Продолжением предыдущих этапов является четвертый этап спортивного отбора – обор талантливых спортсменов. Опишем общие проблемы, которые должны быть решены на данном этапе, а также технологию отбора талантливых спортсменов в высшие учебные заведения.
Общие проблемы отбора талантливых спортсменов
Важной задачей данного этапа является выяснение предрасположенности спортсмена к достижению результатов международного класса. Решение задачи возможно несколькими путями.
1. Оценка соответствия спортсмена модельным характеристикам. Модельными могут быть антропометрические показатели (табл. 37), функциональные характеристики (табл. 38) и уровень развития двигательных способностей спортсменов высокого класса. При оценке существенным является не только определение наличия развития данного показателя, но и прогноз возможного предела роста конкретных способностей спортсмена.
Таблица 37 - Модельные морфологические показатели спортсменов высокого класса, специализирующихся в циклических видах спорта (В. Н. Платонов, 1997)
Вид спорта, дистанция
Морфологические показатели
Мужчины
Женщины
Таблица 38 - Модельные характеристики функциональной подготовленности пловцов высокого класса (В. Н. Платонов, 2000)
Способ, Дистанция |
Прогнозируемый результат, мин, с |
Скорость плавания, при которой Энергообеспечение происходит |
Лактат, Ммоль/л | |||||||||||
На уровне ПАНО, м/с |
В смешанной зоне (аэробно-анаэробной), м/с | |||||||||||||
Муж. |
Жен. | Муж. | Жен. |
Муж. | Жен. | Муж. | Жен. | |||||||
Вольный стиль: 100 м 200 м 400 м 1500 м | 0,48 1,47 3,46 14,40 |
0,54 1,56 4,01 8,15 | 1,78 1,59 1,51 1,47 | 1,58 1,47 1,41 1,36 |
1,91 1,70 1,62 1,62 | 1,70 1,57 1,51 1,47 | 20,0 24,0 20,0 20,0 | 14,0 16,0 14,0 14,0 | ||||||
Брасс: 100 м 200 м | 1,00 2,12 |
1,08 2,29 | 1,40 1,29 | 1,26 1,15 |
1,50 1,39 | 1,35 1,22 | 20,0 24,0 | 14,0 16,0 | ||||||
Баттерфляй: 100 м 200 м | 0,52 1,56 |
0,58 2,06 | 1,65 1,48 | 1,47 1,35 |
1,77 1,58 | 1,58 1,45 | 20,0 24,0 | 14,0 16,0 | ||||||
На спине: 100 м 200 м | 0,545 1.56,5 |
0,59 2.08,0 | 1,57 1,47 | 1,45 1,33 |
1,68 1,57 | 1,56 1,42 | 20,0 24,0 | 14,0 16,0 | ||||||
Комплексное плавание: 400 м | 4.19,0 |
4.35,0 | 1,32 | 1,25 |
1,42 | 1,25 | 24,0 | 14,0 | ||||||
2. На данном этапе спортивного отбора прогноз результатов в избранном виде спорта (следовательно, предрасположенность спортсменов к высоким спортивным достижениям) может осуществляться по отдельным показателям специальной подготовленности или элементам соревновательной деятельности спортсменов.
Например, И. П. Волков, Б. Н. Юшко (1988) при исследовании легкоатлетов-спринтеров нашли значительную корреляционную взаимосвязь между результатами в беге на 100 м и 200 м и некоторыми показателями специальной физической подготовленности. Это позволило им предложить регрессионные уравнения, которые позволяют определить готовность спортсмена показать спортивный результат в зависимости от развития определенных показателей специальной подготовленности.
Л. П. Макаренко (1989) предлагает перспективность спортсменов определять по отдельным показателям их соревновательной деятельности. Так, для пловцов информативными являются показатели времени прохождения ими 10-метрового стартового и 15-метрового поворотного (7,5 м до и после поворотного щита) участков дистанции 100 м.
Автор отмечает, что в данной ситуации тренеру следует поинтересоваться, с какими конкретными показателями преодолевают сегодня стартовый и поворотный отрезки сильнейшие пловцы мира – потенциальные соперники его ученика на чемпионате мира. Это позволит не только уточнить модельные характеристики соревновательной деятельности будущего чемпиона, но и предусмотреть возможные тактические варианты прохождения дистанции в финале чемпионата мира.
