30 31 32 35 37

Примечание. Окончательная оценка выставляется по результатам оценки техники и времени, затраченного на выполнение упражнения.

Таблица 59 - Десятикратные броски манекена прогибом (с)

Оценка, баллы

Весовые категории, кг

Самбо

До 62 До 74 До 82 До 100 Более 100

Дзюдо

До 60 До 71 До 86 До 95 Более 95
5 4 3 29,0 32,0 35,0 31,0 34,0 35,0 32,0 35,0 38,0 37,0 40,0 43,0 39,0 42,0 45,0

3. Выполнение элементов страховки. Оценка элементов страховки представлена в табл. 60.

Таблица 60 - Оценка элементов страховки у борцов самбо и дзюдо

Оценка, баллы 5 4 3
Падание на спину переворотом в воздухе (3 способа). Высокий полет, мягкое приземление, правильная амортизация руками и группировка. Недостаточно высокий полет, падание с касанием головой. Падание через сторону, удар спиной в ковер.
Падание на руки прыжком (3 способа). Высокий полет, мягкое приземление. Недостаточно высокий полет. Жесткое приземление, касание подбородком, преждевременное касание ногами.
Падание на бок (3 способа в обе стороны). Мягкий перекат, четкий хлопок руками, правильная группировка. Преждевременный или запоздалый хлопок руками. Неправильный перекат, нечеткий хлопок, касание головой ковра. Ошибки при группировке (рук и ног).

4. Оценки техники. Оценивается техника выполнения приемов в стойке, борьба лежа и удержания, болевые приемы.

Стойка: выведение из равновесия, бросок захватом ног, бросок захватом ноги, подножка (передняя, задняя), подсечка, зацепка, подхваты, бросок через голову, бросок через спину, бросок через бедро, бросок через грудь.

Борьба лежа, удержания: сбоку, вверху, со стороны головы, со стороны ног (только для самбистов).

Болевые приемы: углом руки, рычагом локтя, рычагом колена, ущемлением ахиллова сухожилия (только у самбистов). Удушение: предплечьем, воротником (только у дзюдоистов).

5. Участие абитуриентов в контрольных поединках. По предложению экзаменатора выполнение 1-3 контрольных поединков.

Тесты и нормативные оценки общей физической подготовки, рекомендуемые при отборе самбистов и дзюдоистов, а также борцов вольного и греко-римского стиля в вузы приведены в таб. 61 и 62.

Таблица 61 - Тесты и нормативные оценки общей физической подготовленности борцов-мужчин при отборе в вузы (вольная борьба, греко-римская, самбо, дзюдо)

Тесты

Оценка, баллы

Весовые категории, кг

До 54 До 63 До 76 До 97 Более 97
Приседание с партнером на плечах, масса тела которого равняется собственному весу, раз. 5 4 3 22 20 16 23 20 17 24 20 18 21 18 15 19 16 13
Лазание по канату длиной 4 м, с. 5 4 3 8 14 17 9 13 17 9 13 17 9 13 17 11 15 19
Удержание угла 90° в висе, с. 5 4 3 30 31 14 31 24 17 33 26 19 26 19 12 20 13 10
Бег на 30 м с высокого старта, с. 5 4 3 4,6 4,7 4,8 4,5 4,6 4,8 4,5 4,6 4,7 4,6 4,7 4,8 4,7 4,8 4,9

 

Таблица 62 - Тесты и нормативные оценки общей физической подготовленности борцов-женщин при отборе в вузы (борьба самбо и дзюдо)

Тесты

Оценка,

Баллы

Весовые категории, кг

До 52 До 61 До 72 Более 72
Лазание по канату длиной 4 м, с. 5 4 3 17 20 23 17 21 25 17 21 25 19 23 26
Из виса на гимнастической стенке поднимание прямых ног с касанием опоры, раз. 5 4 3 9 7 6 8 6 5 8 6 5 6 5 4
Прыжки в длину с места, см. 5 4 3 200 195 185 210 200 190 210 200 190 205 190 180
Бег на 30 м с высокого старта, с. 5 4 3 4,8 4,9 5,1 4,7 4,8 5,0 4,7 4,8 5,0 4,9 5,0 5,2

Бокс. При отборе в вузы талантливых боксеров оценивается техника, тактика и общая физическая подготовка (табл. 63 и 64). Техника бокса демонстрируется в парах.

1. На дальней дистанции: передвижения, атакующие и контратакующие удары, защиты.

2. На средней дистанции: передвижения, атакующие и контратакующие действия, защиты.

3. На ближней дистанции: боевые стойки, вход и выход из ближнего боя, удары, защиты.

Тактика бокса оценивается по действиям в условном и вольном боях.

4. Ведение боя по дальней дистанции: маневрирование, защитные, атакующие и контратакующие действия (условный бег – 1 раунд × 2 мин).

5. Ведение боя на средней и близкой дистанциях: маневрирование, защитные, атакующие и контратакующие действия (условный бег – 1 раунд × 2 мин).

6. Вольный бег – 3 раунда × 2 мин для юношей и 3 раунда × 3 мин для юниоров и взрослых.