В другом виде спорта, например, в спринтерском беге, информативными показателями соревновательной деятельности могут быть частота и длина шагов, биомеханические показатели техники бега, скорость преодоления различных участков соревновательной дистанции. Так, у лучших легкоатлетов мира частота шагов 4,7-5,5 ш*с. Длина беговых шагов колеблется от 190 до 270 см (соотношение длины шага к длине тела составляет 1,25-1,35). Угол отталкивания 42-45°, угол в коленном суставе в момент наибольшего амортизационного сгибания достигает 140-148°, наклон туловища вперед (от вертикали) 10-12° (Н. Н. Щербина, 1990).
3. Сравнение возраста конкретного спортсмена с оптимальными возрастными границами достижения наивысшего результата в определенном виде спорта. Например, анализ Олимпийских игр 1956-2000 годов показал, что возрастной диапазон чемпионов и призеров легкоатлетов находится в пределах 16-40 лет (В. Ивочкин, 2001). Среди мужчин 46% медалистов оказалось в возрасте 25-29 лет, 35% – в 20-24 года. Количество чемпионов и призеров Олимпийских игр в юниорском возрасте (2%), а также в 30 лет и старше (17%) было относительно незначительным. Аналогичная тенденция наблюдается и у женщин. Для некоторых видов спорта определены возрастные границы роста спортивного мастерства, а также сроки достижения высшего результата (см. уч. пособие Л. П. Сергиенко, 2013 табл. 4.49).
Сравнивая индивидуальные возрастные данные, а также сроки выполнения определенных квалификационных норм со среднестатистическими показателями, можно судить о талантливости спортсменов. У талантливых спортсменок количество лет, необходимых для выполнения очередного норматива спортивной квалификации, как правило, меньше. В более молодом возрасте они показывают первые высокие спортивные результаты.
Значимой на данном этапе спортивного отбора является дальнейшая оценка личностных и психологических качеств спортсмена. Прежде всего, оценивается психологическая надежность к перенесению тренировочных и соревновательных нагрузок. Для этого можно использовать критерии, представленные в табл. 39.
Таблица 39 - Критерии психологической переносимости тренировочных и соревновательных нагрузок спортсменов (Х. Кратцер, 1991, в нашей интерпретации)
Положительные | Отрицательные |
Без особого труда спортсмен переносит обычные для данного вида спорта и его уровня спортивного мастерства тренировочные нагрузки. | Иногда после обычной нагрузки наблюдается утомление. |
Несмотря на значительные нагрузки (учебные и бытовые), симптомов утомления после обычной тренировки у спортсмена не наблюдается. | В конце тренировочных занятий наблюдается ухудшение точности выполнения действий. |
Даже интенсивные тренировочные нагрузки не приводят к снижению спортивных результатов. | При высоких нагрузках на тренировках происходит снижение спортивных результатов и академических успехов. |
Спортсмен показывает высокие результаты после проведенных накануне соревнований. | Спортсмен не может показать своих высоких результатов после участия в соревнованиях. |
Спортсмен сравнительно быстро восстанавливается в условиях интенсивных тренировочных и соревновательных нагрузок. | Спортсмен медленно восстанавливается после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок. |
По мнению В. Н. Платонова (1997), на этом этапе спортивного отбора важно оценивать у спортсмена устойчивость к стрессовым ситуациям соревнований, умение мобилизовать свои резервные возможности при острой конкуренции, способность контролировать соревновательную деятельность, умение показывать наивысшие результаты в наиболее ответственных соревнованиях, при участии сильных соперников. Опытные тренеры в качестве одного из значимых критериев при оценке перспективности спортсменов используют их способность показывать в финальных соревнованиях более высокие результаты, чем в предварительных. Совершенствование психологической надежности спортсменов происходит с большим трудом.
Комплектование команды – также важная задача четвертого этапа спортивного отбора. Например, в командных гонках на треке и шоссе при комплектовании команды часто ориентируются на сходство антропометрических показателей участников, на способность вести гонку в лидирующей позиции, умение эффективно финишировать (В. Н. Платонов, 1997).
Дата: 2019-02-19, просмотров: 359.