Прием нормативов проводится в трех возрастных группах: юноши 16-17 лет, юниоры 18-19 лет, взрослые 20 лет и старше.

Таблица 63 - Тесты и нормативные оценки общей физической подготовленности боксеров и кик-боксеров различного возраста при отборе в вузы

Тесты

Оценка, баллы

5 4 3 5 4 3 5 4 3

Юноши 16-17 лет

Юниоры 18-19 лет

Мужчины

Бег на 30 м, с 4,5 4,6 4,7 4,4 4,5 4,6 4,3 4,4 4,5
Бег на 100 м, с 13,6 13,8 14,0 13,4 13,6 13,8 13,2 13,4 13.6
Бег на 1000 м, с 3.10 3.20 3.30 3.05 3.15 3.25 3.00 3.10 3.20

Таблица 64 - Нормативные оценки теста «сгибание и разгибание рук в упоре лежа» у боксеров и кик боксеров различных весовых категорий и возраста, рекомендуемые при отборе в вузы

Весовые категории, кг

Оценка, баллы

5 4 3 5 4 3 5 4 3

Юноши 16-17 лет

Юниоры 18-19 лет

Мужчины

До 50 До 60 До 70 До 80 Более 80 40 38 36 34 32 35 33 31 29 27 30 28 26 24 2 45 43 41 39 37 40 38 36 34 32 35 33 31 29 27 50 48 46 44 42 45 43 41 39 37 40 38 36 34 32

 

Кик-боксинг. Кроме общей физической подготовки при отборе в вузы (см. табл. 63 и 64) у кик-боксеров оценивается базовая техника работы ногами, руками, в условном бою, а также техника и тактика в вольном бою.

Базовая техника работы ногами (без партнера):

- прямой удар (фронт кик) спереди, сзади стоящей ногой;

- удар вбок (раундхауз кик) спереди, сзади стоящей ногой;

- удар наотмашь (хил кик) спереди стоящей ногой;

- удар сверху (экс кик) спереди, сзади стоящей ногой;

- удар назад с поворотом (бок кик) сзади стоящей ногой;

- удар наотмашь с поворотом (криссей кик) сзади стоящей ногой.

Удары ногой в прыжке:

- прямой удар (фронт джампинг кик) сзади стоящей ногой;

- удар назад с поворотом (бек джампинг кик) сзади стоящей ногой;

- удар наотмашь с поворотом (криссей джампинг кик) сзади стоящей ногой.

Подсечки:

- спереди стоящей ногой;

- сзади стоящей ногой.

Базовая техника работы руками (удары):

- прямой (панг) спереди, сзади находящейся рукой;

- боковой (хук) – то же самое;

- снизу (апперкот) – то же самое;

- наотмашь (бокфист) – то же самое.

Базовая техника в условном бою:

- первый номер – атака по заданию экзаменатора;

- второй номер – адекватные виды защиты;

- провести 2 раунда по 2 мин.

Техника и тактика в вольном бою:

- провести 2 раунда по 2 мин.

Отбор спортивной элиты

 

На пятом, заключительном, этапе спортивного отбора наиболее важной задачей является комплексная оценка перспективности спортсмена. Например, к кандидатам в олимпийскую сборную команду страны по футболу (Г. А. Лисенчук и др., 1996) предъявляются следующие требования:

- высокий уровень технической оснащенности и физической подготовленности;

- способность эффективно реализовать технико-тактический и функциональный потенциал в условиях соревнований;

- высокий уровень волевых и нравственных качеств;

- умение вести жесткие единоборства во всех фазах игры.

Предлагается программа тестирования уровня подготовленности кандидатов в сборную, состоящая из четырех этапов:

- на первом этапе регистрируются анкетные данные, антропометрические показатели и уровень развития двигательных качеств футболистов;

- на втором этапе регистрируются психофизиологические характеристики;

- на третьем этапе определяется состояние сердечно-сосудистой системы;

- на четвертом этапе проходит физиологическое тестирование в лабораторных условиях. Физиологическое обследование позволяет определить функциональное состояние игроков, их резервные возможности и реакцию организма на предлагаемую тренировочную нагрузку.

На данном этапе отбора практически отпадает необходимость оценки перспективности спортсменов по морфологическим и функциональным задаткам, способности к эффективному спортивному совершенствованию. Здесь выдвигается задача выявления резервных возможностей организма для возможного дальнейшего повышения ранее достигнутого уровня адаптации (В. Н. Платонов, 1997).

Особое внимание должно быть обращено на продолжительность спортивной карьеры, объем перенесенных за многие годы подготовки тренировочных и соревновательных нагрузок. Наиболее талантливые спортсмены характеризуются быстрыми темпами роста спортивного мастерства. Так, в плавании для выполнения результатов мастера спорта В. Буре, В. Косинскому, Г. Куликову, Л. Порубайко потребовалось 1,5-2 года тренировок. Сильнейшие лыжники норму мастера спорта выполняют в среднем за 2-4 года занятий, а наивысшего результата достигают через 5 лет тренировок. Ведущие тяжелоатлеты рубеж мастера спорта также преодолевают за 2-3 года, однако своих наивысших результатов достигают через 8-10 лет занятий (В. М. Волков, В. П. Филин, 1983).

Неоценимую информацию для прогнозирования перспективности спортсмена на этом этапе отбора дает индивидуальная динамика роста спортивного мастерства выдающихся спортсменов. Так, восьмикратный олимпийский чемпион по плаванию Мэттью Бионди достиг своей вершины в 23-летнем возрасте; четырехкратный олимпийский чемпион Александр Попов установил мировой рекорд на самой популярной 100-метровой дистанции в этом же возрасте, а шестикратная победительница Игр XXIV Олимпиады Кристин Отто победила в Сеуле в 22-летнем возрасте (К. П. Сахновский, 1997). Совпадение возрастной и темповой динамики достижения спортивных результатов конкретного спортсмена с медалью чемпиона определяет потенциально высокие перспективы.

Серьезной проблемой пятого этапа спортивного отбора является комплектование сборных команд, особенно национальных олимпийских команд. Подводя итоги Игр XXIV Олимпиады и определяя перспективы совершенствования системы олимпийской подготовки в Украине, В. Платонов (2001) высказал следующие концептуальные положения:

- количество спортсменов, отобранных и включенных в подготовку к Играм 2004 года, должно быть ограничено реальными претендентами на место в шестерках сильнейших спортсменов и команд. Для Украины в первом году олимпийского цикла их не должно быть более 500, во втором – 400, в третьем – 300, в четвертом – 200. Фактически в течение первых двух лет четырехлетнего олимпийского цикла происходит отбор перспективной молодежи, к концу третьего года формируется предварительный, а на четвертый год – окончательный состав сборной команды. Количество спортсменов, которые примут участие в Играх, не должно превышать 100-200;

- ошибкой является ориентация при отборе контингента спортсменов для участия в следующих Играх на результаты, показанные ими на предыдущей Олимпиаде. Этот подход приемлем лишь для очень небольшой группы спортсменов (не более 20-30 человек). Это, как правило, спортсмены, показавшие на прошедшей Олимпиаде высокие результаты (1-6-е места), не имеющие серьезных травм, тренировавшиеся в прежние годы без чрезмерных нагрузок и не перешедшие верхней границы оптимальной возрастной зоны для демонстрации наивысших достижений;

- при отборе кандидатов на подготовку к следующим Олимпийским играм следует ориентироваться на совокупность критериев, в числе которых спортивный результат на предыдущей Олимпиаде является лишь одним из них, к тому же далеко не основным. Основными критериями должны быть определены резервные возможности спортсменов и реальность достижения ими результатов мирового класса, психологическая устойчивость, высокие адаптационные возможности, отсутствие хронических травм. Перспективными могут оказаться молодые спортсмены, занявшие в мире места с 70-80-го до 150-180-го. В отдельных видах спорта это могут быть молодые спортсмены, успешно выступившие на Всемирных играх универсиад, престижных юношеских и молодежных турнирах.

Важной проблемой заключительного этапа спортивного отбора является всестороннее медицинское обследование. Известно, что спортивные травмы не позволяют совершенствовать мастерство 60-70% выдающихся спортсменов. Поэтому регулярные медицинские обследования должны показать, способен ли спортсмен к дальнейшей напряженной работе, не окажутся ли предыдущие травмы хроническими.

Психодиагностика основных компонентов психологической готовности спортсменов высокого класса (табл. 65) позволяет судить об их потенциальных возможностях.

Таблица 65  - Основные компоненты психологической готовности спортсменов

(Г. Ложкин, В. Воронова, В. Ковальчук, И. Корнейко, 2001)

 

Готовность

Компонент

Мотивационный Рефлекторный Эмоциональный Сенсорный Общая Замкнутость – общительность. Подчиненность – доминантность. Сдержанность – экспрессивность. Робость – смелость. Самооценка. Интеллект. Воображение. Уровень субъективного контроля. Консерватизм – радикализм. Устойчивость – неустойчивость. Жесткость – чувствительность Уверенность. Расслабленность – напряженность. Тревожность. Сензитивность. Моторная организация. Точность. Темп работы. Этапная Мотивация достижения цели. Волевая активность. Самоконтроль, саморегуляция. Уверенность. Толерантность. Эмоциональное истощение. Точность при работе. Внимание. Темп работы. Скорость. Текущая Структура мотивации (соотношение мотивации достижения цели и избегания неудачи). Желание тренироваться. Самооценка активности. Вегетативная активность. Динамика точности. Динамика эффективности работы. Динамика темпа работы. Динамика скорости переноса информации. Непосредственная Адекватность притязаний. Желание соревноваться. Самооценка самочувствия. Самооценка настроения. Уверенность в своих силах. Значимость соревнований. Реактивная тревожность. Эмоциональное возбуждение. Сенсорная устойчивость. Точность. Внимание. Темп работы. Скорость переноса информации.

 


Дата: 2019-02-19, просмотров: 322.